news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Далекое-близкое//ТЮРКСКИЕ ПРИЧЕСКИ//22 декабря, №52

Во время службы в армии, во времена СССР, автору довелось убедиться в том, что в южном Туркменистане у туркменских детей иногда делается такая стрижка: обривается везде, однако оставляются хохлы - чубчики на макушке.

Очевидно, данная причёска досталась от древних кочевников - гуннов, так как точно такая же была у Дайгоро, сына самурая “Одинокий Волк” (фильм “Убийца Сёгуна”).

У тюрков - тувинцев “В три года ребёнку впервые стригли волосы. Обычно стригли ребёнка в летнее время...” (М. В. Монгуш, “Ламаизм в Туве” (историко - этнографическое исследование, Кызыл, 1992, с.100)

Стригущий человек “должен был быть рождён в том же году двенадцатилетнего цикла, что и подстригаемый ребёнок. Отрезав первую прядь волос, этот человек произносил благопожелание и преподносил ребёнку какой - нибудь подарок. Для мальчиков, например, принадлежности для коня, одежда, а для девочек - предметы женского рукоделия, куски шёлковой ткани, украшения и т. д. ...

Каждый из присутствующих на обряде отрезал у ребёнка небольшую прядь волос. Затем отрезанные волосы отдавали матери, и она зашивала их в подушку ребёнка. Это делалось для того, чтобы “не сглазить” ребёнка”. (М. В. Монгуш, с. 100) После этого отец ребёнка делал семейный той, ради которого резали барана, причём виновнику торжества непременно давали бараньи почки.

У тувинцев “… уже в годовалом возрасте, девочке прокалывали мочки ушей, а лет с четырёх - пяти ... она начинала носить серьги. Бывало, что и маленьким мальчикам прокалывали ПРАВОЕ ухо, в которое они ... вдевали одну серьгу”. (С. В.)

“Татары... бреют волосы за ушами и спереди на лбу, отпуская усы, бороду и длинные КОСЫ назади”. (Н. Карамзин, “История государства ва Российского”, том 4, М.1993, с.196)

“Татары разделяются на орды…, волосы они отпускают только на бороде, а остальное бреют. Только более именитые ... носят за ушами КОСЫ… очень чёрные...” (Сигизмунд ГЕРБЕРШТЕЙН).

“Обычай ношения КОС - признак сохранения среди кочевых феодалов пережитков языческих ... обычаев, как об этом свидетельствуют древнетюркские каменные изваяния. Мужчин с косами в 1476 году встречал и А.Контарини во время путешествия в южных степях”. (Сигизмунд Герберштейн, “Записки о Московии”, Изд. М. университета, 1988, с. 339).

У тувинцев “... женщины и мужчины носили КОСЫ. Мужчины переднюю часть головы брили (вероятно, это было ещё со времён гуннов, так как даже японские самураи делали сходную причёску – примечание А.Г.), а оставшиеся волосы заплетали в одну косу... женщины заплетают волосы: замужние - в две косы, девушки - в три, соединяющиеся затем в одну”. (С. В.)

В Китае “мужчины бреют голову, оставляя только одну длинную прядь волос на макушке, которой они очень гордятся, хотя изначально эта деталь означала покорность ТАТАРСКИМ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ. Если волосы на голове редкие, в эту косицу вплетают ШЁЛКОВЫЕ нити или конский волос, дабы придать ей более почтенный вид”. (“Энциклопедия парфюмерии”, Юджин Риммель, М. Крон-пресс, 1998, с.161).

О тюркских мужчинах древности: “Прииск (секретарь посольства Восточной Римской империи у Атиллы), описывая внешний вид гуннских воинов, отмечает, что они имеют много порезов на лице. Он предположил, что это делается или для устрашения врага, или чтобы не росла борода” (Н. В. Васильевич, “История предков чувашей. 30-й век до нашей эры - 15 век нашей эры”, Чебоксары, 2005, с. 52)

А каковы были причёски тюркских женщин?

Как пишет дагестанский публицист Багаутдин КАЗИЕВ, “Первое, что делает кумычка, проснувшись рано поутру, повязывает голову платком. Волосы в мусульманской традиции, разделяемой с некоторых пор и кумыками, элемент греховный, и его следует всячески прятать и скрывать.

... Если посмотреть на обычаи и поведение кумыков в период, когда они еще не были насильно (как, к примеру, и азербайджанцы - прим. А.Г. ) обращены в ислам и жили по собственным, вытекающим из их характера и образа жизни канонам, то мы увидим несколько иную картину. Во-первых, кумыки тогда назывались не кумыками, а кыпчаками…...

… Моисей Каганкатваци отмечал “обычай кыпчаков не стричь волосы, а заплетать их в КОСИЧКИ. Устремляясь в атаку, всадники распускали косички, и волосы, развевающиеся из-под шлема, наводили ужас на противника”.

А в записях византийского посланника Приска, побывавшего в ставке Атиллы, о кыпчакских женщинах пишется: “... девушки ходят с ОТКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ, убирая волосы различными монетами”. (Монеты, кстати, были свойственны и казанским татаркам! - Прим. А.Г.)

Ситуация изменилась: ислам плотно повязал головы наших женщин тёмным платком, нарядил их в чёрные или серые платья, движения сделал скованными, а речи - тихими...”

Китайский источник Бэйшу сообщал, что у уйгуров, жителей Гаочана, то есть Турфана, “... Женщины носят юбки и шугаи; волосы собирают в пук на голове... Все говорят ТЮРКСКИМ языком”. (“Возрождённый уйгурский народ”, Рузиев М. Р., Алма - Ата, 1982, с. 11).

Девушки у сибирских тюрков телеутов носили НАКОСНОЕ украшение чач бууш, сплетённое из трёх кистей, состоящих из тонких прядей до ста штук с нашитыми на каждую из них по раковине каури или монетами, пуговицами. ( “Алтайский национальный костюм”, 1990, с.10).

На месте перехода косичек в кисти делали обмотку из цветных шёлковых ниток. Это украшение привязывалось к трём косам.

У тувинцев женскими украшениями служили серебряные перстни и кольца БИЛЗЕК , которые “нередко надевали на пальцы по нескольку штук; СЕРЬГИ СЫРГА из серебряной проволоки и орнаментированные чеканкой серебряные браслеты (БОГАА - у оленеводов, БИЛЕКТЭЭШ - у скотоводов)... КОЛЬЦА на пальцах имели иногда и мужчины”.

Айрат Галимзянов

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400