news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Девальвация рубля возможна после 2010 года

Руководство Центробанка ожидает, что торговый баланс РФ станет дефицитным после 2010 года, в таком случае возможна девальвация рубля.

(Казань, 26 февраля, «Татар-информ», Рафаэль Мухаметов). Чистый приток частного капитала в Россию в 2008 году составит около 40-50 млрд. долларов, что существенно меньше рекордных 82,3 млрд. долларов в 2007 году, но для открытой экономики такая ситуация нормальна, сказал первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев, передает российское отделение «Reuters».

«Я не согласен, когда говорят про какую-то тихую гавань. Россия точно такая же «гавань», как все остальные. Когда идет шторм, корабли уходят и в океане пережидают. Сейчас они в этом океане – высоколиквидных активах – и находятся. Потом снова разойдутся по гаваням. Вполне возможно, что наша окажется более привлекательной и к нам приток восстановится быстрее», - сказал Улюкаев в интервью журналу «Итоги».

В будущем, по его словам, приток капитала в страну будет расти, но просчитать темпы роста сложно.

«Нас ждут времена, когда будет вдоволь ликвидности, и времена, когда ее мало и когда совсем мало. Приливы-отливы капитала, приливы-отливы ликвидности, повышение-понижение цен – нормально. Мы открытая экономика, поэтому нас все это касается», - сказал он.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин не исключал повторения рекордного притока капитала в РФ в 2008 году, однако был осторожен в прогнозах и давал широкий диапазон оценки – от 40 млрд. долларов до 80 млрд. долларов.

В феврале Улюкаев сообщил, что чистый отток частного капитала из РФ в январе 2008 года составил 9 млрд. долларов, и эта тенденция может продолжиться до мая.

Улюкаев отметил, что для быстрорастущих экономик характерно укрепление валюты, но к идее антиинфляционного воздействия через укрепление курса рубля нужно относиться с осторожностью.

«Экономика, финансы – это многофакторная вещь. Попытка одним инструментом регулировать все не может быть эффективной всегда. Можно через укрепление номинального курса воздействовать на инфляцию. Но за это вы платите тем, что у вас постепенно снижается запас конкурентоспособности. В этом тоже ничего страшного нет. Но все должно быть в норме, а мерилом этой нормы является производительность труда», - сказал Улюкаев.

По его словам, если, например, экономика растет на пять процентов, можно позволить 5-процентное укрепление рубля: «Для всех экономик, которые растут быстрее среднемирового тренда, характерно укрепление валюты».

«Задача денежных властей – сделать так, чтобы все шло плавно, предсказуемо. Чем сильнее вы укрепите валюту сегодня, даже добившись антиинфляционного эффекта, тем больше вам придется ослаблять ее потом».

Девальвация рубля возможна в случае отрицательного сальдо торгового баланса, сказал Улюкаев. Денежные власти ожидают, что торговый баланс станет дефицитным после 2010 года.

«Наступает момент, когда накапливается потенциал, влияющий на фундаментальные показатели, - к примеру, рост импорта существенно превышает рост экспорта. Торговый баланс сокращается. Потом экономика приходит к выравниванию. А может случиться так, что она подойдет к точке отрицательного баланса. Значит, в этот момент с валютой должно произойти не укрепление, а девальвация».

Он добавил, что термин «девальвация» у нас не всегда правильно понимается: «Девальвация некоторая возможна. Опять же надо понимать, что даже если на копеечку валюту опустишь, то в научном понимании это уже девальвация. Так же как если на копеечку повысишь, это ревальвация. В умах граждан девальвация – значит резкий скачок. Мы должны считаться с этими представлениями и быть очень аккуратными в высказываниях».

Улюкаев считает, что в нынешнем клубе резервных валют вряд ли возможны резкие изменения: «Денежные системы консервативны. Будут темпы роста мировой экономики на один процент меньше – это много, но не настолько, чтобы изменить все соотношения в валютах. Произойдут не качественные, а количественные изменения. Снизится доля доллара в резервах. В целом будут диверсифицироваться портфели активов».

Центробанк, как и ранее, прогнозирует переход к инфляционному таргетированию и использованию грамотной процентной политики.

«ЦБ, в отличие от ФРС, до сих пор не воздействовал на ситуацию через процентные ставки. К нам прислушивались с точки зрения того, какой курс установит ЦБ. Начиная с прошлого года мы стали пользоваться процентными ставками, включая ставку рефинансирования. Мы только в начале пути, но будем по нему идти. И процентные ставки чем дальше, тем больше будут иметь значение для экономики. А курсы валют постепенно будут уходить из центра внимания», - сказал Улюкаев.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400