news_header_top
16+
news_header_bot
news_top

Большаков призвал к пересмотру преподавания вузовских гуманитарных дисциплин

Читайте нас в
Большаков призвал к пересмотру преподавания вузовских гуманитарных дисциплин
Андрей Большаков
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Представители Татарстана на площадке Экспертного клуба прокомментировали первые результаты запуска в 2023 году курса «Основы российской государственности», разработанного в рамках проекта «ДНК России». Этот предмет рассматривает историю страны как непрерывное и цивилизационно единое явление. С 2025-го данная дисциплина стала частью национального проекта «Молодежь и дети».

Кандидат политических наук, член Российской ассоциации политических наук Зоя Силаева заметила, что курс посвящен системе фундаментальных принципов, ценностей, институтов, которые определяют жизнь страны и общества.

«Знать свою страну, понимать ее устройство и историю – значит иметь возможность не просто плыть по течению, а осознанно строить свое будущее и будущее России, нести за него ответственность», – выразила уверенность она, добавив, что патриотизм – не лозунг, а действие.

В связи с этим Силаева отметила, что осознание молодежью своей значимости вовлекает ее представителей в волонтерские движения, и привела ряд примеров взаимодействия государства с молодежью в Татарстане. По ее словам, это и мультимедийные экспедиции, и студенческие проекты, и встречи с неформальными лидерами, и дебаты.

«Опыт Республики Татарстан показывает, что доверие возникает там, где есть честный разговор с молодежью», – заключила специалист.

Член Общественной палаты РФ от РТ, советник председателя ОГО ФСО «Динамо» РТ Ольга Павлова сочла воспитание патриотизма и осознания исторической преемственности важнейшим инструментом национальной безопасности. Соответственно, по ее оценке, запуск курса «Основы российской государственности» – это не просто очередной образовательный проект, а стратегический шаг.

Павлова выразила уверенность, что этот курс превращается в своего рода «интеллектуальный щит», «формирующий у студентов понимание не только исторических фактов, но и ценностных ориентиров». В результате молодые люди учатся воспринимать государство как свою собственную стратегическую платформу, добавила она.

Сославшись на данные опросов, общественница заявила, что теоретическая база начинает трансформироваться в глубокое гражданское чутье, в ощущение причастности. Вместе с тем, по ее мнению, также необходимо усилить практическую составляющую: внедрять проекты, дискуссионные клубы, социальные инициативы, вовлекать студентов в реальные дела.

«В этом контексте я вижу потенциал для создания межрегиональных платформ и цифровых площадок, позволяющих каждому студенту не только потреблять знания, но и реализовывать свои идеи по развитию страны», – убеждена она.

Павлова также подчеркнула, что курс «Основы российской государственности» – «это не только образовательная инновация, но и стратегический элемент национальной безопасности». Впрочем, она уточнила, что будущее страны зависит от того, насколько эффективно удастся превратить знания в реальные действия и гражданскую ответственность.

Советник ректора Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова по стратегическим инициативам Олег Агапов заявил, что курс «Основы российской государственности» изначально возник как транс- и междисциплинарный проект, отвечающий на экзистенциальные и социально-исторические вызовы современности, стоящие перед российской гражданской политической нацией в XXI веке.

Соответственно, убежден доктор философских наук, в экзистенциальном плане курс «Основы российской государственности» представляет собой форму проявления субъектности российской гражданской политической нации, своеобразную интеллектуально-мировоззренческую манифестацию ее духа, созданного и созидаемого в предстоянии перед Богом, бытием, историей.

«Изучение курса «Основ российской государственности» предлагает каждому из нас стать преемником / наследником. Бытие каждого из нас соткано из множества наследований как осознанных, так и неосознанных, желаемых и не очень, представленных полновесно или по крупицам», – заметил он.

Поэтому, уверен Агапов, цивилизационная идентичность России – «это не только предмет оживленной академической дискуссии, а жесткая геополитическая, экономическая и социокультурная необходимость, связанная с обретением гуманитарного суверенитета, способного выступить основанием для интегративного, единого по цели и множественного по формам гражданского служения».

Исследователь упомянул, что дисциплина основана на принципе цивилизационного реализма. Практическим итогом преподавания «Основ российской государственности», по его словам, должно стать проактивное мышление, создающее ценностное цивилизационное предложение для нынешнего века. В этом контексте он отметил, что каждое поколение должно выполнить свою работу по формированию исторического сознания и каждое поколение создает собственные практики памяти.

Заведующий кафедрой международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ Андрей Большаков заявил, что «после 30 лет идеологического вакуума, который заполнялся чужими (зарубежными) ценностями, которые усваивала российская студенческая молодежь, наступило время формирования российской гражданской идентичности, обучения российским традиционным ценностям».

Вместе с тем политолог выразил уверенность, что длительность курса в два с небольшим года слишком мала для достижения результата. Поэтому он призвал пересмотреть содержание всех гуманитарных дисциплин в вузе.

«Если в истории это делается, то в политологии, социологии, философии, культурологии, экономике, праве, междисциплинарных курсах – очень медленно. Результаты усвоения новых ценностей и успешного противодействия западным ценностям смогут проявиться не раньше чем через восемь-десять лет», – признал Большаков, призвав распространить курс на техникумы и колледжи.

Кроме того, доктор политических наук призвал к «нормальному финансированию» взрослой и студенческой гуманитарной науки, проведения гуманитарных исследований по российской внутренней и внешней государственной политике.

«Необходимо выделение денег для практик студентов-гуманитариев, их профессионального роста, стажировок и прочего, финансирование наглядных встреч и мероприятий по патриотизму, экскурсионных поездок, приглашению экспертов, покупке литературы и фильмом гуманитарного профиля. Только подобный комплекс мер даст необходимый эффект по формированию современной гражданственности в России, любви к своей Родине», – подытожил эксперт свое видение ситуации.

Первый проректор и проректор по научной работе Казанского инновационного университета Игорь Бикеев заявил, что за последние годы студенты в большинстве своем стали значительно вдумчивее и патриотичнее. По его оценке, свой вклад в эти изменения внес и курс «Основы российской государственности».

«В Республике Татарстан всегда уделялось серьезнейшее внимание укреплению гражданского мировоззрения и патриотизма. Регион имеет большую национальную и религиозную специфику, что требует постоянного внимания к интересам различных социальных групп, их согласования и учета», – констатировал доктор юридических наук.

Большаков добавил, что в Татарстане люди чувствуют поддержку со стороны органов власти и имеют как минимум двойную идентичность: они и россияне, и татарстанцы. «В этом нет противоречия, ведь если человек любит и большую Родину, и малую, то он духовно гармоничен», – сказал он.

Первый проректор КИУ также уточнил, что в рамках дисциплины «Основы российской государственности» следовало бы уделить максимальное внимание вопросам внутренних вызовов. «Враг не дремлет, он пытается расколоть единство нашего общества. И этому нужно очень эффективно противостоять», – заключил он.

news_right_1
news_right_2
news_bot