Эльмира ЗАРИПОВА:
«Полиэтнические браки – самые крепкие»
Об итогах социологического исследования причин разводов в Татарстане и основных мотивах расторжения браков в моно- и межэтнических союзах корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказала начальник Управления ЗАГС Кабинета Министров Татарстана Эльмира Зарипова.
Почему в Татарстане было решено провести такое необычное исследование?
Э.З.: Совместно с Центром семьи и демографии Академии наук Татарстана мы провели исследование о причинах разводов в республике, опросив 1200 пар. Это было связано с тем, что до 2008 года у нас наблюдалась значительная положительная динамика по регистрации расторжения браков – с 12800 разводов в 2004 году до 15600 в 2008-м.
Казалось бы, Татарстан – благополучной в плане социально-экономического развития регион России, а такая странная тенденция. А ведь в обыденной практике материальная неудовлетворенность считается основной причиной разводов.
Рассмотрев результаты исследования, мы увидели, что основная причина разводов – непонимание между супругами, психологическая несовместимость (40 процентов). В ходе глубинных интервью женщины отвечали: «Он (бывший муж – прим. Т-И) меня не понимает, мы не сошлись характерами», и как следствие – возникали конфликты.
30 процентов опрошенных назвали материальные сложности и стесненные жилищные условия основной причиной развода. На третье место вышел такой показатель, как супружеская неверность, измена (26,7 процента), хотя мы ожидали причину вроде алкоголизма.
Далее мы оценили данные по половозрастной характеристике. Конечно, для молодых семей на первый план в причинах развода выходят материальные сложности, а для женщин в возрасте, которые зачастую сами выступают инициаторами разрыва, более актуальным считается алкоголизм либо супружеская неверность.
Оценивали ли вы данные по причинам разводов среди моно- и межэтнических пар?
Э.З.: Да, но в основном в расчет мы брали только браки, в которых супруги – русские и татары. В целом названные выше три основные причины актуальны и для межэтнических браков. Только в союзе, где жена – татарка, а муж – русский, на второе место вышел фактор измены. Кстати, про татарок часто принято говорить, что они очень покладистые, все стерпят, что бы ни случилось – лишь бы сохранить семью. Однако исследования показали, что это не так.
Можно ли делать выводы, какие браки крепче – смешанные или моноэтнические?
Э.З.: Во-первых, в ходе исследования мы выявили, что в Татарстане с 2008 года идет значительное снижение регистрируемых разводов. Если в 2008 году в республике было расторгнуто 15670 браков, то в прошлом – 14670. Это колоссальный результат, то есть, тысяча пар сохранила свой брак, не развелась. Эта динамика сохраняется и сейчас – за первое полугодие зарегистрировано всего 6865 разводов. Причем, доля разводов в межнациональных браках в общем количестве составляет соответственно 12, 11 и 10 процентов в 2008-2010 годах.
В целом же статистика показывает, что в Татарстане ежегодно регистрируется около 30 тысяч браков и 15 тысяч разводов (из общего количества браков 21-23 процента – межнациональные союзы – прим. Т-И). Таким образом, каждый второй союз заканчивается разрывом. А если посмотреть данные в разрезе межнациональных пар, то получается, что расторгается лишь каждый четвертый такой союз.
В чем сила межнациональных браков? Почему они распадаются в два раза реже?
Э.З.: Мы полагаем, что в таких браках идет соединение двух национальных культур. В таком случае люди понимают, что они объединяются и должны не просто принять другую культуру, образ жизни, традиции, но несут ответственность – не только друг перед другом, но и окружением, родственниками. Поэтому такие супруги более склонны к сохранению семьи.
Таким образом, измышления о том, что межнациональные браки получаются менее крепкими, чем союзы, в которых сочетаются представители одной культуры, неверны. Факты показывают, что межнациональные браки даже крепче – лишь каждый четвертый заканчивается разводом, в то время как в общей массе разрывается каждый второй союз.
В Татарстане русские и татары как особо крупные группы этносов уже давно живут вместе, поэтому нас связывают многие традиции, история, даже праздники и национальные блюда. У нас нет жесткого противоречия – мы и другие. Толерантность и межкультурное, межконфессиональное проникновение, взаимовлияние на уровне культуры и быта – все это имеет место быть. Я могу рассказать, что у нас в родне много межнациональных браков – все прекрасно живут.
За крепость межнациональных браков, наверное, говорит и факт противодействия, которое, как правило, идет со стороны родителей, и которое будущим супругам необходимо преодолеть. То есть, если брак заключен, несмотря на все препоны, то молодые действительно любят друг друга…
Э.З.: Как показывают опросы, которые мы делаем при заключении брака представителями молодого поколения, ими, как правило, движет именно чувство любви. Вопрос этнической принадлежности уходит на последнее место.
Любопытно, что 7 процентов браков регистрируется после ситуаций, в которых будущих супругов знакомят родители. Я не могу отрицать, что большинство таких браков организуется из желания сохранить этническую либо конфессиональную обособленность.
Проводились ли исследования, с участием представителей каких национальностей в Татарстане чаще всего заключаются смешанные браки?
Э.З.: Наиболее часто встречаются браки, заключаемые между русскими и татарами, татарами и удмуртами, татарами и марийцами, марийцами и удмуртами, русскими и мордвой, чувашами и мордвой. Есть и межнациональные браки, особенно они популярны с жителями стран СНГ.
По слухам, в Татарстане снижается доля браков, заключаемых с иностранными гражданами.
Э.З.: Сейчас в республике идет динамика снижения браков, заключаемых с иностранцами - на 30 процентов. Пик – 850 браков, заключенных с иностранными гражданами, пришелся на 2007 год. В первом полугодии текущего года заключено всего 227 таких союзов.
В то же время, из 600 браков, заключенных с иностранцами в прошлом году, 100 было расторгнуто, то есть, распался каждый шестой такой союз.
В причинах разводов разбиралась Кристина ИВАНОВА.