Якутскую постановку хакасского театра зрители «Науруза» наградили овацией

Спектакль «Сумасшедший Муклай» театра «Читiген» в постановке Сергея Потапова прошел на сцене Казанского ТЮЗа.
(Казань, 8 июня, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). На третий день Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» публике представили спектакль «Сумасшедший Муклай». Событие примечательно тем, что произведение якутского классика Платона Ойунского поставил молодой и известный в театральном мире якутский режиссер Сергей Потапов с актерами Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген».Знакомство директора хакасского театра Виталия Канзычакова и режиссера Сергея Потапова состоялось два года назад на одном из российских фестивалей в Улан-Удэ, тогда и родилась идея перенести спектакль, который шел на сцене Саха-театра, на хакасскую «почву». Как рассказал Канзычаков в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Татар-информ», это была первая выездная работа Потапова. Теперь якутский режиссер ставит спектакли а разных регионах России и за рубежом и пользуется невероятной популярностью. «Видимо, судьба такая была. Не буду перетягивать его славу на себя», – заметил директор театра «Читiген».Спектакль «Сумасшедший Муклай» (Муклай – это Николай по-хакасски, на якутском – Нико) рассказывает о несчастной судьбе юродивого в эпоху гражданской войны. Якутский драматург и писатель Платон Ойунский написал 4 монолога от лица персонажа, у которого был реальный прототип. Как рассказал Сергей Потапов на пресс-конференции в пресс-центре фестиваля «Науруз», герой смертью говорит свои 4 монолога. Потапов также сообщил, что эта тема оказалась близка как якутскому, так и хакасскому зрителю. «Наша интеллигенция (Саха – прим. ред.) спасла наш народ. Они сами пошли туда. И их посекли, а народ не тронули. А у хакасов – наоборот. Там у них образованных мало было, и народ встал просто. И народ посекли», – пояснил якутский режиссер.«В те времена гражданская война коснулась всех. У всех народов история практически одинаковая была. Когда брат на брата шел, смена власти и все остальное. Имена только были разные. И поэтому мы посчитали, что то же самое было в Якутии, в Хакасии и у вас в Татарстане. И мы перенесли ту же самую историю к себе в Хакасию», – пояснил хакасский продюсер и актер Канзычаков.Маленький зал Казанского ТЮЗа был забит до отказа, именитые режиссеры и критики сидели на приставных стульях – успели добежать на просмотр из театра Камала – основной площадки фестиваля. Поскольку синхронный перевод в помещении не предусмотрен, «дежурного» оборудования всем не досталось. Несмотря на это, с большим интересом смотрели спектакль хакасцев и актеры якутского театра. «Это наш материал, мы понимаем и без наушников», – сказала одна из актрис.Постановка шла без антракта. Потапов уложил монологи героя в пантомиму, передающую историю тех времен: в жизнь Муклая врываются то белые, то красные. И те и другие наносят вред и непоправимый урон мирной жизни. Убитого героя заворачивают в красный саван и «увековечивают» его память в большевистской символике.У фестивальной публики особое отношение к спектаклям, поэтому в зале царила особая атмосфера. После спектакля публика взорвалась аплодисментами, долго не отпускала артистов и проводила их овациями.Как сказал после спектакля один из казанских зрителей, хакасы и якуты не боятся говорить открыто о своей истории. «Наш Мулланур Вахитов тоже принимал участие в уничтожении татарской интеллигенции, но его памятник стоит в центре города, и никто из творцов эту историю до сих пор не переосмыслил», – с горечью заметил татарстанец.Как неоднократно утверждали организаторы и поклонники фестиваля, «Науруз» играет стимулирующую для культуры республики роль. Возможно, в будущем зерна, посеянные представителями братских народов, прорастут и в Татарстане.