news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Булат ХАМИДУЛЛИН: «Истоками современной России можно назвать не только Киевскую Русь, но и Золотую Орду»

Булат ХАМИДУЛЛИН: «Истоками современной России можно назвать не только Киевскую Русь, но и Золотую Орду»28,59 Kb

В агентстве «Татар-информ» подведены итоги очередного тура конкурса «Ватаным», который проводит газета «Татарские края» среди своих читателей. Победителям конкурса - знатокам истории и культуры родного края в качестве приза вручил свои книги кандидат исторических наук, главный редактор издательства «Фэн» при Академии наук РТ Булат Хамидуллин. Затем автор известных книг об истории татарского народа дал интервью агентству «Татар-информ». Вел беседу заместитель генерального директора агентства Наиль Селиванов.

В 2005 году мы праздновали важнейшую дату – 1000-летие Казани. Одним из примечательных событий в череде юбилейных мероприятий стало выступление Президента Российской Федерации Владимира Путина на торжественном заседании в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля. Тогда он высказался о положительной роли, которую сыграл татарский народ в истории России. Как оценили это событие представители исторической науки в России и за рубежом?
Б.Х.:
Этот факт, безусловно, получил широкий резонанс в академических кругах, был оценен положительно. Представители гуманитарных наук обратили на него внимание, он уже несколько раз отмечался в публицистике. В какой-то мере высказывание Владимира Путина стало неожиданностью. Он указал на роль татарского народа в политической истории России. В его выступлении прозвучала оценка исторического значения государства Волжская Булгария, в то же время достаточно нейтрально была оценена роль Золотой Орды. Это также положительный момент, ведь не было прежнего акцента на то, что Золотая Орда была государством завоевательного характера. Так было принято считать в советское время. С учеными вне Казани на этот предмет мне не приходилось общаться.

Возможно, впервые в истории России глава государства дает подобную оценку исторической роли татар?
Б.Х.:
Насколько я знаю, впервые. Допускаю, что могли быть определенные реплики в неофициальной речи.

Накануне празднования Дня единства народов России 4 ноября в выступлении председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина неожиданно прозвучало, что Кузьма Минин был этническим татарином. Как историк что можете сказать по данному поводу?
Б.Х.:
Со 100-процентной уверенностью утверждать о том, что Кузьма Минин был этническим татарином, не стоит. Документов, подтверждающих этот факт, нет. Впервые этот вопрос поднимался в 2002 году в журнале «Огонек». Последняя публикация на эту тему – статья сотрудника Института Татарской энциклопедии АН РТ, кандидата исторических наук Азата Ахунова в последнем номере журнала «Татарстан» за 2005 год. Из его статьи следует, что уроженец Нижегородской области Кузьма Минин, действительно, был крещеный татарин, однако, это не бесспорно. Сама ситуация подтверждает тезис о том, что история государственности России сформирована из нескольких корней и татары в ней занимают немаловажное место. Истоками современной России можно назвать не только Киевскую Русь, но и Золотую Орду. Участие татар в политической жизни России в XVII веке, если речь идет о Кузьме Минине, это показательный факт, подтверждающий общую тенденцию. Татары всегда активно участвовали в политической жизни России и занимали свое достойное место в ее истории.

35,56 KbПродолжается ли работа по изучению русских аристократических фамилий происходящих из тюркских корней, которую в свое время вел Альфред Халиков?
Б.Х.:
Тема время от времени поднимается в работах Мирфатыха Закиева, но целенаправленно этой темой, по моим данным, никто не занимается.

До революции и в советское время насаждалась идея о том, что татары пришли с войском Чингисхана. Сейчас историю татарского народа в соседних республиках также трактуют по иному, нежели в Татарстане. Как происходит взаимодействие татарстанских ученых с коллегами за пределами республики, есть ли у вас точки соприкосновения?
Б.Х.:
По моему личному мнению, писать историю объективно в принципе невозможно. Здесь накладывается много факторов – этническое происхождение человека, его жизненный опыт и многое другое. Два человека могут вместе смотреть футбольный матч и одну и ту же игру видеть совершенно по-разному. Точно так же и в исторической науке. О происхождении татарского народа существует, как минимум, три основополагающие теории и множество пограничных теорий, основными являются так называемые «булгарская», «татаро-монгольская» и «тюрко-татарская». И даже татарстанские историки не пришли к единому мнению, хотя советский режим канул в лету. Говоря о российских ученых, в первую очередь, об историках из регионов Среднего Поволжья, необходимо отметить, что им характерен глобальный подход. Они считают татар пришлыми, пришедшими на эти земли с войсками Батыя. Например, по мнению историков в Чувашии наследником государства Волжская Булгария является только чувашский народ.

Хочу привести также следующий пример. Существует небольшая этнографическая группа удмуртов – бесермяне. Казалось бы, ее можно вдоль и поперек изучить. Однако и тут не обошлось без спорных моментов. Удмурты считают бесермян частью своего народа, который воспринял в результате многовекового проживания с татарами бок о бок некоторые элементы их быта. Другая часть ученых полагает, что бесермяне изначально были тюркским народом, которые ассимилировались в удмуртской среде. Я считаю подобные дискуссии положительным явлением, ведь в споре рождается истина. Если бы существовала и доминировала лишь одна идея, наука не развивалась бы. История это не математика, в которой можно сказать с точностью. История сложнее.

Например, точка зрения историка из Башкортостана Раиля Кузеева относительно происхождения башкир, вхождения башкирского народа в Казанское ханство в корне отличается от мнения на этот счет татарстанских ученых, в частности, Дамира Исхакова, Марселя Ахметзянова.

Почему завоевание Волжской Булгарии монголами не трактуется историками такой же по масштабам национальной трагедией, как завоевание Казанского Ханства?
Б.Х.:
Единомыслия среди историков по этому вопросу нет. К примеру, Азгар Мухаммадиев резко отрицательно относится к факту завоевания монголами Волжской Булгарии. При составлении личного мнения я стараюсь экстраполироваться от частностей и смотреть на вопрос более глобально, объективно. В конечном итоге, завоевания Чингисхана и походы Батыя привели к формированию Золотой Орды, образование которой является ключевым этапом в истории татар. В этом я полностью согласен с Дамиром Исхаковым. Кроме того, здесь необходимо учитывать следующий момент: завоевание Казанского ханства – это противостояние тюрков и славян. А завоевавшее Волжскую Булгарию войско Батыя на 90 процентов состояло из тюрков – это был конгломерат многих тюркоязычных народов. Поэтому завоевание Волжской Булгарии воспринимается как вхождение Волжской Булгарии в обширную территорию под условным названием Великая степь. Это было вливание, хотя и болезненное.

К сожалению, до наших дней дошло очень незначительно количество татарских источников об истории своего народа. В своих исследованиях ученым приходится апеллировать к русским, зарубежным источникам, которые нередко хранятся за пределами нашей страны.
Б.Х.:
В этом вопросе хотелось бы отметить два события, явившиеся большим толчком для отечественных историков к поиску новых источников. Это проект Казанского совета народных депутатов «Великий волжский путь», начало работы над 7-томной историей татар. Руководителями последнего проекта являются Рафаиль Хакимов и Миркасым Усманов. В связи с данными мероприятиями взаимоотношения наших историков с зарубежными коллегами активизировались, появились финансовые возможности ездить и изучать источники в Египте, Иране, Турции, Ватикане, Венгрии, Финляндии. Необходимо отметить, что найти новый источник – это не просто прийти в библиотеку или архив и взять его. Для того, чтобы найти доселе неизвестный науке исторический документ, необходимо работать много дней, иногда требуется работа не только одного человека, а целой команды.

С точки зрения источников, большая лакуна наблюдается в истории периода Казанского ханства именно здесь. Приходится в большей 28,47 Kbстепени опираться на русские источники, несмотря на то, что они написаны позже описываемых событий и под конъюнктуру. Русские летописи страдают однобокостью, летописца интересовали в первую очередь военные конфликты, но не внутренняя жизнь государства.

Вы известны как популяризатор источников по истории татарского народа. Планируется ли продолжить выпуск книг подобных сборнику «Из глубины столетий»?
Б.Х.:
Да, мы намерены издать сборник, в который войдут источники, относящиеся к периоду истории татар от скифов до XVI века.

Кто из современных историков работает на ниве популяризации истории, делает ее близкой и понятной массовому читателю?
Б.Х.:
В первую очередь хочу отметить работу Равиля Фахрутдинова в этом направлении. Он посвятил свою жизнь изучению археологии Волжской Булгарии, а затем истории Золотой Орды и Казанского ханства. Его труды - для широкой публики. Многие ученые пишут только для профессионалов. А историю должен знать массовый читатель - и школьник, и рабочий. Также в этом направлении продуктивно работает Искандер Измайлов.

Писатель Султан Шамси очень хорошо знает историю татарского народа и пишет произведения в научно-популярной форме. «Низаглы йортта» - роман об истории Золотой Орды. До этого он сделал переработку записок Ибн Фадлана.

Я являюсь автором идеи выпуска серии «История татар» в Татарском книжном издательстве. Это популярная иллюстрированная серия, авторам изначально давалась установка, чтобы текст был максимально доступным для широкого читателя и не превышал объема двух печатных листов. Уже вышли четыре книги: «Казанское ханство» Саляма Алишева, «Золотая Орда и ее правители» Равиля Амирханова, «Города Волжской Булгарии» Айрата Губайдуллина и Ильдара Каримова и «Средневековая Казань»- Фаяза Хузина. К сожалению, в 2005 году все историки были настолько плотно заняты исследованиями по 1000-летию Казани и подготовкой второго тома истории татар, что в этой серии, к сожалению, не вышло ни одной книги.

С чем связана некая задержка издания очередной книги семитомной истории татарского народа?
Б.Х.:
Вопрос немного не по адресу, так как я не руковожу проектом. Но я являюсь редактором первого тома, а также и второго тома, который уже ушел в производство. По моему мнению, такой труд как этот, не позволяет спешки. Как сказал академик Миркасым Усманов, подобного издания не будет ближайшие 50 лет. Это академический труд, который войдет в историю. Руководители проекта стремятся опираться на профессионалов и приглашают к работе над семитомником лучших знатоков исследуемой темы, невзирая на национальность и место проживания.

Научным редактором I тома был Сергей Кляшторный – петербургский ученый, очень известный востоковед, а II тома – археолог Фаяз Хузин. Во втором томе исследуется быт, социальный строй, религия, хозяйство татар, а также наших ближайших соседей – финно-угров, славян, тюрков.

Каковы планы издательства «Фэн» на 2006 год?
Б.Х.:
В 2004 году «Фэн» выпустил 36 книг, в 2005 – 35. В нашем издательстве, которое является структурным подразделением Академии наук РТ, работает 6 человек. 35 книг для такого коллектива - это очень высокий показатель. Бюджет одной книги в среднем 30 тысяч рублей. Мы издаем очень хорошие, ценные труды. Перед выходом в свет рукописи проходят серьезную экспертизу по месту работы ученого на кафедре вуза или на ученом совете научно-исследовательского института. Затем их рассматривает экспертный совет Академии наук Татарстана.

Тиражи книг невелики – 300-500 экземпляров. Но авторы и издательство целенаправленно работают так, чтобы книги расходились по библиотекам России и попадали коллегам в регионах России и за рубеж. Рецензии на наши книги печатаются в престижных зарубежных научных журналах.

К 1000-летию Казани у нас вышли такие ценные издания как «Экология города Казани», «Мусульманские представители в российском парламенте» и другие.

Что касается планов на 2006 год, у нас имеются интересные идеи и задумки. В частности, издание книг на английском языке. Книги на такие темы как федерализм, исламоведение, увеличение нефтедобычи, несомненно, будут пользоваться спросом и у российских, и зарубежных ученых.

Дает ли перечень изданий, выпущенных издательством, полную картину состояния татарстанской науки? Есть ли возможность отражать все новейшие исследования и открытия?
Б.Х.:
Судить по нашим изданиям об уровне развития науки Татарстана, безусловно, можно. У нас печатаются труды физиков, химиков, историков, математиков, филологов. К сожалению, при отборе рукописей для издания учитывается не только в уровень научности, но и финансовая сторона.

Материал подготовила Диляра Рахимова.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100