news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Дневник паломника: облачение в саван, всемирный съезд мусульман и встреча с Каабой

Корреспондент «Татар-информа» отправился вместе с татарстанскими паломниками к святыням ислама – в хадж. В его репортаже – о главном символе Мекки, о том, что переживают верующие при первом посещении Запретной мечети, и важности малого паломничества.

В современных условиях из России есть два основных способа добраться к священным местам ислама – через Стамбул или ОАЭ. Нам выпало лететь через Турцию

Фото: © «Татар-информ»

Начало пути

В современных условиях из России есть два основных способа добраться к священным местам ислама – через Стамбул или ОАЭ. Нам выпало лететь через Турцию. В связи с нынешними реалиями самолеты летят в Стамбул через Каспий, и это удлиняет дорогу на 1,5 часа. Новому стамбульскому аэропорту паломники, летящие транзитом в Саудовскую Аравию, не в диковинку. Специально для хаджиев есть даже помещение – «для вхождения в ихрам».

В этих оборудованных помещениях вы облачаетесь в два белоснежных куска ткани. Они чем-то напоминают саван и дают понять верующим, что они здесь не навсегда, впереди путешествие в вечность. 

Первым куском вы оборачиваетесь по пояс, при желании скрепляете ремнем, а второй накидывается на плечи. Здесь может быть много вариантов: от использования булавок до простого обертывания. На ноги можно надеть только открытую обувь, самая распространенная – сандалии. И под кусками ткани у вас нет никакой одежды. Теперь вы почти пилигрим. К слову, женщины не облачаются в ихрам, а совершают паломничество в обычной своей одежде. Единственное, советуют одеваться в светлое, чтобы отражало солнце.

Паломником вы становитесь уже в самолете, когда лайнер поднимается в воздух

Фото: © «Татар-информ»

Паломником вы становитесь уже в самолете, когда лайнер поднимается в воздух, набирает высоту и берет направление на Саудовскую Аравию, вы делаете намерение. Есть специальные границы, откуда паломники облачаются в ихрам, – микат. Сделав намерение, вы уже в самолете пролетаете установленные границы, и теперь вы паломник.

«Добро пожаловать!»

В Саудовской Аравии два основных аэропорта, которые принимают паломников из России, – Медина и Джидда, крупный портовый город. Тут вас встретит огромный аэропорт с океанариумом на несколько этажей. Нашим первым пунктом на священной земле стала именно Джидда. Многосекционный автобус, напоминающий стамбульский метробус, доставляет вас к терминалам. Недолгий разговор нашего руководителя с крикливым арабом, и мы у стоек погранконтроля. Здесь вас встречают женщины-офицеры в черных хиджабах и перчатках. Вы отдаете свой паспорт, распечатанную визу, свидетельство о вакцинации (у нас был «Спутник V») и ПЦР-тест на 72 часа. В ответ вас просят сдать отпечатки пальцев. Фото на память и сухое офицерское «Добро пожаловать!».

Вы облачаетесь в два белоснежных куска ткани. Они чем-то напоминают саван и дают понять верующим, что они здесь не навсегда, впереди путешествие в вечность

Фото: © «Татар-информ»

В этот раз все прошло достаточно быстро в отличие от прошлых лет, говорит наш сопровождающий Тимергали хазрат.

Это вам не курорт, но...

Город вас встречает 40-градусной жарой, хотя на часах час или два ночи. Но интенсивный транспортный поток на дорогах и остановки приводят к тому, что в Мекку мы прибываем в пять утра.

Наш отель обслуживает паломников из Турции, Европы и Австралии. Но в основном постояльцами «Орхидеи Сарай» оказываются будущие татарстанские хаджии. На входе гордо реет баннер «ДУМ РТ Хадж» цвета татарстанского флага. Кухня в отеле также турецкая. Обилие оливок, йогурт и ядреный крепкий чай создают ощущение курорта. Но хадж – это все-таки не отдых, а испытание и поклонение Всевышнему.

Город вас встречает 40-градусной жарой, хотя на часах час или два ночи

Фото: © «Татар-информ»

Это начинаешь особенно четко осознавать, когда тебе объясняют, что, облачившись в белоснежную ткань ихрама, ты принимаешь на себя и ряд ограничений. Помимо классического списка правил ты не можешь пользоваться обычным мылом и шампунем (исключение для специально выпускаемой косметики, которая не имеет запаха и цвета), кремами, сквернословить, ссориться, не можешь даже сломать ветку или убить насекомое. Каждое нарушение несет в себе возмещение жертвенным животным. «Стоимость жертвенного барашка – 200 долларов. Или возмещение – 10 дней беспрерывного поста. И это за каждое нарушение», – пугает нас наш имам.

Испытание первое

Итак, первая часть программы любого паломника – это совершение умры, ее также называют малым хаджем, и его можно выполнять на протяжении года. В отличие от большого хаджа, который еще предстоит совершить.

Опытные гиды советуют идти вечером в Запретную мечеть (сами мусульмане называют ее «Масджид-уль Харам», или кратко «Запретная (Харам)»). В это время солнце уже заходит и наступает вечерняя прохлада – чуть меньше 40 градусов. Но вместе с уходом солнца увеличивается количество желающих попасть в мечеть. Охранники на входе внимательно отслеживают входящих и, увидев человека в обычной одежде, выхватывают его и выводят. Внутрь мечети могут попасть лишь те, кто облачен в ихрам. «Ялла, ялла, хаджи», – подбадривают солдаты толпы паломников. Это с арабского переводится как «Быстрее, быстрее, хаджии».

Опытные гиды советуют идти вечером в Запретную мечеть. Но вместе с уходом солнца увеличивается количество желающих попасть в мечеть

Фото: © «Татар-информ»

Вот мы у Каабы

Людской поток устремляется в огромные резные ворота Запретной мечети. «Леббейк аллахумма лебейк, – звучит рядом. – Мы здесь, перед Тобой, Аллах». Проходя в коридор, впереди ты уже видишь Каабу. Именно к этому первому храму человечества направляются все компасы и намазлыки (молитвенные коврики) мусульман мира.

Трепетный момент. Огромный черный куб вызывает у всех разные чувства. Кто-то просто потрясенный останавливается и смотрит на нее. Кто-то ревет в три ручья от пережитого. У кого-то появляется чувство, что он встретил давнего знакомого, и отсюда успокоение, будто бы ты дома. Второе имя Каабы – Дом Аллаха (Бейтуллах). Одним словом, миллионы людей, которые подходят к Каабе, переживают свою историю.

Паломники идут к углу Каабы, где расположен «черный камень»

Фото: © «Татар-информ»

Паломники идут к углу Каабы, где расположен «черный камень». Его видно издалека благодаря огромному серебряному сосуду, в котором он лежит. Раньше некоторые счастливчики могли подобраться сквозь миллионы людей и притронуться и даже поцеловать камень. В этом году периметр Каабы оцеплен оградой и притронуться не получится.

Да начнется умра! 

Именно отсюда начинаются обряды умры. Ты должен семь раз обойти Каабу, и каждый обход (в мусульманской литературе он называется таваф) начинается у «черного камня» (хаджарул асвад). Все поднимают руки и приветствуют угол с камнем. Вся движение вокруг Каабы сопровождается молитвами и поминанием Аллаха.

Ты идешь босым по мраморному полу, и тебя окружает огромное количество людей. И лишний раз убеждаешься именно здесь, что ислам – это мировая религия. Стоит немного зазеваться, и ты уже остаешься один, без своей группы. Рядом идут турки, африканцы, малайцы, филиппинцы, арабы... И взоры всех обращены к Каабе, а молитвы – к Аллаху.

Рядом идут турки, африканцы, малайцы, филиппинцы, арабы... И взоры всех обращены к Каабе, а молитвы – к Аллаху

Фото: © «Татар-информ»

Неожиданно обход прерывается, и охранники начинают вытягивать ленту вокруг Каабы, паломники начинают строиться рядами и секторами прямо у стен Каабы. Мы счастливчики, вошло время ночной молитвы, и нам суждено обратиться к Всевышнему у стен главной святыни мусульман. 

Завершение испытания первого

Таваф (обход) Каабы завершен. Ты выполняешь два цикла молитвы и идешь пить из священного источника Зам-Зам. Впереди следующее испытание – пробежка между двух холмов Сафа и Марва. Сейчас это небольшие каменные возвышенности, которые ограждены стеклом, но они продолжают быть ориентиром для паломников и сейчас. Между этими холмами проложен каменный коридор с огромными вентиляторами (они создают очень комфортную температуру), и паломник должен семь раз пройти (а часть участка и пробежать). На каждом холме читается специальная молитва.

Ну вот и последний рывок – седьмой сай. Умра практически завершена. Для того чтобы выйти из состояния ихрам и вернуться к повседневности, осталось остричь головы. Это можно сделать прямо на территории мечети или в окрестностях. Но большинство татарстанских паломников постригли себя машинками сами. Первое испытание пройдено. Да примет его Аллах...

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2