news_header_top_970_100
news_header_bot_970_100

Градконцепция будущего Казани возродит трамваи в центре и населит его молодежью

Татарстан первым в России создает обоснованную архитектурно и юридически модель развития исторического ядра, включающую нематериальное наследие.

Градконцепция будущего Казани возродит трамваи в центре и населит его молодежью
news_top_970_100

(Казань, 5 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Возродить исторические трамвайные маршруты через центр Казани, сделать его жилым, но при этом не элитным, несколькими эстакадами соединить с набережной Волги и застроить под жилье и социальные объекты часть железнодорожной инфраструктуры около автовокзала на улице Татарстан. Такие предложения озвучили сегодня авторы концепции градостроительного будущего исторического центра Казани на пресс-конференции в исполкоме города, презентуя предварительные наработки «понятных правил игры для всех» на лакомой территории.

Сейчас, как констатировала главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина, в центр города застройщики, девелоперы и инвесторы идут с большими опасениями, боясь сложных требований к проектной документации, длительных согласований и необходимости найма узких специалистов. Это тормозит развитие центра города.

«Мы ищем пути, чтобы облегчить эту работу и таким образом оживить центр, но сохранив специфику и эксклюзивность этой среды. Я надеюсь, что итогом станут достаточно понятные для всех (архитекторов, застройщиков, жителей) правила работы в центре города. И это будет сразу видно по объему строительства, которое развернется, по многообразию функций, которые будут внесены, по воссозданию памяти», — сказала Тухватуллина.

Помощник Президента РТ Олеся Балтусова, в свою очередь, напомнила, что, по сути, старт осознанному развитию центра Казани еще в 2011 году дал глава региона Рустам Минниханов. Работа по созданию непосредственно единой концепции развития исторического центра началась два года назад. За это время разработчики поняли, что требуется внесение изменений в предмет охраны исторического поселения города Казань. Его, по словам Балтусовой, придется расширять, дополнять и, возможно, пересобирать.

«Внимательно изучив региональную и федеральную практику и ознакомившись с концепцией исторических поселений, мы поняли, что большим городам эта концепция не столь подробно предложена. Для мегаполисов, активно развивающихся больших городов, она не дает нужного механизма. Когда у нас будет концепция развития исторического центра Казани, мы хотели бы предложить свою методику для больших городов, через федеральное министерство рекомендовать и утвердить. У больших городов есть на это запрос», — сказала Балтусова, подчеркнув важность инициативы Казани.

Руководитель проектной группы Олег Маклаков также напомнил, что Казань — один из первых городов-миллионников, где было принято положение об историческом поселении центра.

Историческое ядро Казани, пояснил Маклаков, — это территория от Кремля до улицы Вишневского, плюс Адмиралтейская слобода и Пороховая слобода в районе улицы Гладилова. Это анклавы и массивы, которые были сформированы как город на конец XIX — начало ХХ века. Общая площадь исторического центра — около 23 кв. км, что, впрочем, составляет лишь 4-5% от площади современной Казани.

«Одна из первых наших задач заключается в том, чтобы четко и понятно формализовать предмет охраны и дать ему конкретные пространственные, геометрические характеристики, размеры. Исходя из чего потом сделать архитектурный конструктор — набор параметров для новой застройки, которая учитывала бы специфику исторической среды и позволяла новую застройку вписывать в эту среду, тем самым решая вопросы развития и сохранения», — рассказал Маклаков.

Эти меры повысят точность экономического расчета и экономическую отдачу от объекта. Столица региона не должна быть законсервирована как музей, акцентировал Маклаков, необходим комплексный подход к развитию исторической территории.

Авторы концепции выявили очевидную недостаточность развития и активности периферийных зон центра. Всегда были в приоритете улицы Баумана, Карла Маркса.

«Сам образ Казани мы, те, кто занимается пространством, проектированием, определяем как некую комету, где ядро — это Кремль, вся остальная территория — некий шлейф. Соответственно преобладание радиальных продольных связей, которые от центра тремя лучами идут к периферии. Традиционно вся нижняя пойменная территория за Кабаном отставала в развитии», — рассказал спикер.

Концепция, сказал архитектор, предлагает развивать поперечные связи внутри центра города, обойдя препятствие из железнодорожных путей несколькими пешеходными мостами.

«Основное предложение — выход центра города к набережным. Развитие этих поперечных связей выведет на другой уровень периферийные территории, даст им потенциал и толчок для развития. Ключевой вопрос — переформатирование и вывод участка железной дороги участка, который исторически отрезает центр Казани от Волги», — сказал Маклаков.

Участок проходящего здесь Большого казанского кольца, подчеркнул он, необходимо проектировать так, чтобы он не стал дополнительным препятствием, но позволил бы обеспечить транспортом территорию, не отсевая от города пешеходные потоки на набережную. Он также сообщил, что рассматривается возможность возрождения в центре города исторических (советских и даже дореволюционных) трамвайных маршрутов наряду с заложенным в генплан до 2035 года созданием экспресс-связи центра с периферией (круговой городской электрички). Почтовый двор железной дороги, территорию у автовокзала близ улицы Татарстан, по словам Маклакова можно было бы реновировать под жилую и социальную застройку.

«1000-летие Казани, Универсиада… — прошел этап развития города, мы показали всем, что у нас все круто. Сейчас надо заняться собой. Появляются низовые положительные тенденции — появление улицы-бара Профсоюзной. Нужно это подтягивать, выводить все на вокзал, чтобы центр перешел на новый статус. Вернуть активность в зону железнодорожного вокзала, а в зеленой зоне между ЦУМом и Дворцом спорта развитие пешеходного моста, возможно даже траволатора, который бы связывал верхнюю и нижнюю часть вокзала», — сообщил Олег Маклаков.

Для удобства застройщиков и проектировщиков авторы концепции намерены сформировать так называемые пространственные конверты — критерии этажности, глубины зданий, требований к фасадам и т. д., по которым можно будет «собирать» проекты.

«Застройщики сейчас заинтересованы в том, чтобы строить в центре города небольшие квартальчики, соразмерные историческому центру. В рамках концепции будут отработаны механизмы, похожие на Lego, — одноэтажный дом, какой он должен быть: в три окна, в пять окон, двухэтажный, кровля какая должна быть. Увеличится и скорость принятия решений по согласовываемым проектам», — заметила Ильсияр Тухватуллина.

Социолог, урбанист и член проектной группы концепции Марья Леонтьева при этом акцентировала, что на определенных территориях исследователи выявили устойчивые типы деятельности, которые повторяют логику развития города. У Казани оказалось семь ключевых опытов — того, что город делает независимо от политической, исторической или экономической ситуации конкретного времени.

«Мы говорим об опыте Казани в нужный момент служить опорой для Российского государства (обретение Казанской иконы Божией Матери, когда люди сплотились против польской интервенции, или эвакуация значительной части промышленности из Москвы и Российской академии наук). В другие моменты Казань становится новатором, который предлагает сам новые идеи и форматы для всего государства в целом. Так, именно здесь появилась идея частно-государственного партнерства, когда Петр I передал в частное управление суконную мануфактуру купцу Михляеву, или предложение, связанное с Конституцией в 90-е годы, или Иннополис — один из трех городов, построенных в новейшее время», — со своей стороны, рассказала Марья Леонтьева.

Работа над концепцией развития исторического центра Казани продлится еще 3-4 месяца и будет представлена летом. А уже лет через 15, по словам главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, город предстанет в стандартизированной узнаваемой идентичности.


Галерея: Пресс-конференция: концепция развития исторического центра Казани
news_right_column_240_400_1
news_right_column_240_400_2
news_bot_970_100