Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Данил МУСТАФИН: «ЕГЭ поддержали в Татарстане все вузы и средние специальные учебные заведения»
О сдаче единого государственного экзамена в школах Татарстана шла речь на пресс-конференции, состоявшейся 12 апреля в агентстве «Татар-информ». В ней приняли участие приняли участие первый заместитель министра образования и науки РТ Данил Мустафин, начальник отдела организации ЕГЭ министерства Ильдар Хуснутдинов и директор Республиканского центра мониторинга качества образования Ольга Федотова. Вела беседу журналист агентства Мария Семенова.
Данил Махмутович, какие нововведения ожидают в этом году выпускников школ, которые собираются сдавать ЕГЭ?
Д.М.: В Татарстане в этом году эксперимент продолжается, на этот счет есть соответствующее постановление по введению единого государственного экзамена, его рамки расширены. Дополнительно введены предметы «биология» и «татарский язык». В прошлом году было много просьб и вопросов по поводу экзамена по русскому языку и литературе. В этом году мы внесли соответствующие изменения, и у выпускников появится возможность выбора: они могут сдавать экзамен в форме сочинения или же они выбирают ЕГЭ по русскому языку. В этом случае необходимо сдать устный экзамен по литературе. Но зато есть возможность сдачи ЕГЭ уже на выпуске из школы.
3 марта этого года состоялось заседание Совета ректоров, на котором присутствовали ректоры как государственных, так и негосударственных вузов Республики Татарстан. Принято решение о поддержке эксперимента ЕГЭ и в этом году, и зачислении на 100 процентов специальностей в вузе на основании ЕГЭ.
Также прошло заседание Совета директоров государственных и негосударственных средних специальных учебных заведений. Было принято решение о поддержке участия в эксперименте ЕГЭ, также по 100 процентам специальностей. Таким образом, в этом году мы ожидаем увеличение контингента участников ЕГЭ, так как вузы и ссузы по большинству направлений принимают студентов через единый государственный экзамен.
В этом году мы продолжаем эксперимент по применению аналогов КИМ (контрольно-измерительных материалов) на татарском языке. Мы проводим единый республиканский экзамен, материалы на сегодняшний день подготовлены, проанализированы экспертами, учтены те замечания, которые были сделаны по прошлому году. Сегодня к проведению ЕРЭ мы готовы. По законодательству РФ, регионы имеют право на обучение на национальном языке, из этого следует, что и сдавать экзамены ученик имеет право на родном языке. Вот это право мы и реализуем.
Ильдар Салихзянович, расскажите, пожалуйста, что такое первая и вторая «волны» ЕГЭ? Что такое пробный экзамен, для чего он нужен, и почему в нашей республике это будет именно экзамен по математике?
И.Х.: Эксперимент по введению ЕГЭ продолжается в рамках реализации концепции модернизации образования в период до 2010 года. Система ЕГЭ совершенствуется с учетом опыта, накопленного при его сдаче как на федеральном, так и на региональном уровнях. Целями единого государственного экзамена были и остаются объективная оценка качества образования, доступность среднего и высшего профессионального образования, поддержка одаренных детей, в том числе, и детей из малообеспеченных семей и из труднодоступных, отдаленных мест проживания. Немаловажным фактом является и то, что 2006 год назван годом информационной безопасности, поэтому большое место при проведении ЕГЭ занимает и борьба с коррупцией в сфере образования.
Часто возникают вопросы по поводу «второй волны». В этом году «вторую волну» никто не отменять не собирается. Москва и Московская область избежали «второй волны», они оставили на нее только экзамен по истории. Мы также вышли с подобной просьбой, но пока ответа нет, и поэтому сказать, что «второй волны» не будет, мы однозначно не можем.
Но теперь нужно определить участников первой и второй «волн». Участниками «первой волны» являются выпускники 11-12 классов 2006 года, выпускники прошлых лет, выпускники начального и среднего профессионального образования. Участниками «второй волны» являются выпускники, которые по каким-то веским причинам не смогли попасть на итоговую государственную аттестацию в мае-июне. Также это уволенные из запаса военнослужащие, беженцы, вынужденные переселенцы из соседних регионов, из стран Балтии и СНГ. Также мы можем занести в нашу базу данных выпускника из соседнего региона, который желает сдавать ЕГЭ по тому предмету, которого нет у него по месту жительства, но есть у нас, он получает свидетельство, в котором будут прописаны предметы, по которым он сдал ЕГЭ. Такие выпускники у нас также попадают во «вторую волну».
По состоянию на 1 апреля, из почти 45 тысяч выпускников на сдачу ЕГЭ заявили около 30 тысяч человек. Но до 25 апреля еще можно подать соответствующее заявление на имя руководителя образовательного учреждения. Выпускники прошлых лет должны обращаться по вопросу сдачи ЕГЭ по месту прописки в ближайшую школу или же в то образовательное учреждение, которое они заканчивали.
21 апреля пройдет пробный ЕГЭ по математике. Нельзя путать централизованное тестирование с единым государственным экзаменом. ЕГЭ абсолютно бесплатен. Дата 21 апреля определена Москвой, она дает в регионы 2 предмета по выбору – математику и русский, мы выбрали для республики математику, потому что опыт прошлого года показал, что математику легче обрабатывать. Результаты пробного результата нигде не афишируются, дети на руки не получают свидетельств о сдаче пробного ЕГЭ. Единый государственный пробный экзамен проводится с целью апробации технологической процедуры ЕГЭ. Дети знакомятся с тестовыми заданиями. Опыт показал, что пока дети на 100 процентов тестовыми заданиями не владеют, хотя результаты того года неплохие. Математика идет на очень хорошем уровне по сравнению с теми регионами, где ЕГЭ проводится 5-6 год.
Д.М.: Необходимо учесть, и это вполне законно, что появились услуги репетиторства подготовки к ЕГЭ. Но они не обеспечены финансовой поддержкой ни со стороны республики, ни со стороны РФ. Это проводится, скажем так, для тех, кто хочет попробовать свои силы. А 21 апреля – день, в который проводится «репетиция» ЕГЭ под эгидой Рособрнадзора, бесплатно. Такая «репетиция» нужна для снятия некоего психологического барьера.
Каковы прошлогодние результаты ЕГЭ в республике?
И.Х.: Мы сравнили результаты по Татарстану, где в прошлом году был впервые проведен эксперимент ЕГЭ с областями, где он проводится уже в течение 5-6 лет. По русскому языку средний балл в республике составляет 48,5 процента, тогда как в Саратовской области – 48,1 процента. По математике количество учеников, справившихся с экзаменом на «4» и «5», в Татарстане составляет 54,1 процента, в Самарской области - 51,3 процента, Удмуртии - 52,5 процента, Кировской области -54,7 процента.
Д.М.: Мы договорились сразу с отделами образования, что результаты 2005 года мы не будем анализировать и сравнивать. Потому что количество участников во многих случаев не являлось репрезентативным. В этом году картина изменится кардинально, потому что сама планка, поставленная вузами и ссузами, говорит о том, что по сути другого выхода для поступления в эти учебные заведения, кроме как сдача ЕГЭ, нет.
По закону о высшем и среднем профессиональном образовании, в учебные заведения принимаются наиболее подготовленные учащиеся. А технология ЕГЭ как раз и ориентирована на выявление наиболее подготовленных детей, которые готовы осваивать эти профессиональные образовательные программы.
Ничего страшного в материалах ЕГЭ нет. Они соответствуют программным требованиям. Если человек знает учебный материал, сдавая ЕГЭ, он может себя чувствовать достаточно спокойно.
Ольга Юрьевна, какова технология проверки экзаменационных листов? Где она происходит? Велика ли вероятность, что задание ошибочно будет признано неверно выполненным?
О.Ф.: Я представляю республиканский центр мониторинга качества образования, который непосредственно занимается механизмом обработки контрольно-измерительного материала ЕГЭ. Эта технология совершенно новая, сложная и многоступенчатая. Вы, наверно, знаете, что задания ЕГЭ делятся по сложности на А, В и С. Все они обрабатываются полностью в нашем центре. А и В не проверяются в центре, они только обрабатываются.
Единственный раз, где наши специалисты работают с подлинниками – на этапе сканирования. Больше с подлинниками никто никогда нигде не работает. Даже когда подается апелляция, подлинники из архива не берутся, мы работаем только с электронной версией. Далее идет процесс распознавания, верификация – процесс, с помощью которого уточняются мелкие детали, которые могли быть неправильно распознаны машиной. Затем на электронных носителях материалы отправляются в федеральный центр тестирования.
Задания уровня С также проходят такую же обработку, а потом с ними работают уже наши педагоги.
В прошлом году для работы по проверке заданий мы обучили около 900 педагогов, из них прошли специальную подготовку, сдали специальный зачет и приняли участие в проверке заданий уровня С 650 человек. В этом году у нас 12 специалистов прошли специальное обучение и сдали экзамен на право обучения педагогов для проверки бланков заданий уровня С.
Хочу обратить ваше внимание на то, что каждая работа зашифрована. Никто из педагогов не знает, чью работу он проверяет. У каждой работы есть специальный штрих-код, который выдает машина. Одну и ту же работу могут проверять одновременно 2 человека и не знать, что они проверяют одну и ту же работу. Педагоги работают в очень жестких условиях. По положению они не имеют права выйти из аудитории без разрешения руководителя, воспользоваться сотовым телефоном, общаться друг с другом. Педагоги сидят каждый за своей партой. После перекрестной проверки задания двумя педагогами снова идет процесс сканирования и распознавания. Если происходит расхождение в баллах, работа выдается на проверку третьему педагогу. Его голос служит решающим конкретно по тому заданию, где будет расхождение баллов. Процедура очень сложная и трудоемкая, поэтому она и позволяет исключить вероятность ошибок в проверке. В прошлом году не было подано ни одной апелляции к процессу распознавания, это говорит о том, что ошибок при компьютерной обработке заданий не было.
Д.М.: В этой связи я бы хотел сказать ученикам и их родителям вот что. Сейчас появляются люди, которые обещают повлиять на ситуацию. На самом деле, никаких возможностей как-то исправить оценку или работу по технологии ЕГЭ просто невозможно и не нужно верить и тратить на это свои кровные деньги. По сути, это обман, верить таким людям ни в коем случае нельзя. Можно подготовиться по программе, восполнить какие-то пробелы в знаниях, но подготовится под какое-то конкретное задание, которое присутствует в ЕГЭ – невозможно.
Можно ли подать апелляцию на результаты ЕГЭ?
И.Х.: Апелляции возможны двух видов. Первая – по процедуре проведения ЕГЭ. Вторая – о несогласии с выставленными баллами. В прошлом году из 81 поданной апелляции 21 была удовлетворена в пользу учеников.
Единый республиканский экзамен является частным случаем ЕГЭ?
Д.М.: В Республике Татарстан все вузы и ссузы будут принимать материалы ЕРЭ наравне со свидетельствами по ЕГЭ. Также ЕРЭ может сдавать ученик из другой республики, поступая в учебные заведения Татарстана. Есть много детей, которые обучаются в национальных школах и классах за пределами Татарстана, и им такая возможность будет предоставлена.
Еще нужно сказать, что на татарском языке были использованы для перевода контрольно-измерительные материалы ЕГЭ прошлых лет, которые уже были в базе данных РФ. База данных каждый год только пополняется и перетасовывается.
Ильдар Салихзянович, вы упомянули о том, что концепция модернизации образования будет реализована к 2010 году. Значит ли это, что к этому моменту все экзамены будут приниматься в форме ЕГЭ?
И.Х.: Более того, в Татарстане ЕГЭ входит в штатный режим в 2008 году, и к этому времени все предметы будут приниматься только в форме единого госэкзамена.
То есть, никакой альтернативы по сдаче экзаменов у выпускников не останется?
Д.М.: ЕГЭ практикуется во многих странах мира, это нормально воспринимаемая процедура сдачи и приема экзаменов. Потому что при обычной форме ученик проходит дважды стресс, испытывая свои нервы, возможности. Есть ли в этом необходимость?
Мы постепенно, соразмерно своим силам расширяем спектр предметов ЕГЭ.
Насколько удобна форма ЕГЭ при сдаче гуманитарных предметов?
О.Ф.: Для этого и существует вариант задания С. Здесь как раз и предусматривается возможность для творчества. Фактически, в листе С ученик может написать целое сочинение. Существует более 9 критериев оценки таких заданий, соответственно есть возможность достаточно объективно оценить знания ученика.
Сейчас в книжных магазинах можно увидеть массу литературы, которая призвана помочь при подготовке к ЕГЭ. Насколько можно доверять таким изданиям?
И.Х.: Это очень важный вопрос, и я ждал его. Нельзя принимать за чистую монету все, что предлагается. У нас есть свои издательства: «Просвещение», «Интеллект-Центр» и «Федеральный центр тестирования», которые нам рекомендует Рособрнадзор. Недавно мы приняли также пособия издательства «Взгляд» (Челябинск).
Д.М.: Другие издания также имеют право на существование. Но следует учитывать, что готовится по таким методичкам - это то же, что принимать лекарство без совета врача. Учитель может вас проконсультировать, соответствует это издание программе или нет, что-то упущено или нет. Потому что, подготовившись по такой книжке, человек может поставить себя в тупиковую ситуацию.
И.Х.: Не нужно выпускать из виду наш Центр мониторинга качества образования, который выпускает брошюры с рекомендациями и непосредственно сайт Министерства образования и науки РТ, на котором можно получить ответы на все интересующие вопросы.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»