Казанская консерватория отпраздновала юбилей Файзи комедией «Ходжа Насретдин»

В 2020 году исполнилось 110 лет со дня рождения татарского композитора.

(Казань, 23 декабря, «Татар-информ», Ярослав Гришин). Солисты оперной студии совместно с оркестром Tatarica Казанской консерватории представили музыкальную комедию Джаудата Файзи «Ходжа Насретдин» по пьесе Наки Исанбета на сцене Государственного большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. Спектакль стал посвящением 110-летию со дня рождения композитора.

«Ходжа Насретдин» не первое обращение оперной студии к творчеству татарского композитора. Десять лет назад к его 100-летию музыканты поставили музыкальную комедию «Башмагым» («Башмачки»), которая имела оглушительный успех.

Нынешний спектакль о восточном мудреце Насретдине — новая редакция на основе классической постановки. Казанский композитор, аранжировщик и виолончелист Ильяс Камал при содействии коллег из театра имени Галиаскара Камала восстановил партитуры, некоторые вокальные номера. Он опирался на свои знания о стиле Джаудата Файзи, а также многолетний опыт работы с его музыкой.

«Самым важным для меня было сохранить неповторимый колорит музыки Файзи», — подчеркнул Ильяс Камал.

Режиссером-постановщиком спектакля выступил заслуженный деятель искусств Украины Ринат Бекташев, уже знакомый казанскому зрителю. Среди его работ с консерваторскими коллективами — «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова и «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Музыкальная комедия «Ходжа Насретдин» готовилась в рекордно сжатые сроки: у участников была всего пара недель, чтобы отрепетировать все мизансцены и номера. Несмотря на это, спектакль прошел успешно — зрители были в восторге, а актеры удостоились продолжительных оваций.

Режиссер Ринат Бекташев отметил, что из-за пандемии работа проходила в ограниченных по времени условиях.

«Репетиций было мало, я думал, что ничего не получится. Но мы справились, и все прошло хорошо. Я очень ценю моих актеров за их упорство и трудолюбие», — поделился он.

Артистам удалось исполнить свои роли непосредственно, без фальши. Зал искренне смеялся при каждом появлении старухи Сахили (ее играла Рузиля Низамова), живо воспринимал ярких персонажей в исполнении Альберта Хаммадеева (городничий Колый Тархан), Мустафы Алиева (хан Зигангир), Айзата Адылгареева (торговец Бики), Булата Закирова (Дервиш), Аделя Шарапова (Ишак).

Убедительно смотрелись Диана Медведева в роли Гульбану и Диляра Тухватуллина в роли Сальви, слушатели сопровождали аплодисментами каждый номер Айрата Ганиева (Хаммат), Руслана Закирова (Алчын), Айгуль Гардисламовой (Зубаржат). Особую краску в звучание вносил оркестр Tatarica под руководством Рината Халитова.

Главная роль остроумного и находчивого Ходжи Насретдина удалась Ильгизу Мухутдинову, который смотрелся и звучал весьма органично.

«Музыка Файзи окружает нас в стенах консерватории. Студенты и раньше исполняли его произведения, теперь мы продолжаем эту традицию. Работа велась в очень непростое время — мы даже не знали, состоится ли все. Я горжусь всеми своими коллегами. В целом постановка удалась, но, конечно, нам есть к чему стремиться», — дал оценку спектаклю Ильгиз Мухутдинов.

На постановке присутствовали родственники Джаудата Файзи, которые с восторгом отозвались о работе консерваторских коллективов.

«Для нас это был большой праздник в год юбилея Джаудата Файзи. Татарская культура жива — такой комментарий я услышала после спектакля. И это трогает до слез. Я очень благодарна Казанской консерватории, оперной студии, Ильясу Камалу и всем, кто принимал участие в работе. Спектаклю почти 80 лет, и то, что он до сих пор производит такое впечатление на слушателя, говорит о том, что музыка Файзи бессмертна», — поделилась впечатлениями племянница композитора, автор сайта «Все о Файзи» Диляра Мухамедьярова.