news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Эзоп по-новому: ТЮЗ Казани представил первую премьеру сезона — «Лиса и виноград»

Постановка в жанре комедия обладает лишь оттенками античного сюжета и реализована в минималистичных декорациях.

Эзоп по-новому: ТЮЗ Казани представил первую премьеру сезона — «Лиса и виноград»

(Казань, 7 октября, «Татар-информ», Оксана Романова). Казанский ТЮЗ представил первую из трех премьер октября 88-го театрального сезона — комедию в двух действиях «Лиса и виноград» по пьесе Гильермо Фигейредо в современной интерпретации.

Спектакль — дипломная работа казанца, магистранта режиссерского курса Театрального института имени Щукина и выпускника актерско-режиссерской мастерской Владимира Меньшова и Веры Алентовой ВГИКа Александра Туманова. С ним Казанский ТЮЗ уже имел опыт сотрудничества — в прошлом сезоне молодой режиссер ставил спектакль под открытым небом во дворе театра.

«Последние несколько лет я не работал с молодыми режиссерами. По разным причинам. Но с этим молодым человеком было очень интересно работать, потому что он нормальный: если он и собирается покорять какие-то вершины, то по крайней мере он это не декларирует и уж точно это не выражается в его произведении, как мне кажется», — откровенно поделился впечатлениями от работы с начинающим режиссером народный артист РТ Роман Ерыгин, исполняющий в спектакле главную роль — раба Эзопа.

Актер подчеркнул, что в постановке играет не известного и гениального баснописца и поэта, а конкретного человека, самого себя таковым не считающего. Более того, перед просмотром спектакля Роман Ерыгин настоятельно советует потенциальным зрителям отбросить знания об Эзопе и связанные с ним античные сюжеты.

«Для меня Эзоп никакой не баснописец. Попробуй сыграть баснописца. Что это такое? Сыграй поэта. Как это сделать? Как только артист берет на себя функцию некоего мыслителя, который делает обобщение, — это гроб, могила сразу. Интересует очень конкретный человек с его очень конкретными, очень понятными, очевидными, до ползучести реальными и реалистическими моментами жизни, характера, личности. Скажу даже так: если у человека, пришедшего в зал, есть некие знания — это плохо. Не надо смотреть так, что сейчас нам расскажут историю про древнегреческого гения. Ничего похожего я не играю. И для меня никакого исторического персонажа нет и быть не может. Как это возможно?! Для меня есть очень конкретный человек с его проблемами. Никакой я не легендарный — я очень обыкновенный», — рассказал об Эзопе в своем исполнении актер.

К слову, сама пьеса Фигейредо со знакомым сюжетом о древнегреческом баснописце Эзопе уже звучала со сцены Казанского ТЮЗа два с небольшим десятка лет назад. Но тогда, по мнению Романа Ерыгина, она была неудачной, поскольку старательно воспроизводила античный сюжет в исторических обстоятельствах. «Ничего кроме музейной пыли и скуки», уверен актер, подобное публике принести не может.

«Это была главная проблема того спектакля. Он, понятное дело, провалился. И если бы люди, жившие в Древней Греции, посмотрели тот наш спектакль, им было бы точно так же скучно, как и современному казанскому зрителю. Поэтому никакой античности, никакой истории тут [в постановке Туманова] в помине нет, не пахнет, даже ничего общего за исключением легкого намека в оформлении. У меня есть зрительский опыт: ничего хорошего из исторических произведений на сцене не получается. Сцена уникальное место: все, что ты получаешь как художник в руки (пьесу, сценарий, литературу, еще что-то) необходимо адаптировать. А в данном случае это вдвойне провал, потому что нужно имитировать Древнюю Грецию и при этом рассказывать историю о поэте. Это два смертных приговора в одном», — сказал Ерыгин.

Партнерами в спектакле стали Лилия Ахметзянова, блистательно сыгравшая пластичную красавицу Клею, жену состоятельного грека Ксанфа, заслуженный артист РТ Дмитрий Язов в роли ее супруга, купившего раба Эзопа с обезображенным лицом. А также Полина Малых, Камиль Гатауллин, Павел Густов, Ильфат Садыков, Евгений Быльнов.

Из античной атрибутики в постановке — бюст Ксанфа, напоминающая древнегреческую музыка и стилизованное длинное черное платье главной героини. Декорации минимальны: белые волнистые линии на заднем плане имитируют морские волны, большой дискообразный светильник — луну и солнце, приподнимающийся помост, кубы-стулья и бочка. Персонажи-мужчины носят современные деловые костюмы с галстуками, форменную одежду, а то и появляются на сцене в красных семейных трусах, служанка Мели — в стереотипном образе домработницы с белым фартучком. Сценический образ Эзопа с древнегреческим персонажем сближает натуралистичный грим — обезображенное почти на половину лицо.

«Сначала мы тратили на это [грим] 1,5 часа, потом 40 минут, потом 20. Сейчас управляемся за 10», — признался Роман Ерыгин.

Режиссер Александр Туманов премьерный показ своего второго для ТЮЗа спектакля застал лишь ближе к его концу, овации и цветы, однако, получив сполна. Завтра, 7 октября, постановка «Лиса и виноград» будет здесь дана повторно. А уже 9 и 10 октября Казанский ТЮЗ представил следующую премьеру сезона — «Nедоросль» по Фонвизину.



Галерея: «Лиса и виноград» в ТЮЗе
autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2