С оркестром, но без «паспортов» экспонатов: музей ИЗО открылся после реставрации

Посетителей ждут 15 обновленных залов, а в перспективе и доступ к фондохранилищу

(Казань, 4 июня, Татар-информ», Оксана Романова). Сегодня в Казани после трехлетней масштабной реставрации открылся под звуки оркестра музей ИЗО РТ. Помимо 15 обновленных залов с современным выставочным и охранным оборудованием, первые посетители не могли не заметить отсутствия так называемых этикеток — подписей с указанием автора, названия и года произведения. 

К некоторым экспонатам этикетки размещены у самого пола, что сразу же неодобрительно отметили первые визитеры. Директор музея Розалия Нургалиева заверила, что со временем все необходимые подписи к произведениям искусства будут сопровождать экспонаты, а размещены они будут на удобном для прочтения месте.

Вместе с тем, общаясь со СМИ, Нургалиева назвала учреждение, которым руководит, как и в целом все музеи — самым безопасным местом, особенно в условиях пандемии.

«Самое безопасное место в Казани — музеи. Здесь работают люди, которые обожают свое дело. Коллективом при реконструкции проведена бешеная работа. Во время пандемии проявился мощный интерес к музеям, еще больше подружились с людьми, которые любят изобразительное искусство», — сказала директор музея ИЗО.

В обновленных выставочных пространствах с двух до трех залов увеличилась экспозиция древнерусского искусства, представленная иконами, на втором этаже также три зала заняла выставка графики, но основная часть работ представлена живописью — отечественной и национальной, а также западно-европейскими именами. Однако акцент в экспозициях все же сделан на предметах из коллекции собирателя и ученого XIX века Андрея Федоровича Лихачева.

Всего в фондах музея 26 тысяч предметов, в перспективе, заинтриговала Нургалиева, фондохранилища музея будут открыты для посетителей. Пока же они выставлены в 15 залах в новых витринах, которые имеют не только защиту, но и оборудованы светом и климат-контролем. Для картин предусмотрена японская система экспонирования, которая, по словам директора музея ИЗО, не позволит грабителям вынести произведение искусства так легко, как зимой прошлого года произошло в Третьяковской галерее с картиной Куинджи.

«Мы третьи или четвертые после генеральных музеев страны, кто имеет такую систему. До 150 кг можно вешать. Запоры этой японской подвесной системы открыть практически невозможно. Кроме того, в помещениях есть датчики, они незаметны, но их много», — подчеркнула Нургалиева.

По ее словам, ремонтные работы в двух зданиях (галерея современного искусства была отреставрирована в декабре 2018 года за 320 млн рублей) обошлись не менее чем в полмиллиарда рублей.

«Я безмерно рад за коллектив, за руководителей. Сама обстановка будет теперь способствовать тому, что люди пойдут», — сказал на церемонии открытия музея заместитель министра культуры РТ Дамир Нутфуллин.