Четыре грани трудового долголетия: истории работников НКНХ, проработавших многие годы
Ветераны «Нижнекамскнефтехима» рассказали о своем трудовом пути
В 2023 году в компании СИБУР стартовала программа «Трудовое долголетие». Нефтехимики старшего поколения, которые на протяжении нескольких десятков лет пускали новые производства, получали первые тонны продукции возвращаются на производства, чтобы передавать опыт и помогать нынешнему поколению сотрудников. Их истории – в материале «Татар-информа».
«Самое яркое событие – пуск новых производств»
Ольга Софронова еще в школе твердо знала, что свяжет свою жизнь с химией. Новая учительница привила любовь к предмету, зацепила знаниями, умением объяснять сложное. Она стала разбираться, ей понравилось. Дальше – химфак Казанского университета, «чистая» наука и целевая аспирантура от «Нижнекамскнефтехима». Практика прошла в лаборатории бутилкаучука.
«После защиты диссертации хотела “открепиться”: я не технолог, а чистый химик. Но предприятию были нужны специалисты – осталась. Через год стала начальником лаборатории бутилкаучука и так проработала 42 года», – улыбнулась Ольга Софронова.
Ольга Софронова
За эти годы она участвовала в запуске целого ряда производств на «Нижнекамскнефтехиме». Эти моменты особенно ярко отразились в ее воспоминаниях.
«Самое яркое событие – пуски новых производств. Я участвовала в пуске этилбензола, по альфа-олефинам мы ездили учиться в Техас, тоже был пуск. Но больше всего запомнился пуск галобутилкаучука – сопровождала его от пробирки до готовой продукции. Это мое производство, моя профессиональная любовь. Когда пускали ГБК, было тяжело: домой почти не уходили, спали в кабинете – кресло, стул под ноги, и так удавалось вздремнуть. Иногда директор давал машину, чтобы быстро съездить домой, помыться и хотя бы час поспать», – вспоминает Ольга Софронова.
После выхода на пенсию Ольга недолго просидела дома: ее пригласили в Индию для участия в запуске аналогичного производства. Там она пробыла пять лет, перешла на «ты» с компьютером, подтянула английский.
Домой Ольга прилетела 27 ноября 2024 года, а уже 19 декабря случился ее второй «первый рабочий день» в «Нижнекамскнефтехиме». Ольга вышла на нижнекамское предприятие СИБУРа сразу по двум программам: релокации (к тому моменту семья перебралась в Казань) и трудового долголетия. Сегодня она работает в Центре компетенций (Каучуки), разрабатывает учебные программы для технологов и обновляет старые лекции для среднего профессионального образования. Ее опыт нужен предприятию.
Важная часть ее работы – экспертиза. Ольга Софронова решает сложные запросы от производства, например, о фильтрах для эмульсионных каучуков: как избавиться от когулюма в латексе.
«С момента вхождения НКНХ в компанию СИБУР, на предприятии многое изменилось в лучшую сторону. Здания после реконструкции выглядят совсем по-другому: современный дизайн, все свежее, чистое. А цветы просто поражают. Нас, участников программы, специально повозили по новым установкам. Поскольку я когда-то занималась этилбензолом, меня особенно заинтересовала новая стирольная цепочка. И еще: сейчас внедряется технология получения этилбензола на циолитных катализаторах. Это очень интересный процесс – более «чистый». И при этом он устроен так, что испортить что-то почти невозможно», – поделилась она.
Дом для Ольги был и остается местом силы. Сегодня ее главная радость – двое внуков, девяти и десяти лет.
«Они для меня словно третье дыхание. Девочка больше гуманитарий, мальчик – технарь», – улыбнулась она.
По ее словам, сейчас большое внимание уделяется компьютерным технологиям, тогда как во времена ее молодости приходилось все вопросы уточнять лично и много ходить по кабинетам.
«Мы все одинаковые. Просто жизнь вокруг меняется. Вот компьютеризация, например: сейчас все вопросы решаются онлайн, совещания тоже проходят по видеосвязи. Бывает, люди годами работают вместе и друг друга в лицо не знают. А у нас раньше все было иначе: нужно что-то уточнить – идешь пешком по цехам, заходишь в диспетчерскую, общаешься с коллегами. И заодно 10 тысяч шагов наматываешь», – смеется собеседник агентства.
Ольга Софронова поделилась своим секретом трудового долголетия.
«Работа должна нравиться. Я читаю иногда в интернете: “Приходится ходить на эту нудную работу”. Но если тебе с самого начала интересно, никакой нудности нет. Химия мне нравилась всегда, и на заводе каждый день приносил что-то новое: испытания, поездки, пуски. Было много интересного, а еще – удивительно дружный коллектив. Мы в своей лаборатории жили как семья, знали все друг о друге, болели друг за друга и сейчас, я очень рада, что сейчас в СИБУРе сохраняется преемственность поколений», – заявила она.
«Я чувствовала себя хозяйкой установки. Хотела всё знать, спрашивала, пробовала, училась»
Екатерина Нигматова приехала в Нижнекамск в 1981 году после окончания Омского химического техникума. Город тогда впечатления не произвел.
Екатерина Нигматова
«Я думала, и месяца не продержусь. Но завод перевесил все сомнения. Меня поразили масштабы: огромное предприятие. А потом и люди – коллеги охотно делились опытом и вовлекли меня в работу», – призналась она.
Работать Екатерина начала на заводе бутилкаучука, сразу погрузившись в производственные процессы и активную общественную жизнь. Была активной участницей агитбригады «Брикет», в составе которой даже занимала первое место на республиканском конкурсе, а также пела в местном хоре.
«Когда мы собирались коллективом, пели, дружили – это очень поддерживало. До сих пор встречаемся и сразу, как раньше, начинаем петь», – улыбнулась Екатерина Нигматова.
Своего будущего мужа она встретила на производстве. У них родились две дочери. Сегодня у Екатерины трое внуков – два мальчика и девочка. Старшему 16, он поступил в Тольятти, в технический вуз.
«Думаю, он тоже свяжет жизнь с производством. Не обязательно с химией, но с делом, где важна команда. Производство всегда давало ощущение стабильности, общности. Именно это меня и привлекало в профессии», – уверена она.
Поначалу Екатерина работала аппаратчиком.
«Я чувствовала себя хозяйкой установки. Хотела всё знать, спрашивала, пробовала, училась. И когда пришло понимание, что это мое, пошла в институт», – вспоминает она.
В 2015 году Екатерине присвоили звание «Инженер года», а затем выдвинули на конкурс «Женщина Татарстана» за создание катализатора для производства пластиков.
«Мы закупали катализатор за границей, он стоил огромных денег, и была поставлена задача получить свой такой катализатор. Естественно, технологию нам никто не раскрыл. Мы знали только, каких показателей должны достичь. И мы сделали это сами. Два года работы, ошибок, остановов, доработок – и в итоге мы получили катализатор даже с лучшими характеристиками, чем покупной», – рассказала Екатерина Нигматова.
На пенсию Екатерина Ивановна ушла с должности ведущего инженера и не смогла долго сидеть дома. Уже через полгода пришло предложение попробовать себя в педагогике. Она устроилась мастером в Нижнекамский колледж и проработала там полтора года.
«Я выпустила одну группу. И сейчас процентов 80 моих ребят работают на “Нижнекамскнефтехиме”. Это счастье, когда встречаешь их на заводе, а они издалека кричат: “Екатерина Ивановна!” – и бегут обниматься. А ведь сначала практически никто из них не собирался связывать жизнь с производством. Мечтали о чем угодно, но только не о заводе. А потом постепенно увлеклись, втянулись. И теперь у них карьера, стабильность, команда. А для меня это, пожалуй, самая большая награда», – смеется Екатерина Нигматова.
С 2023 года Екатерина Ивановна снова работает на «Нижнекамскнефтехиме» – по программе СИБУРа «Трудовое долголетие».
«Мы проверяем технологическую документацию на соответствие новым стандартам. Когда пришел СИБУР, появились обновленные нормативы, начали пересматривать регламенты. Наша задача – помочь инженерам по производству с разработкой инструкций», – объясняет она.
Екатерина Ивановна ведет и специальную подготовку для рабочих.
«Это своего рода лекции по ключевым темам. Например, как работают циклообменники, насосы, манометры, задвижки. Теория у меня всегда превращается в диалог. Я задаю вопросы: а что будет, если не закрыть задвижку? Как правильно подобрать манометр? Люди, бывает, теряются, а потом начинают отвечать и понимают, что знают больше, чем думали. Задача – чтобы человек осознавал, зачем он выполняет каждое действие», – добавила Екатерина Нигматова.
Есть у нее и еще одна миссия – оценка учебно-тренировочных занятий и учебных тревог.
«Создается условная аварийная ситуация, и мы смотрим, как люди действуют: как надевают противогаз, что останавливают, что закрывают, в какой последовательности. Тренировки помогают выработать автоматизм: человек не паникует и действует четко по плану ликвидации аварии», – пояснила она.
«Цифру» Екатерина уважает, но подчеркивает: на одной автоматике далеко не уедешь, нужны фундаментальные знания.
«Да, сегодня многое компьютеризировано, и молодежь свободно с этим работает. Мы у них учимся цифровым навыкам. Но ректификация есть ректификация, синтез – синтез. Реакция всегда подчиняется одним законам. И если понадобится, человек должен уметь все сделать и вручную», – заявила ветеран.
Есть у нее и простые радости: любит «тихую охоту», семейные вечера и настольные игры.
«Мы никогда не сидим просто так за столом: обязательно играем в настольные игры. То в лото, то в шашки, то в “Крокодила”, а иногда придумываем истории, где каждый добавляет свою часть. Получается настоящее творчество», – отметила Екатерина Нигматова.
Наша героиня с теплотой относится к современной молодежи.
«Они быстрые, энергичные, и знаний у них – море. Когда я работала в колледже, думала, что молодежь будет в восторге от моих знаний. Но оказалось, что и мне есть чему у них поучиться. Они помогали мне с компьютером, интернетом. И я поняла: они такие же добрые, открытые, как и мы в свое время», считает она.
На вопрос, в чем секрет трудового долголетия, Екатерина Ивановна улыбается: «Я обыкновенный человек. Не знаю почему, но без работы мне скучно. В квартире чисто, обед сварен – и всё. А на работе я чувствую, что жива и нужна, что день прожит не зря, поэтому я очень рада, что меня пригласили снова поработать на родном предприятии, передать свой опыт».
Отдельная гордость – заводская династия. В 2017 году семья Екатерины участвовала в конкурсе «Династии «Нижнекамскнефтехима». В сумме стаж родственников составил 336 лет.
«Теперь большинство уже на пенсии, кто-то сменил место жительства. Но память об этом для меня очень дорога», – заключила Екатерина Нигматова.
«Сейчас больше движения и развития – это вдохновляет»
Райса Ахметова работала в «Нижнекамскнефтехиме» с 1987 года в так называемой второй зоне – жидкая химия: олигомеры, олефины. Начинала аппаратчиком, потом – инженер-технологом ПТО. В 2013-2016 годах ей выпала возможность принимать участие в модернизации производства альфа-олефинов: от лицензионного соглашения и проработки технологии до строительства и пуска.
Райса Ахметова
«Самое интересное время было. Много сложного, порой тяжелого, но результат стоил того. Смены бывали по 12 часов, стрессов хватало, но это не в тягость: дело шло», – отметила она.
После выхода на пенсию в 2019 году Райса Забировна поработала на заводе масел, а в 2024 году вышла на НКНХ по программе «Трудовое долголетие».
«Помню, иду и удивляюсь, сколько всего вокруг стало с приходом СИБУРа нового: автобусы, столовые, рядом шла грандиозная стройка нового этиленового комплекса ЭП-600. Стало больше онлайн-процессов, обучения, курсов. Это непросто, но у меня стадии неприятия не было: я всегда знала, что это плюс. Сейчас больше движения и развития – это вдохновляет», – подчеркнула Райса Забировна.
Новая площадка для нее связана с полимерами.
«Мы раньше занимались химией, сырьем для полиэтилена и пропилена, а здесь – готовый продукт. Честно скажу: впервые за столько лет я руками потрогала крошку, брикеты. До этого все видела на экранах, а тут взяла и подержала. Даже школьники на экскурсиях так делают, и мне было интересно ровно так же», – улыбается она.
Сегодня она помогает с документацией на заводе СК, работает с регламентами и инструкциями, а также вместе с Екатериной Нигматовой проводит учения:
«Безопасность превыше всего. Быстрота действий в условиях ЧС важна, но еще важнее не терять самообладание и действовать по плану. Мы как раз и смотрим, чтобы график, последовательность действий, оформление – все было правильно», – подчеркнула она.
Дома ее ждет «цветочный мир».
«Мы с сестрой дачники с маленьким стажем – дачу купили уже после выхода на пенсию. Я не огородник, моя страсть – цветы. Клематисы, космеи, простые ромашки, эустома, гипсофила и так далее. Большая часть участка – цветники. Здесь моя душа отдыхает. Внуков пока нет – ничего, всему свое время», – говорит Райса Ахметова.
На сегодняшнюю молодежь у нее взгляд доброжелательный.
«Они любознательные, как и мы когда-то. Мне тоже всегда было интересно знать “от сырья до продаж”: какие объемы, какая выработка. Даже когда ушла на пенсию, звонила диспетчерам – переживала за свое производство», – поделилась она.
Отвечая на вопрос о том, в чем секрет трудового долголетия, Райса Ахметова отвечает:
«Наверное, как раз в этом, в любопытстве – у меня это с седьмого класса, как полюбила химию. И еще – не сидеть на месте, пока энергии хватает – работать. Я рада, что вернулась и могу быть полезной».
«Сказали: «Тебе энергию надо куда-то свою девать, помогай обучать молодых, создавать микроклимат»
Ирина Евгеньевна Белозерцева – одна из тех, кто знает производство «от сохи». На предприятии она с 1994 года. Тридцать с лишним лет отработала аппаратчиком на участке по подготовке, хранению и отгрузке углеводородов. Затем перешла в бережливое производство, где два года проработала экспертом. Между выходом на пенсию и участием в программе «Трудовое долголетие» у Ирины прошло меньше месяца.
Ирина Белозерцева
«Сказали: ‘’Тебе энергию надо куда-то свою девать, помогай обучать молодых, создавать микроклимат’’», – рассказала она.
Сегодня Ирина контролирует процессы пусков и остановов, проводит аудиты по безопасности, участвует в учебно-тренировочных занятиях и учебных тревогах, объясняет последовательность действий и следит, чтобы «как написано» совпадало с «как делают».
Ее зона ответственности и наставничество. «Приходит много молодежи. Мы знакомимся, готовим к экзаменам по охране труда и промышленной безопасности, читаем инструкции, хожу с ними сдавать. Те, кто ходит, у нас 100% сдают. Возвращаются и те, кто ушел в армию. Мальчишки отработали год, ушли, а потом вернулись: “Хотим обратно”. Говорят, у нас хорошие люди, нет скандалов, все помогают друг другу», – отметила Ирина Белозерцева.
Про молодых Ирина говорит с теплотой: «Они быстро все схватывают, у них информация быстро «бьется». Они не стесняются – мы раньше боялись лишний раз слово сказать. Сейчас они открытые и доверчивые. Один из них подошел ко мне: “Ирина Евгеньевна, как стать начальником?” Я ответила: “Какие проблемы? Всё в твоих руках. Есть данные, есть вовлеченность – в СИБУРе карьеру можно построить быстро. Раньше мы ждали по 15 лет, а сейчас другое время”».
Первая профессия Ирины – педагог.
«В детсаду работала, петь любила. На завод шла – страшно было: показали резервуары – я плакала. С белого халата – на спецовку. Полгода начальник держал в секретарях: печатать научилась, из окна смотрела на эти резервуары – даже слово “резервуар” не понимала, почему не “бочка”. Но коллектив поддержал: приходили, объясняли. Раз-раз – и влилась», – вспоминает она.
У Ирины два сына и внук двенадцати лет. Старший сын тоже работает в НКНХ, сейчас мастер. В ее биографии большое место занимает не только цех, но и спорт.
«Всегда была активной: спортинструктор, потом председатель цехкома профсоюза. И спорт – это мое: лыжи, плавание, волейбол. Входила в сборную НКНХ по волейболу, занимали первые места. На велосипеде – за грибами», – сообщила собеседник агенства.
О секрете трудового долголетия Ирина Евгеньевна говорит: «Здесь все вместе – коллеги, коллектив, поддержка руководства и родных. Когда тебе улыбаются искренне и благодарят, понимаешь, что всё не зря. Не идешь на работу, а летишь. Главное – не бояться и верить в себя».
Фото: пресс-служба «Нижнекамскнефтехима»