news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Далекое-близкое//ТАТАРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО//25 мая, №19

И.Неплюев писал по этому поводу: «...Посылал я за границу грамоты, приглашая как киргизцев, так хивинцев, ташкентцев, кашгарцев, трухменцев и бухарцев к торговле...

В сию посылку употреблял я магометан, татар слободы Сеитовой; и как сей народ ослеплен быть может корыстию, то я сих татар и наградил изобильно и обнадежил, по исполнении их комиссии с успехом, наградить еще более, кои, получа первое и льстясь последним, столь усердно по всем тем областям старались, что с 1745 году знатный торг в Оренбурге возымел начало...».

По данным П.Рычкова, в 1760 г. в Каргалинской слободе проживало 1158 человек «мужского полу», имелось около трехсот дворов, а «по средине на каменном фундаменте сделана такая мечеть, которой больше и лучше, как сказывают, во всей Казанской губернии ныне нет». В начале 60-х годов XVIII в. торговые татары Сеитовской слободы составляли более 50 процентов всех «торговых татар» Оренбургской губернии (по «табели» 1767 г. «торговых татар» было 2174, а по ведомости 1770-1771 гг. - 2161 чел.). Позже в составе населения Сеитовского посада появились башкиры, а также хивинские и бухарские купцы. Последние, уклоняясь от уплаты пошлин, нередко использовали сеитовских татар в своих торговых операциях в качестве посредников.

В целях развития и углубления торговых отношений с Востоком центральные власти неоднократно указывали оренбургской администрации на необходимость установления со среднеазиатскими странами «доброй корреспонденции», содержания в Оренбурге бухарских и хивинских «консулей или комиссаров», поощрения, «приманивания» русских и заграничных купцов. Коллегия иностранных дел предложила оренбургскому губернатору И.Неплюеву организовать отправку торговых караванов «из Оренбурга в Балх, в Водохшан и в Кабул, первый город Индии» при помощи специальной торговой компании, «и для лучшего приохочивания купечества в те края... дать той компании надлежащую привилегию на пятнадцать лет и до известия оных пятнадцати лет, кроме той компании, никому другим в те места торговать не дозволять и не допускать». В ответ на это И.Неплюев и основатель Сеитовской слободы Сеит Хаялин задумали проложить караванный путь из Оренбурга до самой Индии. И.Неплюев предложил создать торговую компанию из известных ему русских и татарских купцов с капиталом от 10 тысяч рублей до 20 тысяч рублей. Директором компании должен был стать Сеит Хаялин.

По сенатскому указу 1751 года проект И.Неплюева об учреждении торговой компании из российских купцов для торговли со Средней Азией и Индией был утвержден. Для создания каравана были куплены верблюды, выписаны товары, однако реализовать столь дерзкий замысел не удалось. М.Терентьев объясняет случившееся следующим образом: осуществляя лишь пробные шаги, еще в 1750 году компания отправила от имени татарского купца Абдуллы Хаялина два каравана в Индию, с товарами на сумму в 8 тысяч рублей. Караваны благополучно дошли до Индии, все товары были выгодно распроданы, но на обратном пути, уже в Средней Азии, приказчики-татары решили осуществить мусульманский хадж в Мекку, где и остались. Истинные причины свертывания деятельности созданной компании в известных нам источниках не отражены.

Тем не менее татарские купцы не оставляли надежд пробраться в Индию. В 1751 году каргалинский торговец Исмаил Бикмухамет-улы предпринял путешествие в эту сказочную страну, а в 1753 г. каргалинские татары Надыр Саферов и Якуб Ягоферов совершили путешествие в Индию из Оренбурга через Бухару. Купцы прошли по новому географическому пути и привезли в Индию некоторые товары молодой российской промышленности.

В результате реализации экономической политики центрального правительства и активности татарской торговой буржуазии во второй половине XVIII столетия Оренбургский край превращается в центр российско-среднеазиатской торговли. Благодаря своему удачному географическому положению и покровительственным мероприятиям властей город Оренбург становится главным опорным пунктом продвижения России в Среднюю Азию. Здесь селятся русские, казахские, среднеазиатские, армянские, иранские купцы и ремесленники. Но монопольное положение в русско-среднеазиатской торговле занимали татарские торговцы.

В продвижении товарной продукции народов России и Востока, в развитии караванной торговли со среднеазиатскими ханствами и Индией в XVIII веке оренбургские, казанские и уфимские торговые татары играли заметную роль.

Рустем и Светлана Сабировы

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400