news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Гульнара СЕРГЕЕВА: «Административные регламенты призваны облегчить жизнь предпринимателям»

Очередным гостем интернет-студии агентства «Татар-информ» стала генеральный директор Агентства по развитию предпринимательства РТ, депутат Государственного Совета Татарстана Гульнара Сергеева. Как представил свою собеседницу ведущий видеоконференции Леонид Толчинский, генеральный директор агентства, Гульнара Сергеева является достаточно известной в республике личностью, которая, обладая значительной юридической практикой, активно отстаивает в органах власти интересы предпринимательских кругов и, тем самым, содействует развитию малого и среднего бизнеса в Татарстане. В качестве темы для обсуждения были вынесены административные регламенты, которые, по мнению Правительства республики и руководства АРП РТ, существенно облегчат жизнь предпринимателям.

Гульнара Ильдусовна, для начала разъясните рядовому обывателю, что такое регламент, откуда возникла необходимость их разработки, что они сулят приятного, а может быть, неприятного и для кого?
Г.С.: В документе под названием «регламент» расписывается каждое действие, каждый шаг той или иной службой, с указанием конкретных сроков их исполнения, а также перечня запрашиваемых с заявителя документов.

Впервые о регламентах мы заговорили 3 года назад, когда в населенных пунктах республики обострилась проблема предоставления земельных участков. Казалось бы, у нас есть сроки, предусмотренные законодательством, что, например, в течение месяца должен выйти тот или иной документ, например, из администрации города Казани. Но внутри городской администрации существовало несколько разных служб. Получалось, что когда предприниматель подавал документы или заявление на выделение земельного участка, он рассчитывал на соблюдение порядка, установленного Земельным кодексом. Тем не менее, прохождение документов по согласованию в разных службах самой же администрации города – главного архитектурно-проектного управления, земельного комитета, комитета по управлению имуществом и т.д., - занимало определенное время, которое доходило до полутора, а порой и до трех лет.

Вторая проблема, которая возникала тогда и существует сейчас во многих службах, следующая: обычно в законодательстве прописан весь перечень документов, требуемых любой службой, но он разбросан по разным инструкциям и прочим официальным бумагам. Любой предприниматель, даже при наличии в его фирме собственной юридической службы, не в состоянии сидеть и сверять все, что требует у него чиновник. Чиновники, в свою очередь, нередко требуют от заявителя те документы, которые не предусмотрены дополнительными нормативно-правовыми актами, либо несколько меняют ситуацию. К примеру, если нужно предоставить поэтажный план здания, просят технический паспорт. Но ведь поэтажный план подразумевает простое снятие копии плана, а технический паспорт нужно изготавливать отдельно - это соответствующие денежные и временные траты.

По этой причине нам хотелось бы видеть регламенты, направленные на защиту наших предпринимателей и физических лиц, чтобы в них было расписано, в какой службе внутри самого ведомства находится документ, сколько дней он может лежать у одного специалиста, сколько у другого, чтобы был перечень запрашиваемых документов, причем исчерпывающий, дабы чиновники не могли требовать то, что не предусмотрено законом.

Сегодня понятие регламента стало толковаться шире, идет речь о необходимости их принятия по всем министерствам и ведомствам. Однако, одно дело регламент, касающийся деятельности одного государственного органа, другое - регламенты взаимодействия нескольких ведомств, о чем мы также ведем речь. Возьмем для примера тот же Роспотребнадзор или бывшую санитарно-эпидемиологическую службу. Прежде чем получить сертификат в данной структуре, предприниматель должен собрать справки в других федеральных службах.

Вы заговорили о федеральных органах - насколько получится вписать их в какой-то регламент?
Г.С.: На мой взгляд, именно во взаимодействии федеральных органов скрывается основная проблема предпринимателей. Наши республиканские министерства и ведомства выдают определенные согласования и решения, но не настолько часто, как это происходит в текущей деятельности предпринимателей. Чаще всего деловым людям приходится сталкиваться с федеральными службами. Внедрение в них определенных регламентов во многом зависит от желания руководителей. С одной стороны, создание регламента по взаимодействию нескольких федеральных структур между собой не противоречит законодательству, в то же время республиканские органы власти не могут обязать их придерживаться такого документа. Если сами органы будут взаимодействовать и подпишут между собой такое соглашение, то никакого нарушения закона в этом не будет, к чему мы сейчас и призываем.

Недавно мы проводили «круглый стол» совместно с ТПП РТ, предпринимателями, представителями федеральных структур. Некоторые федеральные ведомства, надо отдать им должное, нас поддержали, сказали, что это очень нужное дело, особенно для удобства людей, ведь не каждый человек способен юридически разобраться во всех инструкциях. Если бы были упрощенные и доступные регламенты, представленные в виде в виде сборников, памяток или брошюр, было бы великолепно.

В качестве пилотного проекта в данном направлении мы начали проводить работу с региональным Управлением федеральной антимонопольной службы. У них уже существует свой внутренний регламент, причем он принят их вышестоящей организацией. Этот регламент расписан на 60 листах, и, естественно, предпринимателю нет необходимости изучать его полностью. Из их административных регламентов мы выбрали те положения, которые касаются наиболее часто встречающихся фактов обращения предпринимателей, и сделали более упрощенные регламенты. В них мы расписали буквально все: как и куда подается заявление, через какой срок предприниматель обращается в следующую инстанцию, какие документы ему нужно приложить. По действующему в ФАС порядку, заявление может быть в произвольной форме, но мы разработали типовые формы заявлений по каждому случаю, чтобы предпринимателю было удобнее - висят же образцы исковых заявлений в судах. Мы согласовали этот регламент с УФАС по РТ. Если бы такие регламенты были приняты во всех федеральных структурах, плюс ко всему были бы регламентированы процедуры взаимодействия между ними, то это было бы замечательно. Тем самым, мы бы разъяснили нормы закона предпринимателям, предупредили бы возникновение у них нарушений. Согласитесь, сегодня мало кто из юридических лиц знает антимонопольное законодательство: ФАС возбуждает дела, а предприниматель говорит, что даже не подозревал о возможности получения предписания за такое деяние или наложения штрафа. Мы свою задачу видим в разъяснении: в каких случаях предприниматели должны получать согласование антимонопольщиков, какие могут быть виды ответственности, чем это обернется для фирмы.

Как внедрение регламентов соотносится с создаваемыми в республике и в федеральных органах всевозможными электронными базами данных? Зачастую, приходя в различные ведомства на согласование или на получение разрешения, предприниматели и рядовые граждане воспроизводят из раза в раз одну и ту же информацию. Более того, с обратившихся требуют одни и те же справки, причем не копии, а оригиналы. Нельзя ли как-нибудь объединить базы данных, чтобы госорганы брали информацию о заявителе в одном месте?
Г.С.: Как вам известно, мы с управлением Ростехнадзора попробовали сделать систему прохождения документов в электронном виде, чтобы предпринимателям не приходилось носить все время эти документы, выстаивать в очередях, лично передавать подлинники. Эта система начала работать, однако не все предприниматели пользуются ею, поскольку люди еще не привыкли. Смысл в следующем: заявитель отправляет по электронной почте полный пакет документов в Ростехнадзор, ведомство уведомляет, что документы получены, специалисты проверяют их в течение установленного регламентом срока. Если чего-то не достает, специалист направляет предпринимателю заключение в электронном виде о необходимости дополнительного представления того или иного документа. В конечном итоге предприниматель направляет исправленный пакет заявочной документации, после чего выдается заключение либо свидетельство. Поскольку требуется наличие разрешения в бумажном виде, предприниматель приходит в Ростехнадзор с подлинниками документов, показывает их и взамен получает подлинное свидетельство от ведомства. Т.е., вся подготовительная работа ведется в электронном виде, и только на последнем этапе идет своеобразный обмен подлинниками. Данный порядок внедрили тогда, когда была поднята проблема расчета экологических платежей. В системе предусмотрена возможность заполнения расчетов в электронном виде – это же тоже удобно: основные базы для расчета вбиты, а предприниматель только вносит в таблицы свои исходные данные. Мы призывали предпринимателей, чтобы они попробовали воспользоваться этой системой, и высказали свои замечания. Если эта система в чем-то неудобна, несовершенна, мы ее будем поправлять, исправлять, адаптировать.

Ваша работа не показала необходимость сокращения самого количества документов, которые собирают люди? Иногда чиновники требуют значительное количество бумаг, которые не имеют принципиального значения для решения того или иного вопроса. И вообще, может быть даже какие то службы не очень-то и нужны?
Г.С.: Когда по регистрационной службе создавали регламент порядка прохождения документов по всем сделкам, выявилось немало фактов, когда в той или иной службе требовали бумаги, которые действительно не нужны, либо излишне было запрашивать полные документы. А ведь нередко документы, без которых можно обойтись, несут за собой определенные расходы. В результате проделанной работы по упрощению предрегистрационной подготовки документов заметно сократилась сумма сопутствующих расходов у заявителей. Так, по земельным сделкам повсеместно требовалось изготовление топографических карт, что стоило от 30 до 40 тысяч рублей. Когда мы пришли к выводу, что на этой стадии топографическая съемка вообще не требуется, суммы сократились до одной–двух тысяч рублей.

Если проводить такую ревизию, то надо поработать буквально с каждой службой. Некоторые говорят: «Нам удобно, чтобы у нас был полный пакет документов». Наверно, это действительно удобно для пополнения базы данной службы, но если такие запросы не предусмотрены законом, то они не правы. Можно привести и массу других элементарных примеров: когда написано, что необходимо представить копию устава, требуют нотариально заверенную копию, которая опять-таки сопряжена с затратами. Или, например, нужно представить только первый лист устава, а предприниматели вынуждены делать копию всего устава полностью.

Что касается сокращения числа служб, то в определенных случаях в этом тоже есть необходимость, но для разрешения данной проблемы требуется законодательная инициатива, т.е. она решается через Госсовет республики или Государственную Думу.

Что-то такое в нашей республике вызревает? Если не ликвидировать определенную службу вообще, то хотя бы сократить ее полномочия, а может даже ее переориентировать? Может, эта служба в чем-то другом более востребована, нежели чем в разрешительных визах?
Г.С.: Кстати, например по Роспотребнадзору уже давно говорят, что в санитарно-эпидемиологическом ведомстве действуют устаревшие требования, устаревшие акты и инструкции. Ведь там их огромное количество и, по идее, эту массу документов необходимо ревизировать, отменить все морально устаревшее. Но говорят, что это потребует колоссальных денежных затрат. Как бы там ни было, такая работа должна быть проведена, причем на уровне федерации. Особенно по санитарно-эпидемиологическим нормам и СНИПам (строительным нормам и правилам) очень часто предприниматели жалуются, что действуют требования, не соответствующие времени, в исполнении которых нет необходимости. Где-то идет отставание законодательства от темпов изменения условий ведения бизнеса.

Наверно, несколько наивная постановка вопроса, но все же, я так думаю, им задаются многие граждане: нельзя ли взять и четко установить, что каждая служба, относящаяся к разряду государственной либо муниципальной, обязана рассматривать подобного рода документы, скажем, не более двух-трех суток? Просто ограничить всех во времени - вне зависимости от сложности работы этой службы: «Ты исполняешь, государственную миссию, наделен такой почетной обязанностью - будь добр рассмотреть заявление за три дня». Тогда и никаких отдельных регламентов не надо будет писать.
Г.С.: В связи с этим у меня тоже постоянно возникает вопрос. В той же регистрационной службе мне, как юристу, непонятно, когда написано, что регистрация должна проводиться в срок не более 30 дней, а это трактуется, даже на федеральном уровне, что «не раньше, чем за 30 дней». И если ты хочешь зарегистрировать сделку быстрее этого срока, то нужно написать заявление руководителю службы, объяснить причины такой «спешки», причем причины должны быть уважительными. Только после этого руководитель федеральной службы решит, стоит ли ускорять или нет. Если бы было написано, что надо обязательно выдержать 30 дней и только на 31-й зарегистрировать, тогда было бы все понятно. Но когда предприниматель получает кредит и ему нужно оформить договор залога, для него каждый день важен, зачем нужно выжидать целый месяц?

К сожалению, этот вопрос ведет и к коррупции. Мы сейчас часто говорим о необходимости проверять нормативно-правовые акты на коррупциогенность. Существуют нормы закона, которые заведомо ведут к коррупции. К примеру, когда имеются альтернативные штрафные санкции - от тысячи до 30 тыс. рублей: в данном случае, скорее всего, дешевле решить вопрос с чиновником, чем выплачивать государству 30 тыс. руб. Поэтому правильно ставится вопрос о создании института, который бы проверял любой нормативно-правовой акт на коррупциогенность. Если бы мы не оставляли таких лазеек для чиновников, то таких проблем бы возникало меньше.

Насчет регламентов мы ставили и такую задачу, как обеспечение прозрачности прохождения документов, т.е., чтобы я могла зайти на сайт государственного органа и увидеть, что мое заявление сдано такого-то числа, проследить, куда попали поданные мною документы, соблюдаются ли сроки регламентов. Дело это, конечно, затратное, но надеемся, что со временем оно будет внедрено в практику. Мне кажется, эти меры способствовали бы тому, чтобы чиновники не злоупотребляли и не позволяли документам долго лежать в их кабинетах. Во всяком случае, руководители структур могли бы проверять правильность работы своих же сотрудников, а также вести учет движения документов.

Вы не проводили экспертный анализ, как много документов коррупциогенного характера?
Г.С.: Это невозможно, поскольку выпущено огромное количество нормативно-правовых актов. С этим сталкиваешься непосредственно, когда открываешь тот или иной законодательный акт. Например, в Административном кодексе бывает такая «вилка» взысканий, которая заведомо наталкивает на коррупционные явления, либо когда санкции слишком высокие, порождают искать пути разрешения вопроса в обход законодательства.

Мы изучали опыт борьбы с коррупцией в Шотландии, где предусмотрен механизм изучения каждого документа на коррупциогенность – есть институт, без заключения которого не принимается ни один нормативно-правовой акт. У нас пока такого обязательного прохождения нет, хотя в республике при антикоррупционном отделе создана специальная комиссия по антикоррупционной экспертизе правовых актов.

Огромное количество документов, которые вынуждены и иногда обязаны собирать предприниматели и рядовые граждане, с некоторых пор почти все до одного стали стоить каких-то денег. Насколько корректно, с вашей точки зрения, что государственные службы за выдачу информации государственного же характера берут деньги с налогоплательщиков, по сути содержащих эти службы? Рассматривали ли вы вопросы о каком-то регулировании существующих тарифов на услуги чиновников: кто-то берет 100 рублей за справку, кто-то – 10 тысяч, но на выходе, как правило, все равно небольшой документ с одной-двумя подписями?
Г.С.: Конечно, мы занимались и этой проблемой. Приведу пример. Когда решался вопрос оформления документации по экологическим платежам, управление Гидрометеорологии выдавало справку предпринимателям о климатических условиях. Так, предприниматели, строящие 2 объекта по соседству друг к другу, вынуждены были каждый платить за справку по 28 тыс. рублей, хотя климатические условия, понятно, одни и те же. Мы встречались и пробовали разрешить эту ситуацию, но в конечном итоге данный вопрос остался не до конца отрегулированным со стороны государства. По сути, государственная служба позволяла устанавливать расценки за свои функции. Метеорологи говорили, что затраты для измерения климатических условий в тех местах, где нет специальных станций, достаточно высокие, так как метеослужбе нужно вести наблюдения на протяжении года. Даже была ситуация, когда с одного юридического лица потребовали за это 600 тысяч рублей. Мы тогда подняли вопрос, почему этих сведений нет в общедоступной базе данных, чтобы просто взять в интернете, что в таком-то районе такие-то климатические условия, которые на протяжении лет не сильно изменяются. Видимо, предоставление таких справок является в какой-то мере средством существования таких служб.

Есть ощущение, что госорганы занимаются куда более эффективным бизнесом, чем приходящие к ним предприниматели.
Г.С.: На этот счет было поручение Премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова проверить государственные структуры на предмет наличия возле них коммерческих структур. Не секрет, что иногда государственные органы часть своих функций передают созданным вокруг них коммерческим структурам, которые выполняют эти же услуги за деньги. Говорят «Сходите в эту фирму, они вам сделают необходимые бумаги, помогут, затем принесете». Если ты это принесешь, то у тебя все нормально и все проходит. Сейчас данный вопрос взят под контроль правоохранительных органов.

Как может быть наказан чиновник, нарушающий регламент? Упрется, скажем, федеральный госслужащий, и заявит, что не будет его ведомство рассматривать документ 5 дней, а нужно оставить 25 дней.
Г.С.: Если не будет волеизъявления федерального руководителя, то регламент этот, безусловно, работать не будет. И принять его нам просто на республиканском уровне невозможно, мы не можем обязать федеральный орган исполнять этот регламент, т.е. внедрить его получится только по согласованию с федеральными службами. Они, в свою очередь, будут обязаны их исполнять, только если регламенты введут их вышестоящие органы. Тот же Роспотребнадзор объясняет: зачем регламент, у нас итак все расписано во всех инструкциях и законах. Но мы и не говорим, что не расписано – просто оно растворено в массе этих нормативно-правовых документов. Мы как раз предлагаем сделать саккумулированную выборку из всей массы законодательных актов и записать это в единый документ в виде регламента для удобства людей. Т.е.,это не будет новым законом или новой инструкцией.

Может, чиновники держатся за все эти права и формальности только потому, что за это предусмотрена плата? Не считаете ли вы нужным выйти с законодательной инициативой просто отменить финансовые сборы за выдачу документов в государственных учреждениях?
Г.С.: Речь не просто о платных сборах, здесь присутствует и умышленное затягивание сроков. Не секрет, что в кабинетах чиновников бумаги иногда лежат месяцами. Человек пытается выяснить, а ему отвечают: «Ваши документы, наверно, в этом отделе или в другом», заявитель не может найти концы. Если бы была публичность прохождения документов на сайте ведомства и был регламент, заявитель всегда мог бы контролировать продвижение своих бумаг и как-то ускорить процесс - обратиться к руководству службы, что документ лежит столько-то дней в отделе такого-то чиновника, написать жалобу в другие инстанции или правоохранительные органы.

Насколько предприниматели подталкивают своим поведением чиновников к коррупции и всевозможным злоупотреблениям? Они ваши союзники, или вы тоже с ними борьбу ведете?
Г.С.: За годы работы в Агентстве по развитию предпринимательства я стала условно делить предпринимателей на «добросовестных» и «недобросовестных», причем первые страдают от последних. Поясню: добросовестный предприниматель отчисляет взносы в Пенсионный фонд, платит официальную зарплату, т.е., он хочет вести бизнес легально. При этом у конкурента, который ничего этого не делает и платит зарплату в конвертах, затраты становятся меньше, продукция и услуги будут дешевле, в результате страдает добросовестный предприниматель. Надо отдать должное, эту проблему они начали осознавать, данный вопрос поднимался на последнем съезде предпринимателей, когда шла речь о социальной ответственности бизнеса, об этике его ведения, о том, что в среде предпринимателей также требуется навести порядок. Ведь недобросовестные предприниматели портят имидж всего бизнес-сообщества.

Почему предприниматели объединяются в ассоциации – это тоже один из способов решения проблемы. К сожалению, до сих пор не принят закон о саморегулируемых организациях, но если бы мы дали им часть государственных функций, то предпринимателям было бы выгодно войти в ассоциацию, чтобы получить какие-то преференции. Приведу пример коллегии адвокатов – это СРО, которой переданы функции государства по распределению уголовных дел: если ты состоишь членом коллегии, ты имеешь право участвовать в уголовных процессах. Таким образом, волей-неволей, каждый адвокат стремится войти в коллегию, а если его примут, то он будет обязан придерживаться Кодекса делового поведения адвоката и есть нормы, как наказать адвоката за несоблюдение этого кодекса. Если бы в каждой СРО были бы такие возможности, стало бы намного легче. Другой пример – ассоциация грузоперевозчиков. Они просят дать им возможность применять какие-то меры воздействия на своих членов, например, осуществлять господдержку только тех предприятий, которые вошли в ассоциацию. Хотя здесь тоже не исключена вероятность, что таким образом определенные предприниматели будут просто ущемлены в правах. Но в адвокатуре такого нет, постепенно, с годами все прижилось и у транспортников, я думаю, также должны быть наработаны традиции.

Пока нет закона о СРО, мы не можем давать преференции определенным кругам предпринимателей. Хотя сейчас в республике ведется разговор о внедрении системы, когда предприниматели, которые не платят зарплату своим сотрудникам на уровне минимального потребительского бюджета, не смогут претендовать на меры государственной поддержки.

Сегодня есть предприниматели, которые боятся предъявлять претензии власть имущим. Наверно, их можно понять, жалуются, что потом их начинают изводить контрольными проверками. Но есть и активные предприниматели. В последнее время Ассоциация наружной рекламы Казани активно борется и судится - Правительство республики услышало и взялось провести совещание по рассмотрению проблемы. Если не занимать активную позицию, то ситуация не отладится и будет ухудшаться.

Мне понравился опыт Казахстана в этой сфере. У них в законе о поддержке предпринимательства закреплено, что любой нормативно-правовой акт, касающийся регулирования предпринимательской деятельности, должен получить заключение в экспертном совете среди предпринимателей. Мы и в республике, как вы знаете, желаем ввести такой порядок, хуже ведь от него не будет. Это же не означает, что если экспертный совет даст отрицательное заключение, то закон не будет принят, тем не менее, полезные мысли прозвучать могут. Если их учесть, можно заранее ликвидировать какие-то проблемы в будущем. На уровне Кабинета Министров РФТ такой документ принят, но он не всегда соблюдается всеми структурами, с чем мы совместно с Экспертным советом по вопросам предпринимательства боремся. К сожалению, такой порядок пока не введен в муниципальных органах власти.

В том же Казахстане, а также в городе Баку департамент по развитию предпринимательства ведет учет всех проверок, которые осуществляются в организациях. Каждая структура предоставляет план проверок на определенный год и когда любая структура идет проверять коммерческую организацию, она уведомляет об этом департамент и затем представляет им акт завершившейся проверки, т.е. ведется специальный учет. Данный порядок позволяет исключить злоупотребление проверками. По внеплановым проверкам утверждается конкретный перечень оснований для их проведения - их результаты также сообщаются в департамент, который проверяет обоснованность проверки. 3 года назад мы пытались ввести регламент взаимодействия всех проверяющих органов в Татарстане и наделить полномочиями по сбору сведений о проверках Министерство юстиции РТ, но, к сожалению, и налоговые органы, и ряд других федеральных структур не согласились подписывать такой документ.

Сейчас к этому вопросу вы не вернулись? Там ведь и был хороший посыл, что они не только идут по плану, а все сразу комплексно приходят в какую-либо организацию, чтобы не ходить по очереди, за исключением тех самых «особых случаев».
Г.С.: Кстати, в том же Баку представитель департамента отправляется в организацию вместе с проверяющими. У нас это тоже в регламенте было предусмотрено. Мы включали положение о том, что этот чиновник из департамента не вмешивается в деятельность контролирующего органа, а просто присутствует во время проверки и наблюдает, чтобы не были нарушены права проверяемой организации. Не понятно, почему органы власти не хотят внедрять такой порядок – вроде им он никак не мешает.

Вопрос о роли и месте АРП РТ в этом процессе. Работа, я так понимаю, ведется целым блоком министерств, ведомств, общественных организаций. Насколько слышен голос вашего агентства и кто ваши союзники, поддерживает ли вас Правительство РТ?
Г.С.: Я могу уверенно сказать, что нас слышат и поддерживают, если даже сравнивать с положением дел в других регионах страны. Может быть, не во всех вопросах происходит взаимопонимание на том уровне, как нам хотелось бы, но не бывает такого, чтобы все делалось в угоду одной из сторон. За последние 3 года все-таки удалось решить многие вопросы, например, по гарантийному фонду для малого бизнеса. Да, мы говорили о необходимости его создания на протяжении двух лет, но все-таки мы своего добились, власти пришли к выводу о его целесообразности. Можно привести пример с льготным кредитованием малого и среднего бизнеса, что для них должны действовать отдельные программы. Возможно, для некоторых вопросов нужно какое-то время для созревания - может сейчас, уже назрела объективная необходимость в разрешении той или иной проблемы, но субъективно такое понимание у чиновников еще не выстроилось. Со многими министерствами мне легко работать, потому что есть понимание и есть желание услышать голос бизнес-сообщества.

Значит ли это, что Правительству республики, если оно один из инициаторов этой работы и ваш союзник, приходится параллельно воспитывать и собственных чиновников?
Г.С.: На последнем заседании Кабинета Министров РТ по выполнению программы поддержки предпринимательства было четко указано всем чиновникам и правоохранительным органам, что все вопросы по административным барьерам и по коррупции необходимо решать. После заседания Кабмина мы создали «скорую помощь для предпринимателей» по телефону 071, которая сейчас трансформировалась в «горячую линию». Мы просили сообщать нам, пусть на условиях анонимности, где есть аффилированные структуры, берущие деньги за оказание коммерческих услуг, навязываемых предпринимателям, где приходится платить чиновникам вознаграждение. Однако таких обращений не поступало. В основном, через «горячую линию» просят разъяснить, как получить лицензию, как начать бизнес. Я не понимаю, в чем дело. Сказать, что таких проблем вообще нет, нельзя - кулуарно все об этом говорят, жалуются. Хотелось бы призвать предпринимателей смелее обращаться по таким случаям, можно и на условиях анонимности. Без информации о таких фактах невозможно как-то регулировать ситуацию, даже правоохранительным органам сложно будет принимать соответствующие меры.

В какие сроки, по вашему мнению, заработает вся эта система регламентов? Когда можно ожидать реальных изменений в деятельности ведомств?
Г.С.: По республиканским министерствам и ведомствам регламенты уже приняты. По городу Казани, судя по последней информации, регламент разработан, и мы сейчас с нетерпением ждем, когда его примут, особенно в части регулирования земельного вопроса. По остальным муниципальным образованиям, к сожалению, пока работа не продвигается. По федеральным службам мы только начали эту работу, она пока идет достаточно медленно, но, как я уже говорила, все зависит от желания их руководителей и от того, будут они сопротивляться нашим начинаниям или нет.

Материал подготовил Булат СРУРОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100