news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Деньги подвели под шариат: для чего в России узаконили исламский банкинг?

Закон об исламском банкинге сегодня принят Госдумой. В экспериментальном режиме он будет работать в Татарстане, Дагестане, Чечне и Башкирии. Почему мусульманам пришлось ждать документ около 16 лет, какие услуги смогут оказывать банки по шариату и почему закон оказался важен в условиях санкций Запада – в материале «Татар-информа».

Деньги подвели под шариат: для чего в России узаконили исламский банкинг?
Многие мусульмане попросту не имеют права пользоваться классическими банковскими продуктами по религиозным соображениям
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Что такое харам в банковских продуктах

Эксперимент продлится два года и стартует уже 1 сентября. Главный смысл инициативы – адаптировать банковскую систему к требованиям шариата.

У мусульман есть такое понятие, как харам – запрет. Так вот, брать в долг под проценты для мусульман – это харам. Как следствие, многие мусульмане попросту не имеют права пользоваться классическими банковскими продуктами по религиозным соображениям. Исламский банкинг должен восполнить эти пробелы.

При совершении сделок нельзя будет устанавливать процентные ставки. «При этом допускается установление вознаграждения в виде переменной величины, значение которой изменяется в зависимости от результатов совершения указанных сделок», – говорится в уточненном тексте документа.

Запрещены сделки, связанные с производством табачной и алкогольной продукции, оружия, боеприпасов и с торговлей такими товарами, а также с игорным бизнесом.

Банки, участвующие в эксперименте, не смогут отказывать физическим или юридическим лицам в оказании финансовых услуг исламского банкинга по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Банки смогут привлекать деньги населения и юрлиц по договорам партнерского инвестирования

Фото: president.tatarstan.ru

Банки будут выдавать деньги и привлекать их без процентов

По новому закону можно будет оформить специальную «исламскую ипотеку» – купить недвижимость в рассрочку и использовать для этого материнский капитал.

Банки смогут привлекать деньги населения и юрлиц по договорам партнерского инвестирования или в виде вклада в капитал и предоставлять беспроцентные займы населению и компаниям.

Отметим, что в окончательной редакции закона был снижен минимальный размер капитала для участников эксперимента – финансовых организаций – до 10 млн рублей с 1 сентября 2023 года с повышением до 15 млн рублей к 1 января 2024 года.

Ранее эти цифры были больше – 25 млн с 1 января 2024 года и 40 млн с 2025-го. Очевидно, что снижение «стоимости входа» привлечет большее число финансово-кредитных организаций к участию в эксперименте.

Через два года должен собраться экспертный совет при Правительстве России, который и оценит итоги эксперимента. По его решению и станет понятно – нужно ли вводить инициативу на постоянной основе и какие изменения в законодательство потребуются для развития исламского банкинга.

Максим Топилин: «Республика во главе с Раисом активно участвовала в работе над законопроектом, вносила правки»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Как Татарстан участвовал в разработке инициативы

Неудивительно, что такая инициатива зародилась именно в Татарстане. Одним из авторов проекта выступил депутат Госдумы России от Татарстана Максим Топилин. В разговоре с корреспондентом «Татар-информа» он признался, что работал над документом по поручению Раиса республики Рустама Минниханова.

«Республика во главе с Раисом активно участвовала в работе над законопроектом, вносила правки, предложения, и сейчас, благодаря в том числе и этому активному взаимодействию, и появился законопроект. Работа над ним была очень кропотливой: проводили совещания с профильными региональными и федеральными министерствами, с экспертами, которые уже имеют опыт работы в данном направлении. Отдельная благодарность заместителю Премьер-министра РТ – министру экономики Республики Татарстан Мидхату Шагиахметову, который был идеологом и движущей силой при подготовке законопроекта», – отметил Топилин.

По его мнению, закон должен простимулировать дополнительные инвестиции со стороны исламских стран, с которыми Татарстан уже сейчас достаточно активно взаимодействует. «Также закон позволит приобрести новых партнеров, а значит, ускорит развитие республики и страны», – уверен депутат.

Айрат Фаррахов: «Спрос на исламские финансы очень большой у немусульманских инвесторов»

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

Исламскими финансами интересуются немусульманские инвесторы

«Закон по "исламским финансам" принят в третьем окончательном чтении!!! Спасибо всем, кто к этому имел отношение!» – прокомментировал в социальных сетях депутат Госдумы, еще один автор законопроекта Айрат Фаррахов.

По его словам, закон «принесет удовлетворение 20-миллионной умме мусульман России».

«Наблюдая за активным успехом исламских финансовых институтов, без сомнения можно сказать, что мировая финансовая система является благоприятной для исламских финансов. Спрос на исламские финансы очень большой у немусульманских инвесторов. Все потому, что принципы партнерского финансирования основаны на честности, этике, материальности и разделении рисков финансистов и клиентов. Это только первый шаг к полноценному партнерскому финансированию, но очень важный!» – заявил парламентарий.

Тема исламского банкинга звучала в российском медипространстве давно. Анатолий Аксаков уточнил, что инициативой занимались около 15 лет

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Почему тема исламского банкинга буксовала 16 лет

Тема исламского банкинга звучала в российском медиапространстве давно. В сентябре 2022 года об этом говорил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на Международном банковском форуме в Казани. Он уточнил, что инициативой занимались около 15 лет. На сегодняшний день – почти 16.

Банк России к этой теме относился все время настороженно. Представители ЦБ заявляли, что партнерское финансирование в России должно развиваться постепенно, этот процесс не нужно тормозить, но также опасно и форсировать. В таком состоянии исламский банкинг и находился в России. Финансовые организации и на Кавказе, и в Татарстане пытались находить инструменты, которые можно было бы вписать в законодательство России.

Что же все-таки придало ускорение вялотекущему процессу? Отсутствие возможности привлекать капитал на Западе, как раньше. В пояснительной записке к законопроекту так и говорилось: спрос населения на исламский банкинг есть, но его развитие также будет способствовать «привлечению зарубежных инвестиций из стран – членов Организации исламского сотрудничества, что особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления».

Какое будущее у исламского банкинга в России, мы узнаем через два года. В любом случае стремление властей РФ учитывать потребности мультиконфессионального народа РФ – хороший сигнал.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2
autoscroll_news_right_240_400_3