news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

«Дакар» умер, да здравствует «Дакар»?

Вместо Сенегала гоночные грузовики отправились к Великой китайской стене

4 января 2008 года из столицы Португалии Лиссабона пришло известие, повергшее в шок поклонников автоспорта по всему миру. Организаторы одной из самых известных в мире гонок - марафонского ралли-рейда «Дакар» объявили о том, что запланированный на следующий день старт юбилейного 30-го «издания» марафона отменяется, как и весь марафон. Официальной причиной отмены гонки была названа террористическая угроза в Северной Африке – традиционном месте проведения ралли-рейда.

Отмена «Дакара» стала трагедией для всех его участников. Помимо чисто моральных травм, многих спортсменов ожидали и серьезные финансовые потери, ведь надо было как-то объясняться со спонсорами, да и своих денег в подготовку к гонке пилоты вложили немало. И хотя организаторы пообещали компенсировать часть затрат и по возможности провести альтернативные ралли-рейды, радости это гонщикам не прибавило.

Среди тех, кто в начале января в Лиссабоне получил столь неожиданный «подарок», была и команда «КАМАЗ-Мастер». Для семикратных чемпионов «Дакара» юбилейный марафон должен был стать плацдармом для реванша – предыдущий марафон в 2007 году в упорной борьбе выиграл голландец Ханс Стейси, прервав гегемонию «КАМАЗов» в африканских песках. Но реваншу состояться было не суждено.

Однако фанаты «Дакара» хоть и были огорчены, но не сидели сложа руки. Так, компания A.S.O. – организатор ралли-рейда – предложила серию гонок в безопасной Европе. Предложение приняли все «легковые» заводские команды и ведущие мотогонщики. В результате в Венгрии на старт вышли экипажи «Volkswagen», «Mitsubishi», «BMW».

Но для грузовиков европейские трассы оказались слишком тесными. Простор внедорожным гигантам предложил ветеран и многократный победитель «Дакара» француз Рене Метж. Марафонский ралли-рейд «Transorientale» по своей общей протяженности даже превзошел последние «издания» «Дакара», составив 10 тысяч километров от Санкт-Петербурга до Пекина. 17 дней пути по территории России, Казахстана и Китая должны были стать для людей и техники испытанием не хуже африканских пустынь.

Столь протяженный ралли-рейд был подготовлен на удивление быстро – старт его запланировали на 11 июня. О своем участии в марафоне заявили все ведущие «грузовые» пилоты и команды мира – голландцы Ханс Стейси, Жерар и Ян де Рои, Ханс Бекс и, конечно же, команда «КАМАЗ-Мастер». Причем, как отметил руководитель российской команды Семен Якубов, участников категории Т4 (грузовиков) привлек в том числе и тот факт, что в марафоне «Transorientale» грузовики оказывались на первых ролях, ведь в «легковом» и мотозачете выступали гонщики «второго эшелона». Из фаворитов не хватало разве что «Татры», которая отказалась выступать на «Transorientale» по финансовым причинам.

«КАМАЗ-Мастер» представил на марафоне все те экипажи, которые должны были стартовать в 30-м «Дакаре». За рулем «боевых» машин сидели Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров и Ильгизар Мардеев. Кроме того, команду сопровождали три «технички» - в том числе и знаменитый камазовский «дом на колесах».

В отличие от конкурентов команда отца и сына Де Роев выставила на «Transorientale» абсолютно новые машины «GINAF», которые не были готовы к старту «Дакара». Но Ян де Рой в последний момент не смог приехать на марафон, поручив защищать цвета команды своему сыну Жерару.

Участники марафона собрались в Санкт-Петербурге за пару дней до официальной церемонии старта. Россия впервые за 15 лет увидела у себя ралли-рейд подобного масштаба. Для российских поклонников автоспорта, ежегодно следящими за соревнованиями в пустыне лишь по телевизору, возможность воочию увидеть лучшие машины и лучших пилотов мира стала настоящим откровением. Закрытый парк, расположившийся на берегу Финского залива у гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, сразу же привлек с себе внимание петербуржцев. Тем более что закрытым он считался лишь для машин, а люди могли свободно рассматривать стальных монстров.

Сами участники в дни перед стартом проходили различные административные проверки и наслаждались в гостинице последними днями «цивилизованной» жизни. И конечно же все зарубежные гости, большинство из которых оказались в России впервые, не смогли оставить без внимания красоты Северной столицы да еще в сезон белых ночей. Впрочем, иностранным автогонщикам наверняка запомнятся и кошмарные пробки, и проливные дожди, которыми их встретил Санкт-Петербург.

Но в день старта погода смилостивилась, и церемония старта проходила на Дворцовой площади Петербурга при немалом скоплении народа. Проезжавшие мимо площади питерские автолюбители неизменно сбрасывали ход и приветствовали яркий караван участников гудками автомобилей – в ответ им несся мощный рев «грузовых» клаксонов. На специально возведенную сцену в свете прожекторов по очереди выезжали участники – мотоциклисты, легковые машины и конечно же грузовики. Самых ярких почестей и бурных аплодисментов удостоились «КАМАЗы» - даже несмотря на довольно поздний час, ведь грузовики совершали «дефиле» в самом конце.

Ночь с 11 на 12 июня участники провели в гостинице, а едва на Неве сомкнулись мосты, караван участников отправился в путь – гонщики к первому спецучастку, а «технички» - к месту первого бивуака.

Первый скоростной спецучасток проходил на территории полигона ракетных войск в Ленинградской области неподалеку от города Луга. Удивление участников могло вызвать почти полное отсутствие зрителей не только вдоль трассы, пролегавшей в лесу, но даже на месте старта. Здесь были лишь несколько военных из расположенной рядом части, да пара десятков местных жителей. Молодая супружеская пара, с которой мне пришлось пообщаться на старте, приехала сюда на машине из Луги по совету автоинструктора жены и ничего толком не знала о том, что же должно произойти. А узнав, муж с женой искренне недоумевали – почему столь представительные соревнования практически не освещаются в прессе?

Немногочисленные зрители, впрочем, наверняка считали себя счастливчиками. И не без оснований. Они смогли не только увидеть диковинные машины, но и сфотографироваться рядом с экипажами прославленных раллистов, вдохнуть пыль из под колес гоночных грузовиков, легковушек и мотоциклов. Местные жители пытались помочь организаторам, но мешал языковой барьер. Даже неплохое знание английского языка многими из них не помогало – большая часть комиссаров и стюардов гонки плохо говорят на чем-либо кроме французского.

Вечером на бивуаке в подмосковной деревне Рогачево посетителей было уже больше. Но и здесь большая часть зевак поначалу не понимала, что за лагерь со множеством фонарей и прожекторов вдруг появился в чистом поле. Для уставших к вечеру от тяжелого этапа и почти 700-километрового пути на бивуак гонщиков и механиков отсутствие внимания было кстати.

На последующих этапах на недостаток внимания жаловаться участникам «Transorientale» приходилось все меньше. На вторую ночевку караван остановился под Чебоксарами на берегу Волги. Здесь их застал настоящий шторм – с грозой, проливным дождем и шквалистым ветром. Когда утром гонщики вышли к своим машинам, то увидели, что большинство из них серьезно застряли в грязи. Но спортсменам помогли местные жители – тракторы К-700 из соседних деревень лихо выдергивали из западни одну машину за другой.

Спецучасток, который должен был пройти по территории Пестречинского, Рыбно-Слободского и Мамадышского района пришлось отменить – не все экипажи успевали к месту старта, да и сама трасса после затяжных дождей была не слишком пригодна для ралли-рейда. Зато в Елабуге караван ждал очень теплый прием. По инициативе руководства города бивуак был разбит непосредственно рядом со знаменитым Елабужским городищем. Здесь гонщиков ждали песни и танцы от местных самодеятельных ансамблей и внимание со стороны всех жителей небольшого городка на берегу Камы. Рене Метж назвал бивуак в Елабуге лучшим на всем маршруте ралли-рейда «Transorientale».

Наутро спортсмены покинули Елабугу, миновали Набережные Челны, стартовали на спецучастке в Мензелинске, а затем отправились в Башкирию. Впереди у марафона были и Уральские горы, и казахстанские степи, и пески Китая. Наряду со спортивными успехами, гонщиков ждали и трагические события. Обо всем этом можно прочитать на ленте информационного агентства «Татар-информ». Так, сейчас уже известно, что экипажи команды «КАМАЗ-Мастер» не достигнут Великой китайской стены – команда снялась с соревнований. Спортивные итоги ралли-рейда стоит подводить лишь по его окончании – финиш в Пекине запланирован на 28 июня. Однако сейчас уже можно констатировать, что ралли-рейд «Transorientale» стал одним из самых ярких спортивных событий на территории России в нынешнем году. И возможно российские поклонники автоспорта вскоре вновь смогут полюбоваться на ревущих металлических монстров, отправившихся покорять бескрайние просторы Евразии.

Что касается «Дакара», то его судьба по-прежнему до конца не ясна. Ралли-рейд под этим брендом пройдет в Южной Америке в январе 2009 года – по крайней мере, это обещает многолетний организатор «Дакара» компания A.S.O. Но очередной известный фанат африканской пустыни – конечно же, француз – Юбер Ориоль, заявляет о намерении в эти же сроки провести ралли-рейд в Северной Африке по маршруту «оригинального» «Дакара» и с финишем на берегу легендарного Розового озера.

Команда «КАМАЗ-Мастер», по словам Семена Якубова, пока рассматривает условия проведения обеих гонок, после чего примет решение – где именно будет стартовать в январе 2009-го.

Михаил МИРОНОВ

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2