news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Федеральные парламентарии против монополизации нефтедобычи

Профильные комитеты Совета Федерации и Госдумы РФ считают законопроекты по малому нефтяному бизнесу приоритетными.

(Казань, 21 июня, «Татар-информ», Анвар Маликов). Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по итогам выездного заседания, прошедшего 19-20 июня в Альметьевске и Нурлате (Татарстан), приняли за основу рекомендации по стимулированию малого и среднего бизнеса в нефтедобывающей отрасли России.

В преамбуле документа отмечается, что минерально-сырьевая база (МСБ) нефтедобывающей промышленности страны на 75 процентов представлена мелкими и мельчайшими месторождениями с извлекаемыми запасами менее 10 млн. т., на которые приходится 14 процентов балансовых запасов.

В основном, это сложные в геологическом отношении месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. По мере эксплуатации гигантских и крупных месторождений структура и качество остаточных запасов стремительно ухудшаются, снижаются объемы добычи нефти, суточная производительность скважин, возрастает обводненность залежей, ухудшается экология территорий нефтегазовых разработок.

Например, в Татарстане степень выработанности уникального Ромашкинского и других месторождений превышает 80 процентов, активные запасы практически выработаны, трудноизвлекаемые запасы составляют более 70 процентов остаточных запасов. Из общего числа разведанных месторождений республики 98 процентов относится к категории мелких и мельчайших.

В целом по России резко снизились темпы воспроизводства МСБ. В первом полугодии 2008 года проявилась тенденция падения объемов добычи нефти. Высокими темпами растет себестоимость геологоразведочных работ, в то время как объемы поискового и разведочного бурения сохраняются на уровне кризисных 90-х годов. Сложившаяся ситуация может создать в ближайшие годы проблемы в поддержании достигнутого уровня добычи нефти, а в более дальней перспективе - привести к значительному снижению нефтедобычи в стране.

Отсутствует системная работа по разработке и внедрению методов увеличения нефтеотдачи пластов - основного показателя рационального использования и восполнения сырьевой базы. Количество простаивающих нефтяных скважин в последние годы почти в два раза превышает технологический норматив, что приводит к выборочной отработке наиболее рентабельных запасов даже при благоприятной конъюнктуре мировых цен на сырую нефть.

Состояние структуры МСБ и усиливающиеся негативные тенденции создают реальную основу для активной поддержки малых и средних компаний, считают авторы документа. Около 160 независимых малых и средних нефтяных компаний (ННК) дислоцируются в 23 субъектах России.

По данным «АссоНефть», доля ННК в 2000 году составляла 10 процентов от общероссийской добычи и к 2007 году снизилась до 4 процентов. Это произошло ввиду поглощения значительного числа ННК крупными компаниями. Между тем, из 215 млн. тонн прироста добычи за послекризисные годы около 28 процентов обеспечено на производственных мощностях ННК. В странах с истощенной или истощающейся минерально-сырьевой базой ННК играют значительно более высокую роль, чем в России.

В Татарстане в настоящее время работают 33 ННК, говорится в документе. Нефть на их месторождениях преимущественно является высокосернистой, высоковязкой и тяжелой. По сравнению с 2006 годом их добыча выросла на 4,3 процента, что выше средних показателей по отрасли. Республика располагает значительными ресурсами и запасами окисленной высоковязкой нефти.

Впервые в России методом парогравитационного дренажа на основе отечественной технологии начата разработка Ашальчинского битумного месторождения. Как показали первые результаты, эти работы капиталоемки и нуждаются в широком применении инновационных технологий.

Общие запасы и ресурсы природных битумов в Волго-Уральской провинции составляют 10,4 млрд. тонн, и их разработка может стать важнейшим сырьевым резервом, а в ряде случаев и сферой деятельности высокорискового и инновационно ориентированного бизнеса ННК. Основными проблемами развития последних называются следующие.

Имеется избыточное налогообложение добычи, в результате чего повышение цены нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке уже превысила цены топлива в странах-импортерах. Привязка внутреннего налога к внешним ценам справедлива в странах-импортерах, не имеющих собственных ресурсов нефти. Для России такой подход допустим только для расчета ставки таможенных платежей при экспорте нефти и нефтепродуктов.

Нестабильность цен на нефть на внутреннем рынке сказывается отрицательно прежде всего на ННК, не имеющих своей нефтепереработки. Создание собственных перерабатывающих мощностей для малых нефтяных компаний маловероятно. За последние 29 лет даже крупные нефтяные компании не построили ни одного нового НПЗ. Поэтому данная проблема может быть решена только при условии поддержки или участия государства.

Проблемы сбыта продукции всегда были ключевыми для ННК. Они допускаются на существующие НПЗ по остаточному принципу. Монополизация рынка переработки отрицательно влияет на цены внутреннего рынка, особенно в отсутствие биржевого механизма реализации нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время Правительством России разрабатывается система обязательного выполнения недропользователями мероприятий по сбору и утилизации попутного нефтяного газа, в соответствии с которой нефтяные компании к 2011 году должны перерабатывать 95 процентов объемов такого газа.

Выполнение данной задачи проблематично для ННК, так как разрабатываемые ими мелкие и мельчайшие месторождения нефти, как правило, оторваны от общей инфраструктуры, а объемы попутного газа крайне незначительны.

Повышены требования к пользователям недр. В апреле 2008 года поправкой в Закон РФ «О недрах» введено требование о наличии у недропользователя разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

Поскольку ННК не могут содержать дополнительно все необходимые службы по лицензируемым видам деятельности, такое законодательное нововведение резко ограничивает возможности участия малых компаний в конкурсах и аукционах на право пользования недрами, а также создает проблемы продолжения пользования ими.

Все ННК принимают посильное участие в социально-экономическом развитии регионов и муниципальных образований. Значительно более эффективным данное сотрудничество было бы при передаче полномочий по предоставлению права пользования недрами по мелким и мельчайшим месторождениям, а также регулирования деятельности ННК региональным органам власти, считают авторы документа.

В целях обеспечения прироста запасов нефти, увеличения объемов добычи углеводородного сырья, рационального использования недр и формирования конкурентной среды в области нефтедобычи, участники совместного заседания рекомендуют Федеральному Собранию РФ считать проекты законов, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в горном деле, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400