news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Движимый горем войны: «Хазинэ» собрала ретроспективу полотен сына Победы Виктора Аршинова

«Славным сынам и дочерям посвящается» – юбилейная выставка одного из мэтров живописи Татарстана, сына Победы Великой Отечественной войны Виктора Аршинова. Почему за полвека творчества художник вновь и вновь возвращался к теме войны, будучи рожденным через несколько месяцев после ее завершения, – в репортаже корреспондента ИА «Татар-информ».

Движимый горем войны: «Хазинэ» собрала ретроспективу полотен сына Победы Виктора Аршинова

Одна из самых свежих работ на военную тему – большая картина 2019 года в ярко-красных оттенках. На ней символический женский образ склонен над бумагой между двух женских рук, где написано «Казнен в Берлине 25 августа 12 часов 18 мин 1944 г». В области головы женщины – превышающий ее размер герб СССР, придерживаемый одной из рук. Дата не случайная – в этот день в тюрьме Плётцензее в Берлине был казнен на гильотине татарский поэт Муса Джалиль.

«У любого художника творчество с чем-то связано – с какими-то воспоминаниями, с какими-то эффектами жизни или с тем, что решает судьбу его творчества. У меня свою роль сыграла история моей семьи, семьи моей жены. Мой отец воевал на Ленинградском фронте, мать была в концлагере, бабушку немцы выгнали и спалили дом. Со стороны Нины Борисовны (жены, – прим. Т-и.) отец танкист, Курская дуга, мама в военном госпитале, а бабушка вкалывала на бакинских нефтяных промыслах. Это все отразилось. Вторая ветвь моего творчества – нужда в поэтах, которые настолько ярко и четко выражают мысли, как, по-моему, никакая проза не может», – сказал сам Виктор Аршинов о своих произведениях.

Выставка к 75-летию Виктора Аршинова открылась в Национальной художественной галерее «Хазинэ» на территории Казанского Кремля. Одновременно она приурочена и к трагической дате 80-летия начала Великой Отечественной войны, которую в России и на постсоветском пространстве вспоминали 22 июня. Сам художник родился в Баку спустя пять месяцев после капитуляции Германии и войны не видел, однако весь его творческий путь пронизан, как подчеркнула график Фарида Хасьянова, коленопреклоненным отношением к поколению победителей.

«Лишь бы не расплакаться. Эта выставка – юбилей, казалось бы, но еще и дань нашим ветеранам, победителям. Так широко на протяжении всего своего творчества представить тему войны – мало кто потратил на это столько сил. Низкий поклон и благодарность. Мой папа бы просто рыдал на этой выставке, увидев такое отношение», – сказала коллега юбиляра по творческому цеху.

Живопись и графика навеянных послевоенной средой настроений (нескончаемая скорбь, ужас черно-серых дней концлагерей) переплетаются как с визуальными ассоциациями к поэзии Мусы Джалиля и Марины Цветаевой, так и с образами новой жизни после войны. Виктор Аршинов создал несколько женских образов работниц молодого предприятия КАМАЗ, визуализировал материнство и рождение нового человека, уже в ХХI веке обратился к наследию Тукая и написал тяготеющий к сказке триптих «Три цвета времени» и совсем из нового, в 2020 году, радужную картину «День рождения».

С Казанью жизнь художника связана с 25 лет. В 1970 году после окончания Московского областного художественного училища памяти 1905 года он приехал в наш город и уже чуть больше полувека создает здесь свои произведения.

«Всегда вспоминаю его первое явление в Казани: однажды в Комбинате торговой рекламы дверь открывается, заходит красавец в белом плаще, с тростью, в шляпе, с голубыми глазами. Спрашивает: “Это Комбинат торговой рекламы?“ Да, отвечаем. “Ну, вот меня сюда и направили“. И я помню его любимое изречение, что для истории искусства не имеет значения, в каких условиях создано произведение. Апологет классической технологии живописи, наверное, застрелился бы, если увидел, чем и как Виктор Петрович создавал свои произведения: какими-то непонятными кистями, на записанных холстах, но в результате появлялся очередной шедевр. Наверное, это главное – в любой самой тяжелой ситуации художник должен быть художником: находить выход из ситуации и рисовать, и делать», – сказал заслуженный художник России, лауреат Госпремии Тукая Григорий Эйдинов.

Он напомнил, что в советское время быть художником с собственным видением было нелегко: «шаг влево, шаг в право – уже абстракционист». Но Аршинов, подчеркнул Григорий Эйдинов, смог показать необычный язык и подход к теме, а его творчество – «нагляднейший, шикарнейший пример для молодежи». Посвятив себя творчеству, к 75-летнему юбилею Виктор Аршинов получил звания заслуженного деятеля искусств, народного художника Республики Татарстан, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Татарстана имени Тукая и Республиканской премии имени Баки Урманче.

Выставка сына Победа Виктора Аршинова будет работать в галерее «Хазине» до 22 июля.

Фото: Салават Камалетдинов

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3