news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Габдулхак АХУНЖАНОВ: «Славных имен татар в истории Семипалатинска более чем достаточно»

Общественная организация семипалатинских татар широко известна своей активностью не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами. Это и воскресная школа по изучению родного языка, музыкальные коллективы, фестивали, женский клуб «Ак калфак» и многое другое. О деятельности ТОЦ Семипалатинска рассказал корреспонденту агентства «Татар-информ» его председатель Габдулхак Ахунжанов.

Габдулхак Габдуллович, когда был создан Семипалатинский татарский общественный центр?
Г.А.: Восточно-Казахстанский областной Татарский общественный центр Семипалатинска был создан в марте 1990 года и стал одной из первых национально-культурных общественных организаций не только в городе, но и в Республике Казахстан. С первых дней своего существования Семипалатинский областной ТОЦ (ныне - ТОЦ ВКО Семипалатинска) главными своими задачами определил возрождение и развитие татарского языка, культуры, традиций, обычаев народа. Первым председателем центра стал Махмут Хамитович Абдулкаримов, вместе с ним у истоков создания центра стояли Габдулгазиз Гайнутдинович Ахмеров и Нусхатбек Бариевич Габдуллин. В апреле 2006 года в Восточно-Казахстанской области был проведен конкурс на премии акима области среди национально-культурных центров, в котором приняли участие 46 общественных объединений. Среди десяти достойных был отмечен ВКО ТОЦ Семипалатинска.

Если заглянуть в историю, когда впервые в этих местах появились татары? Наверно, были среди них известные личности, оставившие свой след в просвещении, сохранении культуры народа – кто-то строил мечети, медресе, школы, кто-то широко занимался другой благотворительной деятельностью. Кого добрым словом поминают сегодня семипалатинцы?
Г.А.: Семипалатинск был основан по указу Петра I в 1718 году. Он стал одной из первых крепостей Иртышской береговой линии. Официальные исторические летописи однозначно признают татар в числе основателей города наряду с казачьими отрядами, прибывшими сюда по приказу царя. Казахского населения изначально в Семипалатинске было мало, его прирост шел постепенно, а татары на начало XX века составляли в городе значительную часть населения. 15 марта 1882 года в Семипалатинске была проведена первая перепись населения. 22,8 процента горожан составили татары, подавляющее большинство которых занималось торговлей, были среди них купцы, промышленники и жили они в большом достатке. Многие занимались хлебопашеством. Самой зажиточной частью Семипалатинска была Татарская слобода, или Татарский край, сохранивший свое название до наших дней и оказавшийся сейчас центром города. Многие дома постройки XIX века, сохранившиеся там поныне, поражают своей добротностью и красотой: на красном кирпичном цоколе, с бревенчатым вторым этажом, прочные, строенные на века.

Деревянная резьба и фигурная кирпичная кладка дополняют самое благоприятное впечатление. Украшением Татарской слободы, да и всего города, являлись мечети, существенно отличавшиеся от мечетей Средней Азии в силу активного воздействия татарских традиций культовой архитектуры. До наших дней сохранились несколько мечетей, в том числе, единственная на территории Казахстана двухминаретная мечеть, построенная в 1858-1862 годах на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова. Одноминаретной мечети, жемчужине Татарского края, построенной в 1910 году на средства купца Латифа Мусина, в 2006 году было присвоено его имя. Вообще, благотворительность всегда была отличительной чертой татар. Купцы Ширияздан Рафиков, Муса Халитов, Мухамед-Гирей Мусагаитов вносили немалый вклад в Общество помощи бедным, о народном образовании в дореволюционном Семипалатинске заботились Садык Рафиков, Мухаммед Вали Хамитов и другие. В начале ХХ века в Семипалатинске существовали свыше 70 благотворительных обществ и татары принимали в их деятельности самое активное участие.

Сегодня из трехсоттысячного с небольшим количества жителей города численность татар составляет не так много - 11,5 тыс человек. Несмотря на это, мы реально влияем на положение дел в культуре и общественной жизни города.

Татары, как я уже сказал, были в числе основателей города. Поэтому их славных имен в истории Семипалатинска более чем достаточно. Самые известные семипалатинские татары - купцы братья Мусины, основатели школ, медресе, театра, промышленники, выстроившие в Семипалатинске первую паровую мельницу, до сих пор украшающую собой центр города и въезд на остров Полковничий. Мусины владели настоящей флотилией, что позволяло им активно торговать и с близлежащими, и с далекими партнерами. Ежегодно принимали они участие в знаменитой Макарьевской ярмарке, где за ними прочно и по заслугам закрепилось прозвище "Семипалатинские Елисеевы".

Первая футбольная команда Казахстана, "Ярыш", была основана в Семипалатинске в 1913 году, конечно же, татарами. Примечательно, что в ее составе играл будущий классик казахской литературы Мухтар Омарханович Ауэзов. И нельзя не упомянуть о влиянии татар на великого Абая. Его учителем был татарин, уважение и благодарность к знаниям и характеру которого гений казахов пронес через всю жизнь. Именно Абаю принадлежат слова, сказанные в адрес татар: «… они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться».

Одним из самых уважаемых людей Семипалатинска был Карый абзый. Он заслужил уважение горожан своей мудростью, верностью исламу, честностью и праведным поведением. Он был настоящий богослов, ученый. Его любили и ценили. Я много раз обращался к нему за советом и он неизменно поддерживал меня на пути к истине. Уже несколько лет его нет с нами, но память о нем не меркнет - человек прожил жизнь правильно и достойно.

Имена предков мы чтим, память и традиции сохраняем и, что особенно приятно, в Семипалатинске и сейчас достаточно татар, чьи имена будут когда-нибудь вписаны в его историю золотыми буквами. Это почетный гражданин города, ветеран Великой Отечественной войны Габдулгазиз Гайнутдинович Ахмеров, бывший председатель Кировского райисполкома Семипалатинска; Рашида Ашрафовна Хасанова, ветеран труда, отмеченная многими государственными наградами, бывший директор областного института усовершенствования учителей; братья Ром Хасанович и Рафат Хасанович Ильматовы, заслуженные тренеры Казахской ССР; Гульфия Аубакировна Бадамбаева, профессор, кандидат педагогических наук, автор учебников казахского языка, получивших высокую оценку профессионалов; Гульзинет Габдулбаровна Бекова, хранитель музея татарской культуры при ВКО ТОЦ Семипалатинска; Шаукат Гарифович Файзуллин, краевед и собиратель, нашедший для музея большое количество реликвий, имеющих отношение к жизни, культуре и быту татар; Фаик Гумарович Губайдуллин, ветеран Великой Отечественной войны, бывший директор обувной фабрики, гремевшей на весь Советский Союз. Есть еще известные люди - композитор Олег Саиндыльдинович Джанияров, преподаватели Рашит Анварбекович Атногулов, Зульфия Рашитовна Бехтольд, Мадина Абдрахмановна Зарифова, Камилия Рашитовна Исмаилова, предприниматель Мавлетян Саитмагруфович Хазипов, Гаяз Галяутдинович Халитов. Особо хочу отметить духовных потомков купцов Мусиных - сегодняшних предпринимателей-меценатов, благотворителей не по приказу, а по зову татарской крови. Самат Гайфуллин, Эльдар Байканов, Рафаэль Хазипов, Эльназар Шариппаев, Фарида Рахматуллина, Раиф Джагуфаров, Владимир Хайбуллин, Рафаил Абузяров, Харис Сайфутдинов, Ринат Сайфутдинов, Абдулла Заманов, Зуфар Хайруллин, Фарит Абайдуллин, Марат Курмашев - о них должны мы говорить на самом высоком уровне. Без их помощи работа центра продолжалась бы, но сильно осложнялась постоянной нехваткой средств.

А теперь вопрос о достижениях центра. Как известно, ваша организация очень активно действует с самого первого дня – это не только различные творческие коллективы, но и большая работа по возрождению родного языка, культуры. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Г.А.: В первую очередь я бы назвал три народных татарских коллектива, а именно: народный фольклорно-этнографический ансамбль "Истэлек", народный ансамбль песни и танца "Иртыш моннары" и народный ансамбль баянистов "Илhам". Кроме того, малыши разных национальностей поют в детской вокальной группе "Гэрлявек", при центре существуют литературно-музыкальный клуб "Туган тел", женский клуб "Ак калфак", воскресная школа по изучению ислама "Ярдэм", воскресные курсы изучения татарского языка для детей и взрослых. В трех школах Семипалатинска факультативно преподается татарский язык, этого, конечно, недостаточно, но у нас не хватает преподавателей.

Начиная с 2000 года, особое место в деятельности центра занимает международный фестиваль татарского искусства «Козге Иртыш моннары», в котором принимают участие представители многих тюркских народов не только из Казахстана, но и российских регионов. Еще какие события, на ваш взгляд, значимы для центра?
Г.А.: Из значимых для нас мероприятий, ежегодно проводимых нашим центром, могу назвать День пожилых людей, День Победы, 8 марта, День национальной татарской кулинарии, День татарского языка и культуры (обычно проходит в сентябре), Новый год, новогодний детский утренник, день памяти Мусы Джалиля, тукаевские чтения, посвященные дню рождения поэта, Сабантуй. Все эти мероприятия татарам Семипалатинска хорошо известны, люди с удовольствием принимают в них участие, сами проявляют инициативу.

Говоря о деятельности татарских общественных организаций, мы всегда упоминаем объединяющий всех любимый праздник Сабантуй. Все добрые начинания невозможно реализовать без помощи широкого актива.
Г.А.: Сабантуй мы ежегодно проводим в июне на острове Полковничий - он лежит по течению Иртыша как раз напротив Татарского края и татары со дня своего появления в этих местах праздновали Сабантуй только там. Интересной особенностью нашего праздника плуга является возможность каждого желающего выступить в концертной программе. Конечно, начинают праздничный концерт Сабантуя профессиональные коллективы, но потом сцена предоставляется всем, кто любит татарские песни, музыку, танцы. Самородки из народа иногда представляют такие уникальные номера. Люди разных национальностей приходят сюда праздновать вместе с татарами Сабантуй, и было так искони. Обязательна борьба на поясах - татарча куреш. Каждый год победителю, имя которого записывается в музейный архив, достается упитанный баран.

Работа вашего центра достойна уважения. Что хотели бы еще сказать в завершении беседы?
Г.А.:
За последние пятнадцать лет произошли глобальные изменения. Сегодня можно сказать, что возрождается не только наша культура, но и родной язык, традиции, обычаи, национальное самосознание. Каждый малыш сейчас с гордостью говорит, что он - татарин, и это главное, что достигнуто совместными усилиями.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400