Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Далекое - близкое // "ИНОРОДЦЫ" НА СВОЕЙ РОДИНЕ // 17 июль, №28
(Продолжение. Начало в №21-27)
В годы реакции ситуация в стране была такова, что даже в подпольных организациях, если таковые существовали, мало кто отважился заниматься «антиправительственной деятельностью». Даже в разгар войны, когда положение на фронте становилось все хуже и хуже и в обществе все явственнее обнаруживалось ожидание «великих перемен», нелегко было обнаружить признаки «крамолы» в самых, казалось бы, неблагонадежных структурах. Недаром начальник КГЖУ К.И.Калинин в своем донесении губернатору П.М.Боярскому от 22 августа 1915 г. отмечал: «Каких-либо революционных организаций пока не видно, о партийном подполье нет никаких разговоров и партийных вожаков не заметно. Те, которые исповедуют какую-то партийную программу, остаются верными ей, но к активной деятельности пока не стремятся, ограничиваясь разговорами».
О том, что относительно партийно-агитационной работы было «полное затишье», Калинин отмечал и в октябре 1915 г.
Конечно, такое положение было связано во многом с режимом военного времени и всякая революционная деятельность, как «подрыв обороны», могла привести к самым печальным для активистов результатам. Однако и задолго до войны радикалы по части политической борьбы особо «не высовывались». Татары не были исключением.
Но люди не дремали в более «безобидных» сферах, отстаивая национальные интересы на поприще развития прессы, просвещения, литературно-издательского дела и т.д. Так, по агентурным сведениям, к 27 августа 1911 г. в Казани существовал «кружок мусульман», «главными деятелями» которого являлись студенты Г.Губайдуллин, Х.Кайдашев и Н.Халфин. К этому кружку принадлежали также учитель Г.Кулахметов, содержатель типографии Г.Шараф, книгоиздатель С.Хасанов. Как вытекает из жандармского документа, члены кружка «изучают татарскую литературу», при субсидировании братьев Рамиевых намереваются издавать какую-то газету. По-видимому, существующие в Казани умеренно-консервативные газеты («Баянульхак» и «Юлдуз») радикальную молодежь не устраивали. В документе упоминается еще один «мусульманский кружок» в Казани, состоявший из учащихся средних учебных заведений, и фигурирует при этом имя А.Мусинова.
По сведениям жандармских властей, татарская молодежь Казани не собиралась придавать политическую окраску мероприятию, связанному с похоронами Х.Ямашева (бывшего в 1905-1907 гг. в гуще революционного движения). По поводу похорон Х.Ямашева были образованы три комиссии, в обязанность которых были возложены торжественное погребение, сбор денег на установку памятника на могиле и на стипендию его имени, публикация в татарских газетах статей в память о покойном, подготовка речей при погребении, в которых нужно было обрисовать умершего «как передового мусульманского деятеля».
Казанские губернские и жандармские власти с помощью своей агентуры тщательно следили за деятельностью и настроениями наиболее видных деятелей татарской общественной мысли и культуры, используя даже традиционные взаимные визиты во время самого значительного религиозного праздника мусульман Курбан-байрама. Так, в конце октября 1913 г. в доме Х.Максуди, с участием его брата, С.Максуди, состоялась беседа, где затрагивались вопросы развития печати (в частности, газеты «Иль»), «реформации законов ислама», обсуждались проблемы мусульман всего мира. Здесь же, со ссылкой на высказывание С.Максуди, отмечается, что М.Бигиев стремится быть «мусульманским Лютером».
Что касается татарской молодежи, то, по мнению властей, она в Казани делилась на два лагеря: на «ультранационалистов» и на «космополитов». Из обоих лагерей назывались имена Ф.Амирхана (якобы главаря «ультранационалистов»), Г.Кулахметова, Г.Губайдуллина. На двух меджлисах, состоявшихся 27-28 октября 1913 г. в рамках вышеуказанного праздника, говорилось об учебных заведениях мусульман, реформе их духовных учреждений, о состоянии татарской печати и литературы.
На меджлисах другой группы («космополиты») с участием Ф.Мухамедьярова, Г.Ибрагимова, И.Кулиева, Г.Абдуллаева толковалось о необходимости сорганизоваться в группу для самообразования, изучения политических, экономических и социологических вопросов, изучения татарской (и вообще мусульманской) литературы и «для более сознательного вмешательства в литературу в смысле оздоровления ее от влияния и эксплуатации книгоиздателями и торгашами живым словом». Из документа вытекает, что татарская молодежь Казани для реализации своих целей исходит с разных позиций, поэтому между «ультранационалистами» и «космополитами» ведется идеологическая борьба.
Татарские либералы и духовенство в деле служения национальным интересам имели свою платформу. Среди них в этот период «усиленно обсуждался» вопрос о предложении правительства внести в 4-ю Государственную думу законопроект о мусульманском духовенстве и учебных заведениях. Некоторые из них стояли за выступление с ходатайством о положениях, выработанных на 3-м съезде мусульман в 1906 г., другие же находили более целесообразным созыв вновь в Казани (или Уфе) съезда для выработки нового проекта.
В октябре 1913 г. в Казани оживились дискуссии о целесообразности создания печатного органа более радикальной направленности, чем существующие («Юлдуз», «Кояш», «Анг» и др.). В числе инициаторов этого начинания находились, несмотря на серьезные расхождения во взглядах по другим вопросам, Ф.Амирхан, Ш.Мухамедьяров, Г.Кулахметов, Г.Губайдуллин, Г. Ибрагимов и др. Очевидно, речь прежде всего шла о журнале «Аваз», в котором предполагалось участие также Г.Исхаки, Ф.Туктарова, Ш.Ахмадиева и т.д. В условиях невозможности организации какой-либо партии социалистической ориентации образца 1905-1907 гг. ставка делалась на создание печатного издания с соответствующими этим устремлениям задачами. Однако эта попытка не увенчалась успехом.
В начале 1916 г., в период нарастания кризиса власти и революционных настроений в российском обществе, национальное движение татарского народа вновь начинает облекаться в политическую форму, хотя и на «культурнической» основе. Из агентурных данных вытекает, что в этот период (март 1916 г.) «у видных казанских национальных деятелей возникла мысль создать организацию из богатых людей и сети газетных сотрудников для издания газеты, которая руководила бы общественным мнением и образовывала бы его в нужном направлении». Жандармское начальство отмечало при этом, что для издательских целей в Казани приобретена «лучшая и большая» типография за громадную сумму на имя книгоиздательского товарищества «Сабах», которая теперь является «национальной».
Однако татары, как отмечалось в отчете КГЖУ за тот же период, не собираются ограничиваться деятельностью в рамках одной типографии, а имеют более обширные планы. Из этого отчета следовало, что при журнале М.Горького «Летопись» предложено издание нескольких «национально-инородческих» сборников, причем для татарского сборника намечена следующая программа: правовое положение татар в России, общественно-политические течения в татарской среде, история татар, история татарской литературы и образцы литературных произведений.
На «качество» общественно-национального движения татарского народа сильное влияние оказывал ход мировой войны, где Россия терпела серьезные неудачи, а солдаты-мусульмане, как и русские солдаты, проливали кровь за чуждые им интересы. Резкий рост антивоенных настроений в обществе стимулировал и подъем национального самосознания, что можно видеть не только в письмах уставших от войны солдат, но и подчас в открытой форме, в легальной печати и т.д. Все это со всей силой вылилось наружу в начале 1917 г., когда национальное движение татарского народа стало органической частью борьбы масс за свержение самодержавия.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»