Спектаклем «Приглашение на кАЗнь» Казанский ТЮЗ завершил череду премьер сезона

Постановка по роману Набокова стала самой непростой для восприятия и вместе с тем максимально созвучной оригиналу.

(Казань, 25 октября, «Татар-информ», Оксана Романова). Казанский ТЮЗ 23 и 24 октября спектаклем «Приглашение на кАЗнь» по роману Владимира Набокова завершил череду премьер 88-го театрального сезона. Постановка молодого режиссера Ильнура Гарифуллина реализована благодаря гранту Союза театральных деятелей РТ.

Современный взгляд режиссера, поставившего спектакль в минималистичных декорациях в виде куба из двух зеркальных и двух металлических стен со множеством дверок, созвучен специфичной набоковской прозе и гнетущему сюжету романа.

При этом состояние предчувствия смертной казни, отчуждения от привычной жизни и ожидания даты приговора режиссер смог проассоциировать с переживанием самоизоляции минувшей весной из-за пандемии коронавируса. Ограничения социального взаимодействия, испытанные в этом году жителями всех стран мира, уверен Ильнур Гарифуллин, будут способствовать более острому восприятию спектакля казанским зрителем. В образах персонажей параллелизм изоляции заключенного в камере и пандемийной необходимости дистанцироваться визуализирован с помощью полумасок-респираторов, через которые говорят актеры.

«Цинцинната Ц. (главного героя романа – прим. Т-и) пытались уничтожить как личность, уничтожить как человека, который не согласен с общественным строем, который сложился. В тексте Набоков высмеивал и нацистскую Германию, и Советский Союз – именно их общественный строй, в котором все должны быть одинаковы, как один рабочий механизм, должны работать на благо всего общества, забыв про личность. Материал сложный, темный, по энергетике, возможно, злой. Хочется, наверное, даже вымыться после этого спектакля», – признался начинающий режиссер.

Однако, по его словам, согласно задумке постановки через некоторое время к посмотревшим «Приглашение на кАЗнь» должно прийти озарение-протест: «Хватит так жить!». Передать острое желание светлого и ясного, понимание возможности выбора жизни не навязанной извне, а желаемой самим человеком – цель спектакля.

«Цинциннат не боролся, Цинциннат никого не убивал, он не хотел чего-то злого. Он хотел лишь свободы. Но он говорил лишь один. А когда говорит не один, а миллион – тяжело долго сдерживать такой наплыв эмоций тех, кто готов сказать: “Хватит, мы хотим жить по-другому!“. У нас сейчас одни пытаются тебе сказать, что это плохо, другие хотят сказать, что это хорошо. Люди теряются, расходятся в разные стороны, и начинаются конфликты. Причем конфликты не государства и общества, а общества и общества. Вот два общества – согласных с этим строем и несогласных с этим строем. Что произошло? Революция в свое время. Кровопролитие братское. Этого не надо делать. Цинциннат этого не сделал. Он согласился на смерть, он принял эту смерть», – пояснил режиссер.

Сценическая версия произведения, признает Гарифуллин, сильно ужата, но и в сокращенном виде работа над таким тяжелым сюжетом далась труппе непросто. Актерский состав спектакля представлен семью молодыми артистами. Это Валерий Антонов, Гузель Валишина, Камиль Гатауллин, Полина Малых, Мария Мухортова, Ярослав Кац и Эльвина Сафина.

«Напряжение [сюжета] создало больше негатива, чем, возможно, нужно было. Ребята сели в плане того, что они потеряли темпоритм, а от этого спектакля должна, напротив, струиться жизнь. Там должна быть энергия – та, которой Цинциннат пытается завести этот мотор, который перестал двигаться лет пятьдесят назад. Если человек отстраняется, он становится безличным, теряет свое отношение. Это все надавило, и первый акт был мрачноват и затянут в плане того, что там не появилась какая-то искра. Но все нарабатывается со временем, нужны поправки, чтобы все заработало как [единый] организм», – признался после премьеры Ильнур Гарифуллин.

О том, что все получилось, можно будет говорить, считает он, когда исполнитель главной роли (Цинцинната Ц. играет Валерий Антонов – прим. Т-и) придет к тому, что он сам действительно хочет высказаться, и даст своей игрой толчок к тому, что человек захочет жить по-своему, а не как нужно. Пока сам режиссер считает спектакль сырым.

Октябрь для Казанского ТЮЗа стал месяцем премьер 88-го театрального сезона. Среди новинок сцены, пополнивших репертуар, – современная интерпретация истории про Эзопа по версии Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград» и спектакль-карикатура в стим-панк стиле «Nедоросль» по Денису Фонвизину.