news_header_top_970_100
16+

Арабески//РЕЧКА МОЕГО ДЕТСТВА/28 апреля, №16

Наверное, у каждого, кто родился и вырос в деревне, есть такая речка. А вот у городских – вряд ли…

Она называлась Неть (по-татарски Нит), но об этом я узнал только тогда, когда немного подрос. А до этого все мы называли ее просто “инеш” - речка. И пропадали там летом целыми днями.

Речка небольшая, петляющая среди зарослей краснотала и старых ветел от бочажка к бочажку. Среди летней жары на перекатах, устланных плоскими белыми камушками, ее могла перейти вброд даже курица. Зато в округлых темных омутках, окруженных кустами ивняка, купали коней, купались сами. Нас, огольцов, местами накрывало “с ручками”. Так что можно было и поплавать, и попрыгать с красноглинистого обрыва вниз головой или “солдатиком”. Плескались обычно до посинения. Потом, стуча зубами, грелись на солнышке и снова ныряли...…

Развлекались тем, что пускали “блинчики” - у кого больше? И, конечно же, ловили рыбу. На удочку попадались, в основном, пескари размером с карандашный огрызок. Зато в плетеную из прутьев “морду” за ночь набивались чебаки размером с детскую ладошку. Иногда, перегородив протоку запрудой из самодельного плетня, мы гнали рыбу в такую вот “морду”. Били по воде палками, взмучивали воду босыми ногами. Добычу по-братски делили. Потом либо жарили, либо потрошили и сушили на солнышке. Так вкусно было жевать вяленую рыбешку!

Позднее дедушка рассказал мне, что наша Неть впадает в Сакмару. Сакмара – в Урал (Яик). А Урал – в Каспийское море.

Тихая и ласковая летом, во время внезапных буйных ливней или весной во время половодья речка показывала характер: выходила из берегов, заливала низинные огороды, подтапливала стоявшие на берегах баньки, а некоторые даже уносила. Посмотреть на это редкое зрелище сбегалась вся деревня: и стар, и млад. Люди стояли на высоком обрыве, с восхищением и некоторым страхом наблюдая, как мутная вода несется вскачь, закручиваясь в водовороты и сметая все на своем пути. А когда по речке проносились льдины и толстые пласты недотаявшего снега, мы, ребятишки, поджигали и бросали на льдины снопы сухой соломы. Особенно красочным было это зрелище по вечерам, когда огненные факелы неслись вниз по течению. Чья льдина уплывет дальше? Хвастались друг перед другом и верили: чей костер проплывет дальше, тот и жить будет дольше.

Речка детства...… Ты была для нас и морем, и Волгой, и развлечением, и источником пропитания. К сожалению, чистой и незамутненной ты осталась только в моих воспоминаниях. Став уже не просто взрослым – пожилым человеком, приезжаю в родную деревню и вижу, что речка сильно обмелела. Бочажки затянуло илом, в них не то что купаться - войти неприятно.

А ведь я еще помню одно место возле мельничной запруды, где глубина, как мы верили, достигает нескольких связанных вожжей. Именно тут, как уверяли взрослые, живет Су анасы - водяная, которая развлекается тем, что утягивает в глубину и топит детей. Во всяком случае, именно тут утонула однажды соседская девочка. Наш односельчанин Шакир-солдат, участник войны, говорил по этому поводу: “Гранату бы сюда...… Жахнуть в глубине – никакая водяная не выдержит!..” А ему на это возражали: “Ты что…... Нельзя гранату...… Без Су анасы – Матери воды речка умрет, вода сгниет…...”

Вот я и думаю – не осталась ли наша речка без Матери воды?

Рафаэль МУСТАФИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100