Художник из Казани создал серию постеров о Татарской слободе в стиле Великого Гэтсби

Плакаты по образцу эпохи модерна могут со временем стать серией сувенирных открыток.

(Казань, 20 февраля, «Татар-информ», Оксана Романова). Казанский художник-график Нияз Хазиахметов разместил в Интернете ролик, в котором объединил серию постеров о Татарской слободе начала ХХ века в стиле модерн и «Великого Гэтсби». По словам автора, это попытка воссоздания «серебряного века» городской татарской культуры и реконструкции жизни слободы (если бы не случилось Революции), которая в перспективе может стать серией сувенирных открыток.

«Исторически очень короткое время существовало понятие „Забулачная республика“. Это была попытка национально ориентированных буржуазных слоев каким-то образом сохраниться. Но она не удалась. Теперь мы имеем в городе старую слободу, русскую, татарскую часть города, но есть и то, что их объединяло — это европейская часть культуры, которая только-только начала проникать к нам», — пояснил свой замысел ИА «Татар-информ» Нияз Хазиахметов.

На одном из плакатов, например, девушка стоит над мостом и стрелками-указателями компаса. Это единственный на Булаке каменный мост — Лебедевский, пояснил художник. А женская фигура таким образом оказывается между севером и югом, западом и востоком — на распутье. Здесь же с одной стороны от женщины изображен конь, с другой — автомобиль — снова символ границы двух культур. Так мост и разделяет татарскую и русскую части города, являясь границей между востоком и западом, и в то же время он объединяет их, поскольку девушка двумя ногами прочно стоит на обеих его сторонах, показывая связь.

Всего в ролике под оригинальную запись джазовой мелодии татарского музыканта Юрана Шамсутдинова собрано около 20 постеров. Идея совместить собственное творчество с произведением известного в ХХ веке татарского джазмена пришла в процессе сборки ролика.

«Юран Шамсутдинов, которого уже нет с нами, был прекрасным татарским джазменом. Имея такую музыку, не использовать ее мне показалось кощунственным. С точки зрения и ее рекламы, потому что ее мало кто слушает и знает, честно говоря, и интересных традиций Лундстрема и татарского джаза. Их надо развивать и пропагандировать», — сказал собеседник агентства.

На плакатах узнаваемы очертания архитектурных жемчужин татарской части Казани. Это и Дом Апанаева, и Дом Шамиля, и Дом Шакир-солдата (рядом с Колхозным рынком), а также башня-символ Казанского Кремля (в нестандартной интерпретации помады или серьги) и более поздняя, чем начало ХХ века, но очень узнаваемая по своему символу постройка — театр Камала.

«Я осознанно их включал, потому что это городская татарская культура, а не деревенская, которая у нас активно раскручивается. Ролик показывает, что была и городская культура, пусть в зачаточном состоянии, но она была. Это видно и по рекламам, и по архитектуре (номера „Амур“, например, каменные сооружения зажиточных людей) — и видно, что люди его восприняли, но развития это не получило в силу того, что было вырезано под корень, уничтожено (Революцией — прим. Т-и). Мой ролик — своего рода попытка показать, как бы оно могло развиваться, какой вид и эстетику имело бы», — детализировал Нияз Хазиахметов.

Несмотря на то, что художник не называет кого-либо из жителей Татарской слободы прошлого прототипами своих плакатных персонажей, тем не менее признает, что аналогичные изображенным костюмы можно увидеть на дореволюционных фотографиях. Ведь в начале ХХ века в складывающейся новой городской культуре татар были и «прекрасные девушки, которые стремились к красоте, и представители мужчин-модников».

«Время тогда объединяло и турецкую моду, поэтому турецкие головные уборы появлялись, и фраки. В женских костюмах стиль модерн широко применялся — подвязочки, красивые юбки, а калфак сохранялся как национальный головной убор и контрастировал с европейским костюмом очень красиво», — отметил график.

На создание серии изображений в стиле «Великого Гэтсби» ушло около трех-четырех лет. Как признается художник, он думал над этой темой давно и, пожалуй, шел к ней всю жизнь. Появление новых сюжетов в этой тематике также возможно, как и реализация идеи в будущем в виде сувенирных открыток.