news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Есть идея. Где мусульманину жить хорошо?

Читайте нас в

Поселки для мусульман предложила создать Правительству Татарстана одна из общественных организаций республики. Якобы в таких деревнях удастся возродить спокойный и добропорядочный уклад жизни силами «непьющего и трудолюбивого мусульманского населения» и оградить это население от тлетворного влияния городов. Правда, Духовное управление мусульман РТ отнеслось к идее скептически: отдаление от общества - путь секты, а не мировой религии.

С оригинальным предложением выступил казанец Айрат Хакимов от имени учрежденного им в 2010 году Центра стратегических исследований «Общество. Ислам. Политика». Интересно, что до последнего времени об этой организации (с какой целью она создана и чем занимается) никто ничего не знал, в том числе и ДУМ РТ. Зато теперь о Центре заговорили многие…

В прошлую пятницу Айрат Хакимов устроил презентацию проекта мусульманских деревень (а заодно и своего центра) в казанской мечети «Марджани». Возможное будущее деревенских жителей в описании Хакимова выглядело вполне счастливым и светлым. На что один из присутствующих на презентации, писатель Гарай Рахим, верно заметил, что описание проекта приносит слушателю такое же удовольствие, как красиво написанное стихотворение. То есть уносит куда-то далеко от реальности…

Впрочем, как выяснилось, проект не так уж и утопичен. Хакимов пояснил, что предлагает создать в Татарстане мусульманские деревни по примеру крупнейшего в России татарского села Средняя Елюзань (Пензенская область). Оно прославилось в первую очередь преданностью жителей своей религии: в советское время, когда всех воспитывали в духе атеизма, жители Елюзани не дали снести свою мечеть, встав грудью на ее защиту. Елюзанцы, по словам Хакимова, «не пьют, не воруют», работают от зари до зари, у каждой семьи - свой маленький бизнес. Поэтому живут в селе зажиточно: что ни дом, то дворец. Выпускники местной школы, получив высшее образование в лучших вузах страны, не остаются в городах, как это обычно бывает, а возвращаются в родное село, «осознавая, что лучше жить и работать среди трезвых и чистых мусульман-односельчан, чем видеть разврат городов».

Хакимов сожалеет, что Татарстан - родина российского ислама, не может похвастаться такими селами, и предлагает восполнить пробел. Для этого, по его мнению, нужно выбрать какое-нибудь «заброшенное или полузаброшенное село с живописной местностью» (максимум в 80 км от Казани, чтобы можно было возить туда туристов, желающих посмотреть на истинно мусульманский уклад жизни) и заселить его людьми, исповедующими ислам. Автор идеи уверен, что желающих «изолироваться» будет достаточно, поскольку в Татарстане немало мусульман-сельчан, «которые среди полупьяного населения чувствуют себя как белые вороны». По словам Хакимова, в таких селах могут жить и представители других религий, но только при условии, что они будут соблюдать устав населенного пункта: не будут пить, воровать, обманывать…

Профинансировать проект «Агропромышленный мусульманский комплекс» (он включает в себя строительство жилых домов, агроферм, мастерских по пошиву национальной одежды, изготовлению сувениров и пр.), по мнению автора, могут частные инвесторы и правительство республики. Впоследствии дома будут переходить в собственность сельчан «по выслуге лет»: то есть право стать хозяином дома нужно заслужить трудолюбием и беспрекословным исполнением устава деревни.

Хакимов попросил не судить свой проект слишком строго. Дескать, он и презентацию-то устроил для того, чтобы выслушать и учесть критику перед тем, как представить проект Президенту РТ. Собравшиеся говорили о том, что найти в пределах 80 км от Казани свободные земли невозможно: всё в руках крупных агрохолдингов… Что в такие «резервации» могут проникнуть экстремистские силы. Резче всех высказался первый заместитель муфтия РТ Валиулла-хазрат Якупов.

- Мне кажется, вы представили нашу республику в несколько негативном свете. Как будто в татарстанских селах живут одни пропойцы и бестолковые люди… По-моему, тот, кто писал этот текст, не был в татарстанских деревнях. На самом деле у нас уже существуют десятки мономусульманских деревень, где вообще нет алкогольных магазинов, потому что предпринимателям стало невыгодно продавать спиртное: оно там не пользуется спросом… Вы говорите, что если кто-то из жителей деревни будет хулиганить, нарушать устав, его выгонят из села. Это невозможно: если человек прописан, как его можно выселить? Если только насильно… Мы не сторонники того, чтобы бежать от «полупьяного населения», как вы говорите. Это какой-то сектантский, совершенно немусульманский путь. Наш путь - изменять людей вокруг себя. И потом, вы говорите, мусульмане не воруют. Почему же? Бывает, что к уголовной ответственности за воровство привлекаются даже представители мусульманского духовенства…

news_right_1
news_right_2
news_bot