news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Fatixa//ТАЙНА ЦЫГАН-ЛЮЛЕЙ//31 марта, №12

Иногда на улицах Финляндии встречаются люди в национальных одеждах. В основном это статные смуглые женщины, черноволосые, одетые в черные атласные юбки, привлекающие к себе взгляды прохожих своей экзотичностью. Это оседлые финские цыгане, давно уже утратившие интерес к кочевой жизни и отдавшие предпочтение цивилизованному образу жизни, и являются они национальным достоянием Финляндии.

Дабы цыгане не ассимилировались окончательно и сохранили своеобразный национальный колорит, власти выплачивают им определенную сумму денег за приверженность к своим традициям и обычаям.

В законодательствах Швеции, Великобритании, Нидерландов, Испании и других европейских стран специально оговорено особое отношение к цыганам. Им не препятствуют во время миграции, создан особый режим пересечения границ, оказываются медицинская помощь и образовательные услуги. Но, несмотря на это, исследователи отмечают, что цыгане в Западной Европе постепенно исчезают.

А вот не менее интересная картина из российских реалий: подъезжает иномарка к сидящим на мокрой картонке по-азиатски пестро одетым нищим с кучкой грязных детей и всех увозит после их “трудового дня”. Это один из малых народов России – до конца неизвестные нам цыгане-люли. В народе их называют таджикские цыгане. Исследователи считают, что среднеазиатские цыгане являются выходцами из Индии. В древности они принадлежали к одной из низших каст индуистского общества. В одной из легенд знаменитой поэмы персидского поэта средневековья Фирдоуси “Шахнаме” говорится о появлении в Индии прибывших из Персии 12 тысяч артистов “лури”, которые в V веке были принесены в дар персидскому правителю из рода Сасанидов Бахаму Гуру. Люди эти, прижившиеся на новом месте, но сохранившие свою замкнутость, образовали своеобразную этническую группу цыган. В персидском словаре “люли” - люди, занимающиеся песнями и плясками. Цыгане Средней Азии распадаются на несколько групп. Самая многочисленная из них – люли (так их зовут узбеки) или джуги (так их именуют таджики).

По поводу цыган-люлей также существуют легенды. Вот одна из них. Люли, согласно древней легенде, народ, имеющий корни от брата по имени Лю и его сестры Ли. В детстве их родители, опасаясь преследователей-завоевателей, потеряли их. Осиротевшие брат с сестрой отправились порознь искать своих родителей. Спустя несколько лет, уже повзрослевшими, они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мусульманский священник проклял их, их детей и детей их детей. Словом, весь народ люли. Ведь именно так именуют себя цыгане Таджикистана и Узбекистана. Этот народ вот уже несколько столетий ничего не производит и не создает. Единственный унаследованный от предков промысел, который кормит их, - это побирание на улицах. Но есть среди них и исключения – некоторые цыгане работают, например, наемными рабочими. Криминала от люлей никакого. Они дружелюбны и называют себя “мугат” - с одноименным значением. Изъясняются на одном только им известном, тайном языке – арго. Цыгане-люли не требуют никаких социальных льгот, лечения или жилья. И, конечно, государство никак не заинтересовано в их выживании.

Что касается вероубежденности цыган-люлей, можно сказать следующее. Хотя люли и считают Ислам своей религией, на самом деле она играет больше формальную роль, нежели внутреннее убеждение. Ислам для них необходим больше для извлечения материальной выгоды. Одна из легенд на этот счет говорит, что арабы, пришедшие в Среднюю Азию и принесшие с собой Ислам, не смогли обратить в веру одно из племен. Ни проповеди, ни уговоры, ни угрозы не привели их к единобожию и не вывели из язычества – огнепоклонства. Видимо, со временем расселяясь поближе к среднеазиатским мусульманам, они переняли не только их одежду, но формально и религию. Кстати, по словам очевидцев, живут люли довольно безбедно - в коттеджах, имеют машины, но в полной антисанитарии и грязи (что запрещается Исламом так же, как и тунеядство и леность). Главным средством добычи денег являются дети. Однажды на улице Баумана я спросила двух молодых девушек цыганок хочется ли им учиться и не вести образ жизни их родителей. На что они ответили, что рады бы, но просить милостыню заставляют взрослые, в случае неповиновения хватают за волосы и бьют.

Что делать с цыганами - никто толком не знает. Федеральные миграционные службы понимают, что депортация цыган в Среднюю Азию бессмысленная трата денег и времени. Все равно они вернутся. А предъявить претензии по поводу возмещения затрат на депортацию некому, ведь у них нет работодателей. Этнограф Сергей Абашин считает, что в решении проблемы малых народов есть два подхода: 1. Создание для народа особых условий с целью сохранения его самобытности. Но этот путь чреват сегрегацией, сопровождающейся различными конфликтами: территориальными опорами, претензиями на исключительную финансовую поддержку со стороны государства; 2. Создание условий для ассимиляции в конечном счете приведет с исчезновению народа.

Гульназ Мияссарова

Казань

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100