Комедию про двойника Путина и фильм-расследование про Александра I планирует снять Николай Досталь

Фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное» показали на XIII Казанском международном фестивале мусульманского кино.

(Казань, 10 сентября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Картина «Петя по дороге в Царствие Небесное» по одноимённой повести Михаила Кураева демонстрировалась сегодня в пресс-центре XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Представлял работу 2009 года автор фильма, председатель жюри нынешнего фестиваля Николай Досталь.

На XXXI Московском международном кинофестивале фильм удостоился Первой премии («Золотой Святой Георгий»), а в 2010 году фильм получил две Ники «За лучшую музыку к фильму» (Алексей Шелыгин) и «Лучшую мужскую роль второго плана» (Роман Мадянов). По признанию режиссера, широкого проката картина не имела. «Это камерная история», – сказал он.
 

Напомним, события фильма разворачиваются в городке Кандалакша в 1953 году. Городской дурачок Петя (дебют Егора Павлова) занимается важным делом: он то инспектор ГАИ, то милиционер, то контролирует исправность машин. Окружающие к нему относятся снисходительно, даже подыгрывают ему. Когда Петя вызвался помочь изловить беглого преступника, его по ошибке убивают. Это происходит в день смерти Сталина.

Николай Досталь так прокоментировал картину на встрече с журналистами после показа: «Когда человек хочет прислониться к власти, как-то ей помогать, это порой имеет негативные последствия, нужно быть очень осторожным. Эта история реальная».

«Я – закоренелый антисталинист. Для меня он – преступник, и точка», – подчеркнул Николай Досталь. На вопрос, почему Сталина сегодня так любит народ и называет его эффективным менеджером, режиссер ответил: «Мне кажется, оттого, что наши правители до сих пор ясно и четко не сказали, кто он. Меня спрашивают, чем Гитлер отличается от Сталина, я говорю: Гитлер уничтожал чужие народы, а Сталин – своих. Его надо похоронить, то есть, предать забвению. Не выпускать на экраны, не допускать, чтобы его играли хорошие актеры. Просто все забыли. В 90-х годах столько было документов, где его подпись стояла на всех этих списках, когда это без суда и следствия. Почему за убийство двух человек сажают на 25 лет, а он убил сотни тысяч и вдруг называется "эффективным менеджером"? Это вопрос к культурологам, которые изучают психологию, русский менталитет», – считает Досталь. В одном ряду со Сталиным он назвал и Петра I.

Немало вопросов задали журналисты и о картине «Монах и Бес». Отвечая на них, Николай Досталь пояснил: «Бес не становится человеком, а получает шанс прийти к покаянию. Финал открытый».

Оценивая тематические тенденции нынешнего фестиваля, председатель жюри сообщил, что фильмы в основном показывают неустроенность жизни, поиск человеком своего места в жизни, имея в виду картины из Бангладеш, Марокко и др. «Мы не оцениваем картины с точки зрения мусульманских канонов, мы смотрим, хорошее это кино или плохое», – добавил Досталь. Председатель жюри также отметил, что в целом по России качество документального кино выше игрового.


 

Николай Досталь также подчеркнул, что фильм «Нагорная проповедь» – подлинное воплощение девиза фестиваля – «Через диалог культур – к культуре диалога». «Я бы просил жюри, если это было бы возможно, присудить этой картине какой-то приз. Эти люди приехали за свой счет, только, чтобы показать свой фильм зрителям Казанского кинофестиваля», – сказал Николай Досталь. Он признался, что увидел картину впервые, и она ставит множество очень важных вопросов.

На вопрос корреспондента ИА «Татар-информ», можно ли противопоставлять мейнстрим и фестивальное кино, Николай Досталь ответил, что должно быть и то и другое. «Мейнстрим развлекает. Я же не призываю только просвещать, нужно и развлекать, но это должно быть сбалансировано в кинотеатрах. А в кинотеатрах у нас идет только развлекалово, только мейнстрим, к сожалению. Российскому кино, которое ну просто человеческое кино, туда не пробиться», – сказал Николай Досталь и привел цитату одного из журналистов о том, что финансируется «или подвиг, или ржачка», отметив, что ни то, ни другое он не снимает.

В планах режиссера Николая Досталя – два проекта. Сценарий к одному из них пишет известный сценарист-мистик Юрий Арабов. В основу сюжета взята легенда о том, что Александр I не умер в 1825 году, а ушел в народ, чтобы искупить свои грехи. Как отметил Досталь, скелетов в шкафу у царя было немало. И некий следователь отправляется в Таганрог, чтобы провести расследование.

Второй проект – комедия «Лицо» с Геннадием Хазановым в главной роли. Николай Досталь отметил, что дружат они с актером после съемок фильма «Полицейский и вор». «Дмитрий Грачев хорошо пародирует Владимира Путина. И Хазанов предложил идею – снять фильм о драматической судьбе пародиста», – сообщил режиссер. В фильме будут сниматься Александр Баширов, Виктор Сухоруков, Ирина Розанова, Роман Мадянов и другие актеры. «Это будет комедия не в духе Гайдая, а в стиле Рязанова или Данелия», – признался режиссер. Николай Досталь также сообщил, что ищет инвесторов под эти проекты, бюджет одного из них - порядка ста миллионов рублей.