Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Анатолий ФОМИН: «Политическая культура вырабатывается столетиями»
Анатолий ФОМИН, председатель Центральной избирательной комиссии РТ: «Политическая культура вырабатывается столетиями»
«16 октября мы будем избирать всю местную власть, которую не избирали никогда»
Анатолий Алексеевич, в одном из интервью вы особо отметили, что впервые в Татарстане в течение почти одного года пройдут выборы на три уровня власти – исполнительный, законодательный и муниципальный. Почему вы считаете этот факт важным?
А.Ф.: В марте 2004 года мы избрали высший представительный орган власти республики - Государственный Совет, весной 2005 года Президент Татарстана был наделен полномочиями на новый срок, и в соответствии с Конституцией РТ он вместе с Госсоветом сформировал Правительство республики, а в октябре 2005 года состоятся муниципальные выборы. Таким образом, вся власть республики будет сформирована в условиях практически одинаковой политической ситуации. Все уровни республиканской власти будут работать вместе в течение 4-5 лет, надеюсь, работать будут дружно и на пользу нашего народа. Формирование власти в одних политических условиях - это очень важно для их слаженной работы. Ведь могло получиться иначе, скажем, муниципальные выборы состоялись бы через два-три года, и тогда получается, что парламент избран с одним раскладом политических сил, а местные советы – с другим. Это вряд ли способствовало бы нормальной рабочей обстановке.
На 16 октября 2005 года назначены выборы в органы местной власти – муниципалитеты. Далеко не все понимают, кого же мы будем выбирать…
А.Ф.: Мы будем избирать всю местную власть, которую не избирали никогда. Предстоящие выборы – самые масштабные из всех, которые мы проводили на территории республики. Надо подчеркнуть, что Республика Татарстан отличается от других субъектов Российской Федерации огромным количеством муниципальных образований – Госсовет республики утвердил границы и наделил статусом 999 муниципальных образований. Такого количества нет нигде, за исключением субъектов, которые значительно крупнее Татарстана, например, Московская область и Краснодарский край. Ряд субъектов федерации укрупняет муниципальные образования, объединяя их. У нас в республике к этому подошли по-другому – постарались сохранить власть в каждом поселке. Это продиктовано тем, что, как показывает практика, с уходом власти из поселка «уходят» и многие социальные объекты – медицинские пункты, школы, учреждения культуры, что ведет к вымиранию поселка. А ведь это культура народа, его корни и истоки!
Все 999 населенных пунктов называются «муниципальное образование». Единственное отличие – в их статусе. У нас в республике 43 муниципальных района – практически в границах существующих районов, 2 городских округа – Казань и Набережные Челны. На территории муниципальных районов находятся сельские муниципальные образования – со своими полномочиями. И во всех 999 муниципальных образованиях 16 октября мы будем выбирать представительную власть, то есть депутатов представительных органов муниципального образования. Депутатов у нас будет более 8 тысяч.
В отличие от ряда субъектов Российской Федерации мы не будем выбирать глав муниципальных образований, а только депутатов. В Татарстане принят другой закон, в соответствии с которым глав муниципальных образований избирают депутаты из своих рядов. Избранный таким образом глава муниципального образования на конкурсной основе заключает контракт с председателем исполнительного комитета, то есть фактически нанимает на работу руководителя исполнительной власти на определенный период с определенными полномочиями.
28 июля в республике стартовала выборная кампания. На сегодняшний день практически во всех муниципальных образованиях принято решение о проведении выборов 16 октября, опубликована схема нарезки избирательных округов. Можно с уверенностью сказать, что первая часть избирательной кампании в республике прошла организовано. Сейчас идет процесс выдвижения кандидатов.
«Представительную и исполнительную власть муниципальных образований теперь будут возглавлять два разных человека»
Какова структура формирования власти в городах и районах? Например, в Казани?
А.Ф.: Город Казань – это муниципальное образование со статусом «городской округ». 16 октября мы изберем 50 депутатов городского Совета сроком на 5 лет. На своей первой организационной сессии они из своего состава изберут главу муниципального образования, который, в свою очередь, по предложению конкурсной комиссии заключит контракт с руководителем исполнительной власти. По такой же схеме пройдут выборы и в Набережных Челнах.
Структура формирования власти в муниципальном районе иная: каждое муниципальное образование (город, поселок, деревня) делегируют по два своих депутата, в том числе главу муниципального образования, в представительный муниципальный орган власти района.
Сейчас главой представительной и исполнительной власти является один человек. А после выборов 16 октября обязательно должны быть разные люди?
А.Ф.: Обязательно будут два разных человека. В тех муниципальных образованиях, где меньше 1000 жителей, может быть один.
Как будет формироваться власть на уровне городских районов и поселков? Например, как это будет в Казани?
А.Ф.: Казань – это единое муниципальное образование. Внутренняя структура - это дело городского Совета и руководства города. Думается, что городские власти постараются сохранить «управляемость» города – без определенных структур в районах и поселках управлять миллионным городом сложно.
Выборы состоятся 16 октября 2005 года, а закон о муниципальных органах власти вступает в силу с 1 января 2006 года. Чем будут заняты депутаты в этот период?
А.Ф.: После выборов до 1 ноября должны пройти организационные сессии, должны быть избраны все 999 глав муниципальных образований. До 1 января 2006 года органы местной власти должны подготовить бюджеты и все необходимые для работы документы.
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли закон, который может по срокам отодвинуть муниципальную реформу. У нас не возникнет противоречий?
А.Ф.: Почему-то у многих людей сложилось впечатление, что этим решением муниципальная реформа откладывается, что выборов не будет. Но эта поправка касается не выборов, не формирования местных органов власти, а лишь темпов передачи полномочий, финансовых потоков и имущества от государственной власти муниципалитетам – в зависимости от степени готовности субъектов федерации к таким шагам. Я считаю, это справедливо.
В Республике Татарстан всеми органами власти проведена огромная работа по подготовке к этому сложнейшему процессу - разделу собственности, передаче полномочий и финансов. Конечно, еще далеко не все сделано. Поэтому с 1 января 2006 года, если закон депутатами Госдумы будет принят, начнется поэтапный переход к новой форме организации местной власти. И этот период может растянуться на несколько лет – до 2009 или 2010 года.
Татарстан пойдет в «первых рядах»?
А.Ф.: Насколько мне известно, Татарстан пока не собирается замедлять темпы перехода на новую систему управления. Во всяком случае, все последние действия и Президента, и Госсовета, и Правительства республики свидетельствуют об этом.
«Даже допускается вариант безальтернативных выборов»
Только что пришел вопрос от посетителя сайта:
Файзрахманов, Казань:
Коснутся ли изменения выборного законодательства муниципальных выборов в Татарстане?
А.Ф.: Изменения выборного законодательства муниципальных выборов касаются, но не кардинально. В частности, кандидата теперь можно выдвинуть только двумя способами – самовыдвижением и от политических партий. Выдвижений от трудового коллектива или от собрания по месту жительства уже нет. А политические партии будут выдвигать не список кандидатов, а отдельных кандидатов по одномандатным округам. В отдельный округ – конкретную кандидатуру. Имеют право выдвигать своих кандидатов 40 региональных отделений федеральных партий и более 200 общественных объединений.
Законодательство позволяет также не предоставлять сведения об источниках дохода и об имуществе тем кандидатам, которые выдвигаются в избирательных округах с численностью менее 5000 человек. А в Казани, Набережные Челнах и Нижнекамске кандидаты должны будут эти сведения предоставить.
Кандидат может либо формировать, либо не формировать свой избирательный фонд, если количество избирателей его округа менее 1000. Максимально допустимая сумма избирательного фонда – 200 тысяч рублей.
Явка, при которой выборы считаются состоявшимися, - 20 процентов от количества населения, достигшего избирательного возраста. Мы не упрощаем ситуацию и считаем, что необходимо провести огромную работу и по разъяснению муниципальной реформы, и по процедуре избрания муниципальных органов власти.
Выборы будут проходить в один тур – депутат определяется простым большинством голосов.
Даже допускается вариант безальтернативных выборов, но при этом кандидат, чтобы стать депутатом, должен набрать абсолютное большинство голосов – более половины. Безальтернативность выборов допускается и федеральным, и республиканским законом.
Процесс выдвижения кандидатов завершится 5 сентября в 18.00, до 11 сентября кандидаты будут зарегистрированы. Полный список кандидатов будет известен 12-13 сентября.
Регистрация будет осуществляться по двум основаниям – или сбор подписей, или внесение залога.
О каких объемах идет речь в данном случае?
А.Ф.: Если говорить о максимальных величинах, то для Казани, например, надо собрать порядка 180 подписей или внести залог в 30 тысяч рублей. Кандидатов тех партий, которые имеют фракции в Государственной Думе РФ или Госсовете РТ, избирательные комиссии должны регистрировать без сбора подписей и внесения залога. «Парламентские» партии имеют такой приоритет.
Кстати, такого количества избирательных комиссий у нас никогда не было – их будет более 4000. Все комиссии, кроме участковых, уже сформированы. Участковые комиссии будут сформированы за месяц до начала выборов.
«Отозвать «нерадивого» депутата по-прежнему нельзя»
Хотелось бы уточнить некоторые детали проведения муниципальных выборов. В частности, будет ли в бюллетенях сохранена графа «Против всех»?
А.Ф.: Новым законодательством субъектам федерации дано право самостоятельно решать «судьбу» данной графы. В Татарстане она пока остается. Во-первых, потому что выборы уже объявлены, и менять «правила игры» уже неэтично, во-вторых, избирателю надо дать возможность выразить свое отношение к кандидатам и подобным образом. Надо сказать, вопрос этой графы у нас широко даже и не обсуждался – никто не был против ее включения.
Кандидат для своей регистрации должен собрать совсем немного подписей – максимально 180. А их проверка будет проводиться целиком или выборочно? И каков барьер допустимой «выбраковки» - 10 процентов по новому или 25 процентов по старому законодательству?
А.Ф.: По решению комиссии будет проводиться проверка определенной части подписей, но главное, чтобы при этом были соблюдены равные для кандидатов условия. Нельзя допустить, чтобы у одного кандидата подписи были проверены тщательно, а у другого – формально. Мы будем смотреть за этим. Фактически в России тенденция такова: отказ в регистрации может быть только по двум основаниям – когда сокрыта непогашенная судимость или гражданство иностранного государства. Все прочие основания будут трактоваться в пользу кандидата, конечно, при условии, что им представлены все необходимые для регистрации документы.
Что касается допустимого порога «испорченных» подписей, то пока оставлено прежнее число – до 25 процентов.
Будет ли предусмотрена процедура отзыва депутата за его «неудовлетворительную» работу?
А.Ф.: Для этого должен быть соответствующий закон, а его нет – ни федерального, ни регионального. Хотя в некоторых уставах муниципальных образований есть раздел «Голосование об отзыве депутата», где записано: «В соответствии с действующим законодательством и настоящим уставом…» Но пока соответствующего «действующего» закона нет. О процедуре отзыва депутатов говорят с самого начала демократических преобразований. Обычно об этом говорят кандидаты в депутаты, а когда они становятся депутатами, говорить на эту тему перестают…
Замечу, в мире очень мало стран, где есть процедура отзыва. Эта процедура сложнее выборов! Она сложна и в правовом плане, ведь при отзыве депутата надо создать такие же условия, какие были при его выборе – при такой же явке избирателей надо набрать больший процент за отставку, чем был «за» данного кандидата. В противном случае процесс отставки погрязнет в судебных разбирательствах.
Есть ли изменения в проведении агитационной кампании? В частности, для СМИ?
А.Ф.: Агитационный период в средствах массовой информации так же начнется за месяц до дня голосования. Никаких нововведений нет, но вводится более жесткий финансовый контроль. Законодатели пытаются разграничить понятия «агитация» и «информация», но, думаю, это проблема вечная. Освещать кампанию могут все СМИ, но должны заранее оповестить о своем желании избирательные комиссии и опубликовать свои тарифы на рекламные услуги. Государственные СМИ должны будут предоставить бесплатное эфирное время или площади газет для каждого кандидата в равном объеме. Конечно, это будет сложно сделать – кандидатов в депутаты может быть порядка 25 тысяч! Мы сейчас над этим вопросом работаем.
Насколько муниципальные выборы защищены от проникновения криминалитета в органы местной власти?
А.Ф.: Действительно, в ряде городов России были попытки отдельных финансовых или криминальных групп повлиять на процесс выборов. Количество депутатов резко уменьшилось. Возможно, возникнет соблазн провести 10-15 своих депутатов и потом, допустим, блокировать решения главы муниципального образования. Никто гарантировать не может, что такого не будет. Теоретически это может быть. Я надеюсь, что избиратели разберутся в кандидатах, тем более что выбирать будут из своих же. Правда, в больших городах будет сложнее разобраться. Я считаю, что главное препятствие для проникновения криминала во власть – это наш избиратель. И информирование, но в рамках закона. Избирательные комиссии не могут принимать решение на основе недостоверных данных, так как таким способом могут бороться с соперниками.
Но шансы у криминалитета увеличились?
А.Ф.: Не могу с вами не согласиться.
«На муниципальных выборах списки избирателей будут как никогда точными»
Если гражданин не прописан в Татарстане, но живет и работает здесь, имеет ли он право принимать участие в муниципальных выборах?
А.Ф.: В выборах могут принять участие жители Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Татарстан.
Мало того, в этих выборах могут принять участие, причем и в качестве избирателей, и в качестве кандидатов, граждане четырех иностранных государств – Армении, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана. С этими странами у России подписаны соответствующие документы.
Если гражданин не прописан в Татарстане, каким образом его фамилия войдет в списки избирателей?
А.Ф.: Об этом надо позаботиться заранее – совместно с паспортно-визовой службой, избирательной комиссией и Ассоциацией национально-культурных организаций республики (АНКО РТ).
Практически каждые выборы происходят различные недоразумения со списками избирателей – кого-то не внесли, кто-то числится лишний…
А.Ф.: При проведении избирательных кампаний в любой стране вопрос составления точных списков избирателей – один из самых сложных.
В Татарстане завершена работа по созданию регистра избирателей в государственной автоматизированной системе «Выборы». Последние 6-8 месяцев ЦИК РТ совместно с Паспортно-визовой службой республики, органами внутренних дел и ЗАГСами проводила работу по уточнению списков избирателей. На 1 июля 2005 года эта работа завершена. Из списка исключены «двойники» - дважды повторяющиеся данные об одном гражданине, исключены данные, внесенные в список не по паспорту, а по иному документу. В результате, список стал короче на 6 тысяч избирателей. На этих выборах списки избирателей будут как никогда точными.
Где и когда можно проверить свою фамилию в списке избирателей?
А.Ф.: В участковых избирательных комиссиях, не позднее 25 сентября.
Какая роль отводится Центральной избирательной комиссии Татарстана в период муниципальных выборов?
А.Ф.: Каждая избирательная комиссия муниципального образования самостоятельна в принятии своих решений. ЦИК РТ осуществляет общую координацию, методическое руководство и контроль за соблюдением законодательства на всей территории Республики Татарстан. А решения избирательные комиссии принимают сами – о регистрации кандидатов, при подведении итогов выборов.
ЦИК РТ будет осуществлять также общее финансирование рекламирования выборной кампании. Надо отметить, что в нашей республике, в отличие от других субъектов федерации, финансирование выборной кампании проходит нормально.
«Депутатом Госдумы теперь может стать только партийный»
Главное изменение федерального выборного законодательства связано с введением пропорциональной системы выборов - теперь депутаты Госдумы будут избираться только по партийным спискам. Какие плюсы и минусы этой системы вы бы отметили, если сравнивать со смешанной системой выборов?
А.Ф.: По этому вопросу я могу высказать только свою личную точку зрения. Я считаю, что смешанную систему надо было использовать еще несколько избирательных циклов для того, чтобы и кандидаты, и избиратели могли ее «прочувствовать».
А вообще, оптимальных избирательных систем нет во всем мире. Каждая страна на определенном этапе своего развития принимает ту или иную систему в соответствии с политическими обстоятельствами. Когда российские инициаторы пропорциональной системы говорят о том, что в мире она широко используется, то почему-то при этом они умалчивают о том факте, что многие страны уже отказались от этой системы. Многие развитые страны, такие, как Великобритания и США, не применяют чисто пропорциональную систему.
Мы хотим очень быстро все «попробовать». И сейчас, когда еще не сложилась партийная система, вводится пропорциональная система выборов. Правда, говорят, что эта система должна подтолкнуть развитие партий. Пропорциональная система выборов проще с точки зрения организации выборов, но она сложнее для избирателей.
Если смотреть реально - смогут ли выдвинуть свои кандидатуры беспартийные граждане? Хотя норма такая записана – желающий участвовать в выборах в качестве кандидата может предложить какой-либо партии свою кандидатуру…
А.Ф.: Реально я не представляю, как это можно сделать. Такая норма внесена для того, чтобы попытаться удовлетворить тех ученых и специалистов, которые говорили, что беспартийных граждан лишили конституционного права выдвигать свою кандидатуру на выборах. Теоретически эта норма может работать, на практике – не знаю.
Ваше мнение по поводу изменения порога прохождения партий в Госдуму с 5 процентов на 7 процентов - не приведет ли это к тому, что Госдума станет еще более однополярной?
А.Ф.: Иногда этот порог воспринимают слишком упрощенно – вроде какая разница 5, 7 или 10 процентов? Казалось бы, что это игра цифрами или депутатскими мандатами. Но это не совсем так. Это сложная категория, которая должна соответствовать политической системе. Что я имею в виду? Допустим, если порог убрать совсем, то пройдут представители почти всех партий, которых у нас сегодня 40. Если при этом будет принята норма, при которой партия парламентского большинства формирует правительство страны, то для принятия решения потребуется коалиция сил. Но мы знаем, что блоки и объединения партий имеют тенденцию распадаться. С одной стороны, представлены все партии, с другой стороны, сложно будет принимать решения, так как все будут тянуть «одеяло» на себя. Если установить высокий порог, то пройдет только две партии, а по закону в Госдуме должно быть не менее трех партий.
Если посмотреть на нашу реальность, то 7 процентов – это пока самое оптимальное число. Такой процент установлен и в нашей республике. Но в дальнейшем этот процент можно менять в соответствии с расстановкой политических сил. Например, в Мосгордуме порог – 10 процентов. ЦИК России рекомендует им порог снизить, но депутаты не торопятся это сделать. Таким образом, они отсекают малочисленные партии, им проще будет формировать свое правительство и принимать решения. Но мы из истории знаем, что не всегда меньшинство бывает не правым…
При всех изменениях избирательного законодательства надо помнить, что самое главное преимущество избирательной системы – ее стабильность. Пусть плохая, но стабильность. Такой пример. Американцы с 70-го года прошлого века в Конгрессе ведут дебаты по поводу отмены системы выборщиков. Это говорит о том, что американские законодатели очень вдумчиво относятся к смене избирательной системы. Они боятся изменений. Пусть есть изъяны у действующей системы, но к ней привыкли избиратели!
По новому законодательству отменены политические объединения. Как вы прокомментируете этот факт?
А.Ф.: Я считаю это оправданным шагом, потому что возникает много коллизий между партиями, когда они приходят в Госдуму. И это объективно, так как у партий есть противоречия. Они объединялись только для прохождения в Думу, а потом их противоречия начинают преобладать.
«Нельзя допускать вакуума власти!»
Теперь определены единые дни голосования для всей России – второе воскресенье марта и второе воскресенье октября. Что это дает?
А.Ф.: Казалось бы, очень простая, импонирующая всем норма – проведение выборов в определенные дни. Преимущества есть, в первую очередь – финансовые и организационные. Но торопиться в этом вопросе не надо. Правда, законодатели нас и не особо торопят в этом плане.
Финансовые затраты здесь не самое страшное, главное – все должно быть увязано с политической системой. Что значит проводить выборы в одно время? Мне кажется, Госдума поступает не совсем логично. С одной стороны, Президенту дано право распускать местные парламенты, если они не утвердят предложенную им кандидатуру руководителя субъекта федерации. Представим, что какой-то парламент с Президентом не согласился, и его распускают. Надо проводить досрочные выборы депутатов. Когда? Ждать полгода или год – это очень много. Нельзя допускать вакуума власти! При установке единого дня голосования было бы логично введение института вице-президентства и отмена возможности досрочного роспуска парламента. Введение единого дня выборов – нормальная идея, но она должен быть увязана с другими шагами всей политической системы.
Если говорить об экономии средств, то ведь нельзя в один день проводить выборы в разные уровни власти, чтобы избиратели не запутались в бюллетенях. Какая же экономия?
А.Ф.: Действительно, когда избиратель получает много бюллетеней, ему сложно разобраться, кого и куда он избирает. Получается профанация. Поэтому федеральные законодатели ограничили количество бюллетеней – их не должно быть более четырех. Мы считаем, что все выборы совмещать в один день нельзя. Федеральные и местные выборы должны проходить в разные дни. Это и для избирателей понятней, и для кандидатов лучше – они могут баллотироваться в органы власти разного уровня.
«Женщинам в квоте отказано»
Есть несколько норм, которые предложила ЦИК РФ, но которые не поддержаны Госдумой. В частности, сохранена возможность лидерам партийных списков затем не работать в Госдуме. Как вы относитесь к тому, что партсписки и впредь будут возглавлять так называемые рекламные лидеры?
А.Ф.: С точки зрения демократии это недопустимо. Если избиратель проголосовал за партию, ориентируясь на определенные кандидатуры, то он и хотел бы их видеть в данном органе власти. Но у нас пока политика персонифицирована: политические партии мало известны населению, избиратели «распознают» их только по личностям. Наверно, пока эта норма допустима, но впоследствии от нее надо отказываться, так как она не увязывается с демократическими выборами.
ЦИК РФ предлагал ввести квоту для женщин – зарезервировать за ними не менее одной трети мест в парламенте. Это предложение тоже не прошло. А вы как относитесь к этому вопросу?
А.Ф.: Я считаю, что это была бы хорошая норма, способствующая более продуктивной работе законодательного органа. Женщины – более разумные и спокойные, при этом - менее агрессивные.
«Административный ресурс» полностью искоренить невозможно. Но действия власти должны быть ограничены и подконтрольны»
Все признают, что фальсификация итогов выборов и так называемый административный ресурс имеют место быть по всей стране, несмотря на то, что определена ответственность должностных лиц и членов избирательных комиссий за нарушения закона о выборах. Но, по мнению председателя ЦИК РФ А.Вешнякова, суды выносят слишком мягкие приговоры, а прокуратура порой необоснованно прекращает такие дела. Что будет предпринято в республике, чтобы не было возможности сфальсифицировать итоги выборов?
А.Ф.: Изживание «административного ресурса» - процесс длительный.
Я считаю, что система формирования избирательных комиссий из представителей разных партий будет способствовать нормализации вопроса. Применение ГАС «Выборы», когда итоги голосования, передаваемые по Интернету в режиме он-лайн, должны сойтись в итоге с данными протокола подсчета голосов, тоже сыграет важную роль в этом деле. При этой системе можно вносить изменения, но всякий раз надо объяснять их, и это все фиксируется.
Конечно, для того, чтобы изжить негативные моменты при проведении выборов, надо повышать и общеполитическую культуру. Репрессивные меры, полагаю, надо применять к тем, кто нарушает закон. В России уже есть такая практика, когда привлекали к уголовной ответственности, пусть и условно. В Татарстане этого не было. Я противник жестких мер, считаю, что все равно пострадают только «стрелочники». Ни один рядовой член избирательной комиссии по своей воле ничего менять не будет! Зачем ему это надо?!
Административный ресурс, наверное, полностью искоренить невозможно – действующая власть всегда будет иметь преимущество перед другими. Другое дело, ее действия должны быть ограничены и подконтрольны.
Как вы считаете, электронное голосование – панацея от фальсификации?
А.Ф.: Электронное голосование интересно, и стремиться к этому надо, но, думаю, это произойдет уже не при нашей жизни. Я считаю, что электронное голосование имеет смысл только тогда, когда применяется по всей стране. Но не все регионы имеют для этого возможности – финансовые и технические. Татарстан такую возможность имеет – у нас хорошие сети, цифровые лини связи, есть специалисты.
Но, тем не менее, экспериментально хотят провести электронные выборы в Москве и Петербурге.
А.Ф.: Наверно, электронное голосование дисциплинирует и дает возможность сравнить результаты выборов, полученные традиционным способом и электронным.
А прозрачные урны могут спасти от вбрасывания бюллетеней?
А.Ф.: Прозрачные урны, во-первых, ничего не дают с точки зрения предотвращения фальсификации, во-вторых, приводят к возникновению дополнительных проблем. В этом случае бюллетень надо помещать в конверт - для того, чтобы обеспечить тайну голосования. Но это в два раза усложняет процедуру. Дело не в том, какие урны применять, главное – политическая культура, а она вырабатывается столетиями.
«Следующие выборы Госсовета Татарстана пройдут по новому закону»
В настоящее время татарстанский закон о выборах отличается от федерального выборного законодательства. Когда будут внесены соответствующие изменения?
А.Ф.: Выборы в Госсовет РТ мы провели в строгом соответствии с федеральным законом - по смешанной системе, когда половина депутатов была избрана по одномандатным округам, половина – по партийным спискам. При проведении довыборов в случае преждевременного сложения полномочий отдельных депутатов мы используем прежний закон, так как все депутаты должны быть избраны в равных условиях по одному закону. Этот закон будет действовать до окончания полномочий действующего Государственного Совета.
По завершении выборного цикла, как правило, происходит внесение изменений в действующее избирательное законодательство. Поэтому ЦИК РФ и Госдума России соответствующие изменения и внесли.
В значительной мере переработан закон «О выборах депутатов Государственной Думы», по которому будет избрана Госдума в 2007 году. Этот закон принят, подписан и действует. С 6 августа вступили в силу изменения, которые подписал Президент России Владимир Путин. Эти изменения внесены в 13 федеральных законов.
К следующим выборам Госсовет Татарстана обязательно приведет республиканский закон о выборах в соответствие с измененным федеральным законодательством.
25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.
Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»