news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Главный раввин России поздравил российских евреев с праздником Пурим

В этом году Пурим празднуется 20 и 21 марта.

(Казань, 19 марта, «Татар-информ»). Сегодня Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с праздником Пурим, который в этом году празднуется 20 и 21 марта. Об этом агентству «Татар-информ» сообщил пресс-секретарь Главного раввина России Андрей Глоцер.

«Дорогие друзья!

Пурим - особый праздник, отличающийся от всех других. Да, в нем есть обычаи, схожие с другими нашими датами - чтение определенных священных текстов, обмен подарками, забота о бедных, праздничная трапеза.

Но два обычая Пурим ни на что не похожи. Более того - они прямо противоположны нашему обычному поведению - что в праздники, что в будни. Эти обычаи - пуримский карнавал, когда мы надеваем на себя смешные, а то и нелепые костюмы и маски, и пуримская выпивка, когда надо довести себя до такого состояния, что «не можешь отличить Амана от Мордехая».

На первый взгляд, это дела странные и нелогичные. Зачем нужны маски? Мы же хотим, чтобы человек вел себя естественно, с достоинством, чтобы он вызывал уважение, а не смех! А зачем нужно пить без меры? Всякий знает, что пьянство - плохо, в наших святых книгах все случаи неумеренного употребления алкоголя, со дней Ноя, осуждаются.

И вдруг – «напиться до такой степени, чтобы не отличать Амана от Мордехая»? Врага от друга?!

Впрочем, как и все "странности" нашей традиции, эти тоже имеют свое объяснение. Давайте вспомним события, которые мы вспоминаем в Пурим. Наш народ тогда жил в галуте, под властью царей, которые никогда не отличались добрым отношением к евреям. Однажды наши предки узнают, что царь Ахашверош издал указ истребить нашу веру и уничтожить всех евреев. Что было делать? Может быть, сменить веру? Но евреи поступили как раз наоборот: они собрались всем народом на молитву, и ни один не отступил от Б-га, от Торы и заповедей. Наши предки были готовы погибнуть, но не отречься от своего еврейства. Так проявилась любовь к Б-гу, которая выше разума.

А что это такое – «любовь, которая выше разума»? Обычно нам достаточно разумной любви: да, мы будем жить как евреи, но именно жить, а не умереть. Если ты умрешь - что останется от твоей любви?! И лишь в исключительных ситуациях в человеке открывается более высокая любовь - выше логики, выше разума, выше самой жизни. Это жертвенная любовь, когда человек забывает о самоконтроле и о «логическом» подходе, и может пойти на смерть ради того, кого он любит.

Наша религия - это религия жизни. Б-г не требует от нас жертвенной любви. Эту любовь принесли ему сами евреи в дни, когда Ахашверош велел злому Аману истребить наш народ. Почему они так поступили? Потому, что к ним пришло понимание более глубокое, чем то, что дает разум: они поняли, что вся наша жизнь от Б-га, и без Б-га жизни нет.

И то, что сделал Б-г, увидев такое самопожертвование наших предков, тоже лежало выше разума. Ахашверош, который прежде считал еврейский народ чужеродным и враждебным телом в своей империи, вдруг полностью изменил свои взгляды - хотя, как мы знаем из истории, восточным владыкам такое поведение совершенно не свойственно. Аман - самый сильный человек в персидском государстве - вдруг потерял всю свою силу и пал жертвой собственной злобы. Весь мир перевернулся в один день - он как бы «потерял самоконтроль и логический подход».

Отсюда и обычай пить без меры в Пурим. Во все другие праздники мы стараемся глубже понять логику событий, которые отмечаем, объяснить для себя слова Торы об этих событиях. В Пурим все наоборот - это день, когда мы говорим, что не надо ничего понимать, надо просто любить без границ и пределов, которые нам всегда ставит наш собственный разум. Надо выйти на уровень, который выше разума.

По большому счету, по этой же причине мы устраиваем в Пурим маскарад. Весь год мы ведем себя «как полагается» - показываем другим свою основательность, разумность, положительность. Только давайте задумаемся, что это значит – «показываем другим»? По сути дела, это означает, что мы весь год носим маску. Наше повседневное поведение обставлено тысячей условностей: мы одеваемся так, как «принято» одеваться, мы приветствуем друг друга так, как «принято в обществе»; мы обсуждаем темы, которые «принято» считать животрепещущими. В этом нет ничего плохого: на условностях держится общественная стабильность, соблюдая их, мы демонстрируем свою готовность быть полезными членами общества. Ходить на официальный прием в костюме, а не в халате; пожимать руку в знак приветствия, а не лезть с поцелуями - все это показатель уважения к другим людям, к обществу в целом. Если хотите – «разумная любовь» к окружающим.

Но в Пурим мы отбрасываем условности. Мы облачаемся в странные одежды, надеваем смешные маски - именно для того, чтобы снять настоящую маску, которую носим весь год. Пурим - время отбросить все формальные условности. В этом отличие этого праздника от всех остальных. На один день мы позволяем себе полную свободу от ограничений, налагаемых обществом, чтобы раскрыться по-настоящему, показать свою настоящую любовь друг к другу. Ту любовь, которая выше разума.

Главный раввин России                                            Берл Лазар»

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400