news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

<i>Блажен, кто верует…</i> </br>«Всех грехов закланием не искупишь»

Мусульмане всего мира празднуют сегодня Курбан-байрам. По традиции, сложившейся много веков назад, в этот день состоятельным приверженцам ислама следует принести в жертву животное (барана, козу, корову или верблюда) и отдать часть его мяса бедняку, причем не обязательно мусульманину. Какое количество баранов будет принесено в жертву сегодня, подсчитать невозможно. Известно лишь, что в крупных мечетях республики в Курбан-байрам совершается до 100 закланий ежегодно. А всего в Татарстане - более 1300 мечетей.

Об истории этого праздника, его духовном значении и старых традициях в современном контексте нам рассказал имам главной мечети Татарстана Кул Шариф Рустем хазрат ЗИННУРОВ.
 
- Рустем хазрат, праздник жертвоприношения становится все более распространенным в Татарстане. В то же время многие представители других религий и неверующие считают обычай резать барашка на Курбан-байрам варварским…
- Несколько лет назад среди светского населения Турции тоже были такие мнения. В газетах писали: «Как это жестоко! В Курбан-байрам улицы буквально залиты кровью…» и пр. Но сегодня турецкое общественное мнение изменилось. Пришло понимание, что, становясь жертвой, животное исполняет роль, предначертанную ему создателем - Всевышним. Ведь никому из нас не приходит в голову думать о жестокости по отношению к животным, когда мы едим котлеты из баранины... Думаю, скоро и российские граждане будут относиться к этому празднику лояльно. Хотя поменять менталитет людей, в которых на протяжении 70 лет искореняли веру в Бога, нелегко. Для этого нужно действовать неспешно: если шагать сразу через десять ступеней, можно и ноги сломать.
 
- И все же мы живем в XXI веке. Можно ли сделать процесс жертвоприношения более цивилизованным?
- Разумеется. Для этого должна быть создана сеть специально обустроенных мест для заклания животных. Я видел такие в Турции. В обычные дни это парковки для транспорта. А в Курбан-байрам - цивилизованные места для жертвоприношений. В Татарстане же все это пока происходит на задних дворах мечетей. Кстати, при самом заклании присутствовать не обязательно. Можно просто прийти в мечеть, оплатить услуги, назвать свое имя и отчество (они должны быть произнесены при жертвоприношении) - и всё. Через некоторое время вы получаете уже разделанную и аккуратно расфасованную по трем пакетам тушу. Напомню, одну часть вы должны отдать нуждающимся, вторую - родственникам, третью - оставить себе.
 
- Нередко приходится слышать о том, что овцеводы в преддверии Курбан-байрама повышают цены на своих животных… Начинаешь торговаться - стыдят. Мол, негоже мусульманину мелочиться в преддверии священного праздника.
- Преднамеренное завышение цен - это откровенная спекуляция на чувствах верующих: никакого запрета на торг по поводу цены на жертвенное животное в исламе нет. Считаю, что самая адекватная цена на барана сегодня - 3 - 4 тысячи рублей… Можно сказать, что в Татарстане уже появилась индустрия по выращиванию баранов специально для жертвоприношения - в основном это происходит на личных подворьях. Особенно в этом отношении преуспел Азнакаевский район: к ним даже из Москвы за барашками приезжают.
 
- Рустем хазрат, напомните, а в чем вообще смысл жертвоприношения?
- Для ответа на этот вопрос нужно заглянуть в глубь веков - во времена до рождения пророка Исы (в библейской версии - Иисуса Христа). Корни праздника Курбан-байрам уходят во времена пророка Ибрагима (Авраама), долгое время не имевшего детей. В одном из источников говорится о том, что однажды он поклялся Всевышнему: «Если дашь мне детей, то в благодарность одного из них я принесу тебе в жертву!». Прошло время, Ибрагим уже покрылся сединой. И тут совершенно неожиданно у него рождается сын, которого он нарекает Исмаилом. Когда ребенок достигает подросткового возраста, пророку трижды снится сон, в котором ему повелевается принести в жертву своего сына. Рассказав об этом сне супруге Хажар и сыну Исмаилу, Ибрагим неожиданно для себя встретил полное понимание. «Это повеление Всевышнего, и ты, как пророк, должен его исполнить», - сказала жена. Сын тоже проявил мудрость, несмотря на юный возраст: «Делай то, что тебе велено, отец, а я буду самым терпеливым и кротким из людей». И тогда Ибрагим ведет своего сына к месту жертвоприношения. По пути его то и дело искушает сатана: «Ты столько лет ждал этого ребенка, а сейчас так просто принесешь его в жертву?». Ибрагим кидает в него камнем. Тогда сатана начинает искушать жену и сына - но те тоже проявляют стойкость. И вот когда Ибрагим уже занес нож над шеей сына, Всевышний окликнул его: «Воистину, мы испытали крепость и искренность твоей веры, и в качестве милости ниспосылаем тебе из рая вместо сына жертвенное животное». Тем самым людям была показана ценность человеческой жизни и великая милость Аллаха.
Нужно понимать, что Всевышний не нуждается ни в крови, ни в мясе, ни в шкуре животных. Жертвоприношение - испытание нашей веры на крепость. Если она искренна, каждая капля крови животного искупает грехи. Но это не значит, что можно весь год грешить, а потом зарезать барана - и вновь стать безгрешным… Жить по вере - это значит постоянно стремиться к совершенству своего духа, чистоте помыслов. Поэтому мусульманин, как и любой верующий человек, должен всегда жить так, чтобы ему было не стыдно - ни перед Всевышним, ни перед собой.

Беседовала Венера БЕЛЯЕВА

 

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2