Дворняги на сцене: в «Мастеровых» выбирали булгаковского Шарика

Спектакль «Собачье сердце», поставленный по одноименному произведению Михаила Булгакова, занимает особое место в репертуаре челнинского театра.

(Набережные Челны, 4 декабря, «Татар-информ», Эльвира Мухаметдинова). В театре «Мастеровые» прошел дог-кастинг на исполнителя роли Шарика в спектакле «Собачье сердце». На роль претендовали четыре дворняжки и один бордер-колли.

Спектакль «Собачье сердце», поставленный по одноименному произведению Михаила Булгакова, занимает особое место в репертуаре челнинского театра. При его постановке режиссер из Санкт-Петербурга Семен Серзин (ученик мастерской Вениамина Фильштинского, главный режиссер петербургского «Этюд-Театра» в 2013–2015 годах и номинант премии «Прорыв». — прим. Т-и) использовал много новаторских решений. Например, роль профессора Преображенского он предложил ведущей актрисе театра Марине Кулясовой. Говорят, выбор режиссера даже в труппе первоначально вызвал шок. Но директор театра Армандо Диамантэ поддержал новатора.

«Ход мыслей Серзина лично мне понятен. Не многие читали книгу Булгакова. Но наверняка многие смотрели художественный фильм, где роль профессора Преображенского блестяще исполнил Евгений Евстигнеев. Пытаться переиграть кумира миллионов практически невозможно. Потому что для этого нужно быть невероятным артистом и невероятной личностью. В Марине Кулясовой режиссер в первую очередь увидел личность, поэтому предложил ей роль», — объяснил неожиданное решение руководитель театра.

Еще одной находкой режиссера стал выбор на роль Шарика настоящей дворняги. Несколько лет ее исполняла собака по кличке Чага. «Чага появилась в мой жизни в непростой момент, — рассказала корреспонденту ИА „Татар-информ“ исполнительница главной роли в спектакле Марина Кулясова. — Меня тогда укусила собака. И вдруг режиссер объявил о вводе в новую постановку животного. Я, признаться, занервничала. И Чагу восприняла не сразу. Но эта милашка так органично вписалась в спектакль, так прилежно выполняла все команды, что в итоге мы с ней подружились. Для меня она до сих пор остается эталоном. К сожалению, ее хозяйка решила переехать на ПМЖ в Воронеж, так мы лишились ценного работника. Сейчас выбираем на роль Шарика другую собаку. В любом случае на кастинге мы будем искать типаж Чаги».

Как сообщила заместитель директора театра Наталья Матиос, после объявления кастинга было много звонков от желающих предложить своего питомца. «Одна женщина попросила посмотреть сразу трех своих собак. Но, увы, ни одна из них нам не подходила. Потому что нам нужна была дворняга. А она и другие собачники предлагали нам самые невероятные породы: от хаски до болонок», — рассказала представительница театра.

В итоге были отобраны шесть претендентов. Сегодня собаки вместе со своими хозяевами пришли в театр и ожидали своей очереди на просмотр в фойе. Большинство из них не походило на представителей «народной» породы.

Так, большая пятнистая собака в модной зимней курточке оказалась подобрышем без родословной. «Три года назад родилась от „дворни“ возле автозаправочной станции. Всех щенков быстро разобрали, но тяжелое детство все-таки оставило отпечаток на характере: не любит „КАМАЗы“ и людей в камуфляжной форме. А так очень доброжелательная, открытая, почти с каждым готова идти на контакт. Вот решили попробовать стать артисткой», — сообщила хозяйка. 

Владелицу маленькой Шоколадки тоже не смущает уличное происхождение ее собаки. «Семь лет назад ее подобрала, сама дрессировала. Посмотрим, как поведет себя на сцене», — сказала она.

Отметим, что собачий кастинг проходил методом погружения животного в спектакль. Включалась тревожная музыка и начинал звучать собачий монолог из Булгакова. В это время на сцене появлялась стеклянная коробка, которая «намекала» на то, что собака должна стать подопытным «кроликом». В нее помещали животное и смотрели на реакцию. В идеале собака должна была покорно лежать.

Не все собаки понимали, что от нее хотят. Например, Шоколадка просто впала в стресс и порывалась убежать к хозяйке. А вот бордер-колли по кличке Алан все команды выполнил идеально, разве что гавкнуть не смог нормально. Но кинолог Михаил Жилин сразу отметил потенциал Алана. «Чуть-чуть отшлифовать, и можно вводить в состав», — сказал специалист. «Слишком сытый и ухоженный, на дворняжку не очень похож», — вздохнула Кулясова.

Артист Евгений Федотов (он играл в «кастинговом» эпизоде роль прислуги) отметил дворняжку Раду, которая и по фактуре была похожа на Чагу, и за кулисами вела себя спокойно.

«Наверное, мы отберем сразу несколько собак с учетом возможных форс-мажоров. Нам ведь важно знать не только то, как собака поведет себя на сцене, но и сможет ли ее хозяин приводить питомца на каждый выход, а при необходимости — сопровождать ее на гастролях. Это серьезный момент. Ведь со спектаклем „Собачье сердце“ нам предстоит выступать в Театре наций», — сообщила Матиос.