news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Будущих инженеров будут готовить исходя из кадровых потребностей экономики

(Казань, 15 ноября, «Татар-информ», Кристина Иванова). Видеоконференция на тему: «Состояние российской инженерной школы накануне перехода на двухуровневую систему высшего образования и перспективы подготовки квалифицированных инженерных кадров для инновационной экономики». Телемост соединил 4 города России – Казань, Москву, Санкт-Петербург и Уфу.

Участниками видеоконференции стали руководители 4 ведущих инженерных вузов страны - ректор Казанского государственного технологического университета имени Кирова (КХТИ) Герман Дьяконов, глава Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» Дмитрий Ливанов, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического института (ЛЭТИ) Дмитрий Пузанков и завкафедрой Уфимского государственного авиационного технологического университета Анас Гишваров. Казанское включение прошло из студии ЗАО «Региональный центр телемедицины» МКДЦ.

В ходе дискуссии участники обсудили практические шаги по реализации недавно принятого закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования («бакалавр-магистр»). Вузы, принимающие участие в телемосте, стали «пилотными» в России и перешли на эту систему еще до принятия закона. Так что они уже накопили опыт подготовки бакаловров и магистров по инженерным специальностям, которым и поделились сегодня.

Как отметил в своем выступлении Дмитрий Ливанов, экономический рост и переход на инновационный путь развития в России будет ограничиваться только дефицитом человеческого капитала. Так что подобная ситуация, когда образование становится дорогим, а демографическая ситуация кардинальным образом не улучшается, предъявляет новые требования к развитию системы высшего образования. По его мнению, в условиях, когда через несколько лет половина российских вузов останется без студентов, учебные заведения должны становится более конкурентоспособными, а система образования глубже реагировать на запросы бизнес-сообщества и самих студентов. Эти задачи способна решить новая двухуровневая система образования.

Дмитрий Ливанов выразил мнение, что обучение в бакалавриате должно по большей части финансироваться из бюджета, а в магистратуре – уже самими заказчиками узких специалистов, то есть работодателями. Он отметил, что магистров будут учить исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.

«Программы обоих уровней образования должны быть законченными, чтобы выпускники имели квалификацию и могли сразу приступить к работе», - считает он.

В свою очередь Герман Дьяконов отметил, что переход на новую систему позволит сделать образование более вариативным, а также формировать учебные программы в более свободной форме. «Это повысит качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве», - считает он.

Герман Дьяконов также обозначил основную концепцию КГТУ имени Кирова в подготовке специалистов: «Мы должны готовить бакалавров с хорошим уровнем инженерной подготовки, а магистров – по узким специальностям под конкретную компанию или производство».

Питерские и уфимские коллеги Дмитрия Ливанова согласились с ключевыми тезисами выступления ректора Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов». Дмитрий Пузанков отметил, что желание студентов и преподавательского состава перейти на двухуровневую систему образования есть.

Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Национальный фонд подготовки кадров при поддержке проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России» в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.).

Напомним, в 1999 году в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года в состав государств-участников Болонского процесса вступила и Россия. Подписание конвенции означало, что дипломы отечественных вузов и европейских университетов будут уравнены в правах, и россиянам не придется сдавать дополнительные экзамены для легализации документа об образовании на Западе. Однако это должно было произойти только в том случае, если Россия приведет свою систему высшего образования в соответствие с европейскими стандартами. В связи с этим 17 октября текущего года Совет Федерации одобрил закон, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией. 1-я ступень – бакалавриат – предполагает 3-4 года обучения, второй – магистратура – еще 2 года после бакалавриата. Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены.

Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям, предполагается, что бакалавры уже после 4 лет обучения смогут занимать должности, требующие высшего образования. 2-й уровень с углубленной профспециализацией, - это магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности – например, инженер-атомщик или журналист-телевизионщик. После окончания магистратуры студент сможет и дальше продолжить учиться. Уже в аспирантуре. Бакалавры поступить в нее не смогут.

С 2009 года студенты вузов будут сами выбирать, сколько лет им учиться. Они могут за 4 года получить вполне основательное высшее образование, сдать на степень бакалавра и отправиться работать. Или поступить в магистратуру - отучиться еще 2 года и получить степень магистра. При этом традиционная пятилетка в некоторых вузах сохранится. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть "специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства". Например, это институты силовых ведомств, технические университеты стратегического значения (авиационные, машиностроительные и проч.) и медицинские вузы.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2