Артур Талипов наставник МХК «Динамо»: «Никогда не любил проигрывать»
Талипов успешно работает в качестве наставника московского «Динамо» из МХЛ
Артур Талипов - наставник московского МХК «Динамо». Ему не удалось построить игровую карьеру, хотя в свое время его выкупил казанский «Ак Барс» за 1 млн. рублей. Зато он преуспел в тренерской деятельности. В беседе с «ТИ-Спорт» Талипов вспомнил о первом тренерском опыте в Казани, о переходе в московское «Динамо» и поделился планами на будущее.
Я максималист и ставлю всегда самые высокие задачи
- Оправдались ли ожидания в дебютном сезоне МХЛ в прошлом году?
- Мы понимали, что будет непросто. В МХЛ очень большой возрастной разбег от 17 до 21 года - это очень ощутимая разница. В прошлом году мы стали самой молодой командой лиги - 19 дебютантов пополнили состав МХК «Динамо». Многие думали, что мы скорее всего вылетим из Золотого дивизиона в Серебряный, но у нас получилось остаться в элите. Мы прошли первый раунд плей-офф. Вели в финальной серии с «Локо» ( 2:1), потом они сравняли (2:2).
В заключительной пятой игре мы уступили в овертайме и не стали чемпионами МХЛ. Несмотря на это все понимали, что мы добились очень хорошего результата в свой дебютный сезон. Многие ребята добавили в своей игре за этот год. Руководство «Динамо» отметило наш тренерский штаб за хорошо проделанную работу.
- Какие цели ставите вперед собой в текущем сезоне?
- Я максималист и ставлю всегда самые высокие задачи будучи игроком и тренером. Хочется улучшить результат прошлого сезона. По меркам МХЛ у нас не взрослая команда, но ребята-дебютанты прошлого года уже окрепли в лиге, так что я думаю мы пошумим в сезоне и поборемся за Кубок Харламова.
- Вы быстро нашли точки соприкосновения с игроками, которые остались в МХК «Динамо» с прошлого года?
- Конечно для притирки нужно было время. Однако в конце прошлого сезона после обидного поражения в серии плей-офф от «Локо» более старшие ребята из команды подходили и пожимали нашему тренерскому штабу руки, были и слезы, и слова благодарности. Считаю, это дорогого стоит.
- Поступали предложения от других клубов после дебюта в качестве тренера в МХЛ?
- Предложения поступают, и я не скрываю это от руководства «Динамо». В прошлом году меня приглашали возглавить команду ВХЛ. На данный момент мне очень нравится наш коллектив и ребята, с которыми я работаю не первый год. У нас есть совместная цель, хочется выиграть кубок. Пока мы этой цели не достигнем, я эту команду не оставлю.
Фото: МХК «Динамо»
«На работе я находился с утра до вечера»
- После завершения игровой карьеры быстро определились чем хотите заниматься?
- На начальном этапе я пробовал изучить фитнес-индустрию, но понял, что это не мое. Я продолжал играть в Казани за местную любительскую команду. И там один из директоров школы «Волна» Алексей Чупин (бывший игрок казанского «Ак Барса») пригласил к себе на работу, тренировать детей 2004 года рождения. Я согласился. С этого момента началась моя тренерская карьера.
Затем меня пригласили в казанскую школу «Ак Буре» на совмещение на набор ребят 2007 года рождения. На работе я находился с утра до вечера. В первой половине дня работал с более старшими ребятами в «Волне», а после обеда тренировал маленьких детей в «Ак Буре».
- А как Вы оказались в казанской школе «Динамо»?
- Изначально хоккейной школы «Динамо» в Казани не было. Она возникла из второго состава «Ак Барса», из детей, которые не проходили в первый и основной состав. Команду перевели на каток спортшколы «Ак Буре». Финансирование взяло на себя Министерство МВД. Они заявили команду 2002 года рождения на чемпионат России и назвали «Динамо-Казань». Далее по такому же принципу строились группы более младших возрастов.
Я продолжал работать в «Ак Буре» с ребятами 2007 года рождения. И нам предложили перейти в «Динамо». В первый сезон мы стали чемпионами Татарстана, обыгрывали казанский «Ак Барс», альметьевский «Нефтяник» и нижнекамский «Нефтехимик». Взяли золото на чемпионате Поволжья, выступали на международных турнирах, где занимали первые места.
Фото: МХК «Динамо»
Овечкин - живая легенда российского хоккея
- Что стало предпосылкой для перехода в московское «Динамо»?
- Наша команда стала чемпионом на финале России Кубка Третьяка. Мы обыграли всех, в том числе и московское «Динамо». После этого мне предложили работу тренером в детской школе «Динамо». Я взял с собой своего помощника, с которым мы до сих пор работаем вместе в МХК «Динамо». Из казанской команды по моей рекомендации приобрели шестерых игроков, которые переехали со мной в Москву.
- Кто-то из этих ребят сейчас продолжает играть?
- Вратарь Кирилл Голубев в прошлом году выступал даже на уровне КХЛ. Глеб Петрухин до сих пор у нас в команде. Арсений Анисимов уехал в Канаду.
- Голкипер Вячеслав Пекса воспитанник клубной системы «Ак Барса». Раньше он тоже тренировался в казанском «Динамо». Сейчас он находится в Канаде. Как оцените его перспективы?
- Я помню его по школе в «Динамо». Он играл за 2002 год, потом в ЮХЛ. Еще в то время понятно было, что у него хорошая перспектива, бывало он один тащил всю команду. А каковы сейчас его шансы? Не знаю, честно говоря, потому что не особо слежу за его успехами.
- Насколько быстро удалось достичь результатов с новой командой?
- Честно говоря, перейдя в школу московского «Динамо» я пришел в разрушенное место. Дело в том, что тренер команды 2007 года рождения узнал об интересе руководства в моей кандидатуре, забрал всех лидеров и уехал в Омск. После этого еще несколько сильных игроков разбежались по другим школам. Это были топовые игроки в своем возрасте.
И те, кто понимал ситуацию, произошедшую в «Динамо», думали, что мы из группы А скатимся в группу B. Однако в первый сезон мы заняли первое место на чемпионате Москвы и стали бронзовыми призерами на финале России, а через год - чемпионами России.
- Александр Овечкин – воспитанник и легенда «Динамо». Удавалось ли с ним пересекаться и как оцените уровень его выступлений на сегодняшний день?
- Овечкин – это живая легенда российского хоккея. Мне, конечно же доводилось с ним пересекаться. Он часто приезжает в школу «Динамо», общается с детьми, участвует в различных мероприятиях. Что касается его успехов, думаю это благодаря его богатырскому здоровью. Если вспомнить травмы за всю его карьеру, то они были незначительными и после каждой он довольно быстро восстанавливался. Если сейчас подумать, кто мог бы побить его рекорд, в первую очередь думаешь о здоровье. Тот же Макдэвид вроде хорошо идет по очкам, но никто не знает насколько удачно и долго он сможет выступать без травм.
Фото: Личный архив Артура Талипова
В 17 лет меня купил казанский «Ак Барс» за миллион рублей
- Вы воспитанник хоккейной школы из Воскресенска. Так ли это?
- Заниматься хоккеем я начал в Казани в хоккейной школе «Ак Барса». Тогда она, кстати, по-другому называлась. Детей набирали с 7 лет. Сначала родители отдали моего брата старше меня на 4 года, а затем и меня трехлетнего. Я раньше встал на коньки чем мои сверстники, тренировался со старшими группами. Затем меня постепенно переводили к более младшим возрастам, пока я не оказался в команде своих ровесников. Так что я здорово отличался от своих одногодок, так как тренировочный опыт у меня был другой. А в Воскресенске я оказался по инициативе моего отца.
- В семье за спорт отвечал отец?
- Да, это была его зона ответственности. По поводу Воскресенска, раньше там была очень сильная хоккейная школа Мой старший брат попал туда после чемпионата России, куда его взяли в качестве одного из лучших игроков Поволжья за нижнекамский «Нефтехимик». Когда мой отец увидел уровень ребят, многие из которых представляли московские школы, он захотел отправить нас туда. Сначала в Воскресенск в школу-интернат отправили моего брата, а затем и меня. Я жил и тренировался там приблизительно до 15-16 лет.
- А что потом?
- Мной начали интересоваться другие команды. Звали даже в Канаду и в Америку, но тогда я сам не мог принимать решения. За меня этот сделал мой отец. В 17 лет меня купил казанский «Ак Барс» за 1 миллион рублей. По тем временам это считались большие деньги. Для сравнения, капитана сборной России тогда приобрели за 600 тысяч.
- Какая у Вас была характерная черта в детстве?
- Неуступчивость. Я никогда не любил проигрывать. И сейчас не люблю, но со временем начал более профессионально к этому относиться.
- Почему у Вас не сложилось в Казани и не удалось продолжить игровую карьеру?
- Продолжить карьеру мне помешала травма. С раннего возраста у меня были проблемы с позвоночником. В возрасте 19 лет я сделал первую операцию. Мне удалили межпозвоночную грыжу и вставили имплант. В тот момент я был уже в другой команде. После операции я пытался вернуться на лед, но понимал, что уже не смогу выкладываться на полную и принял решение завершить карьеру.
- Как оцените нынешние выступления Вашего бывшего клуба из Казани с позиции тренерского опыта?
- Сложно сказать. Много своей работы, настолько досконально не слежу за «Ак Барсом», чтобы сделать какие-то выводы, что в команде не так и почему у них такой спад произошел на старте сезона.
Фото: МХК «Динамо»