Астрономы открыли звездную систему, где солнечные затмения длятся 3,5 года

Система расположена на расстоянии десяти тысяч световых лет от Земли.

(Казань, 20 февраля, «Татар-информ»). Астрономы нашли звездную систему, где каждые 69 лет происходит солнечное затмение длительностью в три с половиной года. Затменно-двойная система TYC 2505-672-1 расположена на расстоянии десяти тысяч световых лет от Земли. Новое исследование о ней принято к публикации в журнале Astronomical Journal, пишет «Лента.ру».

Открытие стало возможным благодаря сети астрономов (профессионалов и любителей), наблюдающих за переменными звездами (AAVSO), а также гарвардскому проекту DASCH, в рамках которого оцифровываются фотографические пластинки, снятые с 1890 по 1989 год университетскими астрономами.

Исследователи обнаружили девять тысяч снимков системы TYC 2505-672-1, сделанных в 2000-е годы, и 1432 архивных фото. В итоге они выяснили, что система состоит из двух красных гигантов, один из которых деградировал до небольшого ядра, окруженного гигантским диском вещества. Именно этот диск и создает длительные затмения. 69-летний интервал между затмениями связан с тем, что расстояние между двумя звездами очень велико — примерно как между Солнцем и Ураном (20 астрономических единиц).

«Мы получили редкую возможность изучать процесс, который занимает несколько десятилетий и позволяет увидеть, благодаря чему формировались планеты вокруг умирающих звезд», — отметил соавтор исследования Кейван Стассун.

Раньше рекордно длительные солнечные затмения отмечали у Эпсилона Возничего: одна из звезд этой системы закрывает другую каждые 27 лет, на 640-730 дней.