В Казани открылась выставка Архиреева, одну из картин которого купил Пиотровский

Ретроспектива включает 70 произведений художника из двух музеев и четырех частных коллекций.

(Казань, 31 октября, «Татар-информ», Оксана Романова). В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ открылась первая выставка проекта «Казанское время. Художники 90-х». Экспозиция «Несуровый стиль Геннадия Архиреева» – широкая ретроспектива из 70 произведений признанного мастера, родившегося в 1949 году в гулаговской тюрьме в Свияжске и не получившего профессионального художественного образования.

Картины к выставке ее куратор Евгений Жудров собрал из двух музеев, ГМИИ РТ и Музея Геннадия Архиреева в Свияжске, и четырех частных коллекций. Кроме того, к вернисажу впервые был издан большой каталог работ Геннадия Архиреева. Одна из них, версия картины «О чем мечтал трамвай?», была куплена директором «Эрмитажа» Михаилом Пиотровским после выставки Архиреева с одноименным названием в филиале петербургского музея в Казанском Кремле в 2006 году. Тогда же он назвал свияжского самоучку «казанским Врубелем».

«Он (Пиотровский – прим. Т-и) до сих пор гордится этой работой», – подчеркнула вдова скончавшегося через год после той выставки художника Светлана Колина.

Архиреев не был ангажирован, чему сам был очень рад, и писал только то, что его «взвихряло», также акцентировала она. Иногда случались паузы в творчестве, но супруга, по ее утверждению, подталкивала художника к новым картинам, не позволяя останавливаться надолго.

Выставка «Несуровый стиль Геннадия Архиреева» изначально планировалась к 70-летнему юбилею художника, который пришелся на 2019 год. Промедление, впрочем, позволило подготовить и издать к открытию экспозиции большой репрезентативный каталог творчества Архиреева.

«Архиреев – это человек, который символизирует саму Казань. Это символ того времени, в котором он жил. Он появился еще в 70-е. У Архиреева нет художественного образования, но это ему не только не помешало, на мой взгляд, но и помогло остаться человеком самобытным, оригинальным художником. Он не похож ни на одного из тех, среди которых жил и существовал. Всегда узнаваемый, оригинальный, теплый – родной. Хотелось бы, чтобы история 80-х и 90-х не ушла бы, а осталась в книгах, статьях», – сказала на открытии выставки главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова.

«Мудрец с душой ребенка», при жизни Геннадий Архиреев доверился двум галерейщикам, которые обманули его, рассказала Светлана Колина. Пообещав организовать выставки за рубежом (в Лондоне, Париже и так далее), подписав гарантийные письма, они увезли 187 картин, которые в итоге распродали, не прислав художнику никаких денег. По словам вдовы, до открытия Музея Архиреева в Свияжске в 2017 году ей предлагали за работы мужа 50–70 тыс. евро, но она решила не расставаться с ними, чтобы не оказаться обманутой аналогичным образом и чтобы «внукам-правнукам было что посмотреть».

Имя Геннадия Архиреева, которого долго не принимали в Союз художников из-за отсутствия профобразования, стало арт-брендом. С его личным участием по сценарию жены Светланы режиссер Сергей Свинцов снял полнометражный фильм «Голубка» («Мосфильм») о жизни и творчестве мастера, показанный по центральному российскому телевидению.

Выставку «Несуровый стиль Геннадия Архиреева» можно будет посетить в Галерее современного искусства (ул. Карла Маркса, д. 57) вплоть до 21 января.