news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Евгений ГРИШКОВЕЦ: «Лучше быть неидеальным, но жить в очень неплохом мире»

17 мая в «Книжном дворе» состоялись пресс-конференция и автограф-сессия драматурга, писателя, режиссера и актера Евгения Гришковца. Журналистов и читателей, желающих задать ему вопросы, собралось в зале немало.

29,2 KbЕвгений, вы пишете детские рассказы?
У меня не получается писать линейные истории: фабульная сторона идей довольно слаба. У меня все очень хорошо с композицией, я владею, как мало кто владеет, диалогами. Но придумать историю, которая может заинтересовать детей, пока не могу. Хотя ту программу, что идет на телеканале «СТС» перед телесериалом «Не родись красивой», смотрят многие дети. Я стараюсь иногда говорить с этими детьми, которым приблизительно 10-14 лет. Обращаться к детям – это ответственное дело. Я пока не умею обращаться с детьми младше 10 лет, но я очень хочу написать что-нибудь когда-нибудь для детей. Мне кажется, получится, но надо еще набраться мудрости.

Чем вы намерены заняться в Казани?
В Казани у меня всего два дня. Хочу погулять, сходить в музеи, в пару галерей. В последнее время я увлекся, стал покупать картины 60-70-х годов кисти соцреалистов. В московских галереях это и дорого, и не совсем то, что меня интересует, а когда я езжу по городам, стараюсь находить такие картины и покупать.

У вас большая коллекция?
Не очень - с десяток картин. У меня есть пара картин Свешникова 50-х годов. И еще мне удалось купить набор рисунков академика Колесникова. В его картинах много специфических пейзажей: грузовики, краны. Причем эти грузовики нарисованы так романтично, будто это плакаты «Звездных войн». Эти художники ездили в юности по стройкам и рисовали эти пейзажи.

А почему вас именно это направление привлекает?
Не знаю, это такая странная наивная народная романтика. И еще это все-таки мое детство: родители были очень молодые, много мотались по стране и меня с собой все время таскали. Я объездил с ними всю нашу большую страну будучи совсем маленьким. Для меня «ЗИЛ» синенький с белой мордой – самая красивая машина. Я конечно не совсем романтизирую это время, я отдаю себе отчет. И коллекционером вряд ли я стану. Жизнь важнее, чем любая коллекция, чем любое произведение искусства.

Могли бы вы рассказать о документальном фильме, который хотите снять?
Мне очень хочется снять фильм о том, как, зачем, почему и с чем сталкивается человек, который из провинции переезжает жить в Москву. Фильм о Москве глазами провинциального человека. Поначалу, ему кажется, что Москва беспредельна и это огромный город

Не получится ли автобиографично?
В известной степени. Спектакль «Как я съел собаку» тоже автобиографичен. Но в нем только пара реальных фактов: то, что я служил на флоте, и то, что я ел собаку. А все остальное - это истории про детство. Универсальные истории, про то, как мы взрослеем. Я пережил то же самое, что и сотни тысяч людей, которые уезжали из своих городов в Москву. Вроде бы каждый ехал по какой-то индивидуальное причине - каждая отдельная индивидуальность сливалась с потоком других индивидуумов.

Я ведь так в Москве и не живу, должен вам сказать. Я имею право говорить о Москве как угодно. Я ее люблю, но в тоже время не живу. Я человек провинциальный, из провинции, и мало того - из небольшого города.

То есть вы любите Москву, но не готовы в ней жить. А когда-нибудь настанет такое время, что вы измените это отношение?
Не знаю, пока планов нет. В Калининграде, где я, может быть, проживу всю жизнь, я не стал строить дом. Хотя, в общем-то, могу себе это позволить. Это дело серьезное, взрослое. Построить дом означает, что я намерен здесь жить всегда. Я не хочу жить с таким ощущением. И потом, понимаете, сын у меня есть, дерево я сажал. Построить дом - и труба.

Какие фильмы вы любите и в какой роли хотели бы сняться?
Я снялся в четырех картинах – но все в эпизодах. А хочу сыграть героическое, то, что делает Брюс Уиллис. Считаю, что у меня это получится. Почему Брюс Уиллис? Потому что это человек, которого все время бьют, бьют, весь фильм, а он, в конце концов, побеждает. И такой он все время - очень усталый, но не ленивый. Вот это очень важно! Жизненная правда для русского кинематографа – вещь необходимая. Поэтому фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» хоть и заработали много денег, культовыми не стали и не станут. Потому что жизненной правды в них нет. Есть все, что угодно, но нет жизненной правды. Удивительное дело – в России до сих пор не приживаются комиксы. Ну никак. Абсолютно. Потому что для русского человека пока еще книга является чем то серьезным, а книга с картинками – несерьезным. Поэтому пока не приживается. Думаю, что со временем это произойдет.

А есть любимые жанры?
Нет. Люблю то, что находится между жанрами. Там, где жанр не очень откровенно виден – вызывает большой интерес. Я настолько испорчен, что если смотрю жанровое кино, с точностью до 95 процентов знаю, чем фильм закончится. А если я знаю, то интерес пропадает. Американцы, кстати говоря, жанровые люди. Как древние греки!

Вы, будучи творческим человеком, следите за новинками литературы?
Нет, не очень.

А как вы относитесь к произведениям Дэна Брауна?
Никак. Не потому что я не читаю бестселлеры, мне просто это неинтересно. И вряд ли пойду смотреть фильм-экранизацию. Вот фильм «Миссия невыполнима 3» посмотрел с большим удовольствием. Было забавно, я пришел в Москве в кинотеатр «Пушкинский», люди подходили и спрашивали: «А вы что, смотрите такое кино?» Говорю – да, с большим удовольствием. Они становились такие счастливые!

Вы говорите, что не читаете новинок, но Эрленда Лу наверняка прочитали? Вас ведь часто сравнивают.
Я поэтому и прочитал его «Наивно. Супер». Это очень хорошее произведение, и я могу сказать, что между «Наивно. Супер» и фильмом «Амели» есть очень тесная связь. Спектакль «ОдноврЕмЕнно», который я буду завтра показывать,и эти два произведения очень близки. Они будто сделаны об одном и том же. О сути мгновения жизни. Я очень обрадовался появлению Эрленда Лу и всячески рекомендовал его всем своим читателям. Потом прочел пару следующих романов и понял, что ничего дальше он написать не смог. Поскольку в Норвегии мало что происходит, у него мало чего пережито. Пить пиво и беседовать со своими друзьями для того, чтобы написать еще роман – недостаточно. Сейчас я воспринимаю сравнение Эрленда Лу со мной как скорее некорректное. Поскольку он, конечно, и по способу написания, и по мастерству рядом со мной не стоял. А «Наивно. Супер» - это хорошая книжка.

Тем не менее, Лу переведен на многие языки, а вам поступают такие предложения?
Все мои пьесы переведены и широко поставлены на различных языках: от португальского до японского. «Рубашка» в данный момент переводится на немецкий. На книжном рынке все зависит от того, кто представляет ту или иную литературу. Россия представлена в основном Сорокиным, немножко Пелевиным. В Европе я широко известен как исполнитель и драматург. Для них моя проза – что-то иное. До нас тоже Мураками дошел спустя много лет, сейчас он уже не особо читаем. Он был звездой несколько другого времени. Еще раз хочу отметить, синусоида переживаний у Эрленда Лу – нерезкая: он очень аккуратный писатель. А если бы он пожил дня 3 в Тольятти, то он бы смог написать еще 4 романа. А если б он пожил год в Кемерово – то разродился бы «Войной и миром». А он поверил журналистам и критикам, что может писать о чем угодно и любая его эманация будет напечатана. Это безответственно.

Скажите, пожалуйста, что определяет успех пьесы у зрителей?
Пьеса или книга пишутся по законам читательского и зрительского восприятия. Ты пишешь такую пьесу или создаешь такой спектакль, который хотел бы сам посмотреть. Любой хороший драматург или режиссер является, прежде всего, хорошим зрителем, глубоко понимающим законы зрительского восприятия. А с другой стороны, если я сейчас напишу пьесу – у нее все равно будет успех. Я персонаж известный – что бы я ни написал, у этого будет финансовый успех. Тут уже надо включать некую ответственность. Я могу ответить за себя: я так не делаю. Еще Бахтин написал, что писатель является первым читателем своей книги.

36,02 KbА что сложнее: пьесу написать или роман?
Это одинаково легко. Если у тебя нет замысла, то это невозможно. А если у тебя есть замысел – то все идет легко и радостно. Это как учиться в университете: плохо учиться трудно, нужно мучаться и пересдавать сессии, а хорошо учиться легко.

Есть книги, которые вы перечитываете?
Это прежде всего «Винни-Пух» и «Остров сокровищ». Эти книги я много раз перечитывал. Еще Гоголя «Мертвые души» я знаю близко к тексту.

Как у вас с пунктуальностью?
Я терпеть не могу опаздывать. Что такое опоздание? Если я опаздываю, значит, я решаю за другого человека, что он меня может подождать. Где начинается свобода другого человека, там заканчивается моя. Как только я стал много работать, я стал пунктуальным. Допустим, у меня назначено интервью для «Учительской газеты» (условно), а мне звонят из журнала «Forbes». Я скажу, что это время у меня занято, не буду рассуждать, что выгоднее и интереснее. Или еще пример, у меня гастроли в Казани намечены на октябрь, а мне предлагают полететь в Лос-Анджелес. Я откажусь. Это время занято, перепланировать не возможно. Пунктуальным быть гораздо проще, чем не пунктуальным.

Какими жизненными достижениями вы гордитесь больше всего?
Наверно тем, что научился не обижаться. Механизм обиды очень прост: если я обижаюсь, значит, я не виноват, а виноват кто-то. Если обижаться, через некоторое время ты обнаруживаешь себя чудесным живущим в очень плохом мире. Это неприятно. Лучше жить неидеальным, но в очень неплохом и приличном мире. Мне удалось справиться с теми обидами, которые накопились и к государству, и на страну за мою тяжелую службу. Как только эти обиды были изжиты, сразу удалось перестать жить прошлым и переживать былые раны и удалось написать тот самый лирический текст «Как я съел собаку». Удалось что-то говорить, найти в себе силы и главное - право что-то говорить другим людям.

Подготовила Регина ШАЕХОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100