Казань представила работы авангардиста Аникеенка, которого отвергала при жизни

Персональная выставка соседствует с экспозицией-ретроспективой новатора и создателя светомузыки Булата Галеева, в чей круг общения входил художник.

(Казань, 18 сентября, «Татар-информ», Оксана Романова). В Галерее современного искусства Музея ИЗО РТ открылась выставка живописца второй волны авангарда, выпускника Казанского художественного училища Алексея Аникеенка. 

Экспозиция «Солнце было таким…» буквально соседствует с проектом-ретроспективой, посвященным изобретателю и исследователю, пионеру светомузыки Булату Галееву. Творческие люди были знакомы друг с другом, сотрудничали, и несколько работ Аникеенка, как и Константина Васильева, Олега Соколова, Надира Альмеева и Вячеслава Колейчука, вошли также в экспозицию «Прометей космического века», размещенную на том же этаже самостоятельной выставкой в честь Галеева, созданного им конструкторского бюро и творческих соратников.

Представленные картины Алексея Аникеенка созвучно названию выставки заливают пространство желто-оранжевым солнечным светом. Глядя на эту живопись, в XXI веке трудно представить, что фронтовик, нашедший себя в искусстве в послевоенные годы, не был в родном городе на хорошем счету. Однако это так. Будучи представителем нонконформизма, за время своего творческого пути он не нашел понимания среди чиновников в среде искусства и представителей официальной идеологии. При этом, олицетворяя живописное свободомыслие, Алесей Аникеенок имел свою аудиторию и почитателей из творческой и научной элиты республики, либерально настроенной интеллигенции. А после выставки в Москве, которую предложил организовать будущий Нобелевский лауреат Петр Капица, две работы Аникеенка оказались в собрании другого выдающегося физика Андрея Сахарова.

Тем не менее живописец-авангардист не смог вынести продолжающегося потока несправедливой критики и в какой-то момент уехал из Казани в Псков, покинув знаменитый Мергасовский дом, где его квартира № 33 стала к тому времени уже легендой. 

Художник умер в 1984 году. В 2015 году коллекция его картин, принадлежавшая Петербургскому институту ядерной физики им. Б. П. Константинова, была подарена Псковскому государственному объединенному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Она стала основной крупнейшего собрания Алексея Аникеенка в России. 

Картины Аникеенка в наши дни оцениваются не меньше, а то и больше, чем в 200 тысяч рублей за полотно. В феврале этого года произведение «Иней» 1964 года было продано на аукционе за 216 тысяч рублей. Картина «Солнце», выставленная на продажу, оценивается в 360–450 тысяч рублей.

Спустя десятилетия Алексей Аникеенок словно вернулся в родную Казань и наконец покорил ее. Выставка с многозначным названием «Солнце было таким» будет доступна для посещений до 17 октября.