news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Детей из Дербышкинского дома-интерната в Казани научили общаться на карточках

Учреждение выиграло грант в размере 1,4 млн рублей на реализацию программы альтернативной коммуникации.

Детей из Дербышкинского дома-интерната в Казани научили общаться на карточках

(Казань, 2 декабря, «Татар-информ»). Воспитанники Дербышкинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей посещают кафе и детские площадки Казани. В силу особенностей в развитии они не могут говорить и общаются с воспитателями и сверстниками при помощи карточек. Программа социальной адаптации реализуется благодаря гранту «Я говорю!», выигранному в рамках реализации программы «Право быть равным».

У десятилетнего Михаила нет родителей, он попал в Дербышкинский детский дом-интернат из дома ребенка в 2015 году. Сначала мальчик вообще не мог говорить, а сейчас составляет целые предложения.

«Сначала он знал только слова „мама“ и „дай“. Мы с ним работаем четыре года, теперь Миша умеет составлять фразы. Занимаемся по три раза в неделю, занятия длятся по 20 минут. Прорабатываем звуковую и пальчиковую гимнастику, развиваем мелкую моторику», — рассказала логопед Вера Семенова.

Средством альтернативной коммуникации для детей с ДЦП и другими нарушениями в развитии являются карточки PECS. Главная цель — дать ребенку возможность спросить собеседника о чем-то или сказать то, что он хочет, когда он не может это сделать традиционным способом — с помощью слов. При помощи карточек с рисунками ребята выбирают сладости в кафе, общаются с воспитателями и другими детьми на детской площадке.

«Раз в две недели мы вывозим ребят в общественные места. Сегодня привезли в кафе двух ребят в возрасте 6 и 7 лет. При помощи карточек они выбирают еду. А на детской площадке играют еще две девочки. Воспитатели при помощи карточек объясняют воспитанникам, где находятся качели и горка. У всех ребят есть ментальные нарушения и ДЦП», — сообщила директор Дербышкинского детского дома-интерната Гульнара Галиахметова.

Альтернативной коммуникации здесь обучают ребят в возрасте от 4 лет до 14 лет. Сначала каждый ребенок проходит углубленную диагностику, после чего выявляются индивидуальные особенности в развитии. Новая адаптивная программа реализуется поэтапно с апреля текущего года. Воспитанники дома-интерната в ближайшее время посетят цирк и театр и при этом смогут высказать свои пожелания взрослым с помощью карточек. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный пакет с разными картинками.

«Сначала мы детям показывали карточки и давали элементарные задания. Теперь у каждого есть визуальное расписание с распорядком дня. Дети в течение дня сами расставляют свое расписание. Коммуникация — главный критерий в социальной адаптации ребенка. Наша главная цель, чтобы наши дети были социализированы и интегрированы в общество», — отметила Галиахметова.

Дербышкинский дом-интернат выиграл грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению «формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии с помощью альтернативной дополнительной коммуникации» в размере 1,4 млн рублей. На эти средства было закуплено оборудование и организована учеба воспитателей.

«Приобрели логопедический комплекс, оборудование для методического комплекса, четыре методические программы, в том числе для родителей. Родители этих ребят в основном лишены родительских прав, но есть три человека, которые приходят к ним, чтобы пообщаться. Поэтому была разработана программа по обучению родителей. С 25 ноября 40 педагогов Дербышкинского дома-интерната обучали коучи из Санкт-Петербурга», — добавила министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

В целевую группу проекта входят 20 детей разного возраста, имеющие разный уровень развития коммуникативных навыков. Срок реализации программы составляет полтора года.



Галерея: Дербышкинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2