news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Фурсенко: «РФ может оказаться в 4-й промышленной революции, но не факт, что станет больше счастья»

Эксперты рассказали о том, как человеку подготовиться к столкновению интересов с искусственным интеллектом.

Фурсенко: «РФ может оказаться в 4-й промышленной революции, но не факт, что станет больше счастья»

(Казань, 29 апреля, «Татар-информ», Ильдар Аюпов). На полях Российского венчурного форума бывший министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал о глобальных трендах, которые несет с собой грядущая 4-я промышленная революция. По словам помощника Президента РФ, людей нужно готовить не только к конкретным навыкам и умениям, до человека важно донести значимость его собственной деятельности в связке с государственными задачами.

«Мы скоро можем оказаться в четвертой промышленной революции и даже можем попасть в группу ее лидеров, но это не значит, что у нас от этого станет больше счастья. Это относится и к тем, кто ее делает, и к тем, кто пользуется ее продуктами. Вопрос стоит не только, как готовить промышленную революцию, но и о том, как к ней относиться. Это я сказал к тому, что людей не надо готовить только к конкретным навыкам и умениям, изначально должно быть все-таки целеполагание: то, какие задачи перед собой ставит Россия и что нам ждать через 5 – 7 лет. И это должно быть этапом образования», — подчеркнул Андрей Фурсенко на пленарном заседании «Технологическое предпринимательство 4.0»

Андрей Фурсенко отметил: сегодня уже нельзя делить образование на две составляющие: гуманитарные и практические, поскольку те продукты, которые сегодня создаются, производятся с использованием разных компетенций. По его мнению, важно осознать тот факт, что жизнь состоит из перемен и сейчас у каждого есть уникальная возможность прожить несколько жизней.

«Для этого человек должен готовить себя. И в данном случае номер революции не столь важен. Думаю, что те молодые люди, которые присутствуют сегодня на венчурной ярмарке, они переживут еще не одну революцию, они должны готовиться и к 5-й, и к 6-й революции, потому что поток изменений огромен. Какие-то вещи остаются от предыдущего уклада, какие-то становятся определяющими, а какие-то еще только надо выдвигать вперед», — отметил помощник Президента Российской Федерации.

Он добавил, что в условиях современной экономики трудоспособный человек должен понимать, что учиться он будет всю жизнь. И это стало обязательным условием и требованием, иначе он рискует потерять квалификацию под натиском искусственного интеллекта.

«Полтора года назад школа управления Сколково и Агентство стратегических инициатив (АСИ) выпустили атлас новых профессий, где были проанализированы 17 крупных индустрий и сделали прогноз на 5 лет и на 10 лет, какие профессии исчезнут, а какие профессии появятся, и этот процесс уже происходит», — поддержал дискуссию о глобальных тенденциях на рынке труда Андрей Шаронов, президент Московской школы управления Сколково. «Существует и международный подобный перечень профессий, которые с высокой гарантией на 95 процентов будут замещены искусственным интеллектом. И я могу вам сказать, что туда попало очень много популярных у нас профессий. Это важный звонок всем нам. А нет ли нас там в этом списке?» — добавил Андрей Шаронов.

Вопрос о том, кого в кого переучивать, чтобы не потерять профессионализм, будет продиктован востребованностью на рынке, согласился с предыдущим оратором Игорь Агамирзян, вице-президент «Высшей школы экономики». По его мнению, выпадающие из обоймы востребованных специальности будут двигаться по пирамиде квалификации по нисходящей.

«Роботы-юристы в Сбербанке тому подтверждение. По экспертному анализу и тем прогнозам, которые сейчас делаются, будет вымываться спрос на профессии, связанные со средним уровнем квалификации. То есть будет расти спрос на очень высокую квалификацию и сохраняться спрос на низко квалифицированную рабочую силу. Рутинная же деятельность, в том числе интеллектуальная, которая традиционно воспринимается как профессиональная, спрос на нее будет падать. Поэтому вопрос обучения здесь очень важен, поскольку далеко не все способны будут повысить на более высокий квалификационный уровень свои навыки», —  подчеркнул Игорь Агамирзян.

Вопрос подготовки кадров, по его мнению, нужно вести на базе долгосрочных исследовательских проектов, которые должны быть включены в направления деятельности вВузов и их нужно связать с конкретными задачами промышленности. А ориентация на предпринимательство автоматически приведёт к трансформации ВУЗа в университет нового типа. Для этого и Вузы должны быть готовы сделать рывок из простых ретрансляторов знаний и поставщиков кадровых «полуфабрикатов» до генераторов новых бизнесов и рынков.

«С этим связана важная потребность в том, чтобы традиционные структуры системы образования преобразовывалась в соответствии с вызовами и потребностями современной экономики, ее изменениями. Университеты должны трансформироваться в университеты нового поколения, предоставляющие в том числе и этот цикл обучения в течение всей жизни человека и получение квалификации с дополнительным образованием и с введением предпринимательского элемента на всех стадиях. Это один из потенциально возможных путей для развития тех, кто оказывается в зоне риска в ходе технологических преобразований, получать возможность обучаться ведению предпринимательской деятельности и ее технологиям даже в том случае, если это деятельность из традиционного сектора», — подытожил выступающий.

Стоит добавить, что эксперты, все как один, выразили уверенность: университеты уже в скором времени должны стать центрами развития и поддержки рынков, которые осуществляют трансфер знаний между отраслями.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2