Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Алсу ЮСИПОВА: «Сегодня в Татарстане существует около 1400 национальных школ, в которых идет преподавание на родном языке либо его изучают в качестве обязательного предмета»
Алсу ЮСИПОВА: «Сегодня в Татарстане существует около 1400 национальных школ, в которых идет преподавание на родном языке либо его изучают в качестве обязательного предмета»
В этом году уже в шестой раз отмечается Международный день родного языка. Праздник, учрежденный в ноябре 1999 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 21 февраля в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире, прежде всего языков национальных меньшинств. По этому случаю гостями агентства «Татар-информ» стали представители Министерства образования и науки Республики Татарстан - ведущий специалист отдела развития национального образования Алсу Юсипова и начальник отдела программно-целевого управления среднего образования РТ Тамара Федорова.
Расскажите, пожалуйста, о том, как отмечается Международный день родного языка в нашей республике.
А.Ю.: В свое время в Татарстане был принят закон о праздничных и памятных днях нашей республики. Днем родного языка было объявлено 26 апреля, эту дату Министерство образования и науки РТ отмечает уже с 1992 года. Очень важно, что этот день отмечается не только как день татарского языка, но и родного языка всех национальностей, проживающих в нашей республике. Когда ЮНЕСКО приняло решение о праздновании Международного дня родного языка, мы с большим воодушевлением приняли это известие. В нашей республике мероприятия, посвященные родному языку, длятся почти два месяца – с 21 февраля по 26 апреля. За это время мы успеваем проводить встречи, конкурсы, концерты. Охватываются все школы, в которых учатся дети самых разных национальностей.
Сегодня в мире насчитывается около 5-6 тысяч языков, многим из них грозит исчезновение, хотя каждый этнос стремится сохранить свой язык. А как поставлено обучение в национальных школах и гимназиях у нас в республике?
А.Ю.: В настоящее время в Татарстане функционирует порядка 1400 национальных школ, в которых идет преподавание на родном языке либо идет его изучение в качестве обязательного предмета, это1187 татарских школ и гимназий, 145 чувашских школ, 45 - удмуртских, 22 – марийские и 4 мордовские школы. Кроме того, проходят занятия в 34 воскресных школах, где представители 22 народов мира изучают свой родной язык и культуру. Шесть видов школ функционируют равноправно. Для детей разных национальностей созданы равные условия. Если родители хотят открыть класс с обучением или изучением родного языка, вопрос рассматривается, можно в любом районе открыть школу или класс при соответствующих условиях.
Об уровне знаний учащихся национальных школ говорится немало, к примеру, татарстанская школьница стала победительницей олимпиады по удмуртскому языку и литературе в Ижевске. Правда ли, что специалисты Удмуртии обратились за помощью в Татарстан, когда решили восстановить изучение родного языка в своих школах? За учебниками и методической литературой?
Это действительно так. Мы считаем, что в нашей республике удмуртские школы получили хорошее развитие, особенно в Балтасинском и Кукморском районах, где в некоторых школах обучение идет на удмуртском языке, а в старших классах изучается удмуртская литература, история народа, география, краеведение Удмуртии. Если они у нас что-то переняли, мы только рады.
А есть ли связи между национальными школами Татарстана и соседних республик?
А.Ю.: Между нашими республиками существует не только обмен опытом, у нас очень тесное взаимодействие. В декабре прошлого года мы провели республиканские олимпиады по родным языкам – чувашскому, удмуртскому, марийскому и мордовскому. Для того, чтобы эти олимпиады прошли на должном уровне, мы пригласили ученых из этих республик, которые приехали с огромным желанием сотрудничать. Фактически, эта олимпиада превратилась в «круглый стол» по обмену опытом. Кроме того, наши школьники ездят на олимпиады к соседям и очень часто занимают там первые и вторые места.
Т.Ф.: Хочу добавить, сейчас как раз проходят республиканские олимпиады, последняя из них будет по татарскому языку для учащихся из близлежащих регионов – Чувашии, Мордовии и др. Совсем недавно у нас в Министерстве побывал мой коллега – начальник аналогичного отдела из Чувашии. Он ознакомился с нашими учебными планами и многое почерпнул для своей работы.
Расширяется ли география участников олимпиад по татарскому языку?
Т.Ф.: Да. Если раньше принимали участие школьники Чувашии, Марий Эл, Мордовии, то сегодня к нам приезжают даже из Саратова, Челябинска, словом, отовсюду, где изучается татарский язык. У нас тесные контакты с этими школами, в Министерстве существует специальный отдел по межрегиональному сотрудничеству.
Сегодня в Татарстане существует более 30 национально-культурных автономий? А как организована учеба в воскресных школах, какие именно общины изъявили желание обучить детей родному языку?
А.Ю.: У нас в республике в 34 воскресных школах изучается, как язык, так и литература 22 национальностей. Очень хочется похвалить Бугульминский район – там воскресная мордовская школа получила очень хорошее развитие. Прислала своих учащихся на республиканскую олимпиаду по мордовскому языку, они смогли на равных с учениками общеобразовательных школ принять в ней участие. В Нижнекамске существует национально-культурная автономия чувашей, сначала она открыла воскресную школу, которая вскоре переросла в чувашскую городскую гимназию №34. Не побоюсь сказать, но это, пожалуй, единственная чувашская гимназия не только у нас в Татарстане, но и в Чувашии.
Неплохо работает воскресная школа в Казани, где изучаются языки национальностей, которые проживают в столице. Здесь больший упор сделан на культуру, на взаимопонимание. Дети видят желание, стремление своих родителей изучать язык и культуру своего народа и, поэтому вместе с ними охотно занимаются. Для этого созданы все условия. В Вахитовском и Авиастроительном районах города в учреждениях образования предоставляются места для занятий. Преподавателям воскресных школ городское управление образования платит зарплату, как и другим работникам системы образования.
Нет ли претензий со стороны национально-культурных автономий: недостаточное финансирование, нехватка учебной литературы и т.п.?
А.Ю.: Если бы они не работали, претензий не было бы. Сегодня им необходима новая литература, учебники. Очень трудно достать книги для ассирийской общины или для носителей других редких языков. Грузинский, таджикский, азербайджанский и другие классы обеспечены литературой, ведь это представители бывших союзных республик.
К слову, в Казани и Набережных Челнах автономии проводят массовые праздники разных языков и разных культур. Наверное, так и воспитывается дружба, толерантность, взаимопонимание.
Т.Ф.: Свежий пример – в честь Международного дня родного языка в Набережных Челнах подготовили праздник «Радужное многообразие».
Насколько проявляется активность в организации воскресных школ самих представителей национальных общин?
А.Ю.: В первую очередь хочется поблагодарить директора центра образования «Многонациональная воскресная школа», лидера национально-культурной автономии грузин города Казани Марину Мануиловну Хухунаишвили. Она внесла огромный вклад в организацию национальных воскресных школ. Если сегодня в Казани существует такое многообразие школ и курсов для детей разных национальностей, это, несомненно, ее заслуга. Совсем недавно воскресная школа Казани отметила 10-летие. Это вылилось в огромный красочный праздник, который был организован с таким вдохновением, что дети после такого события уж точно никогда не будут думать враждебно друг о друге.
Т.Ф.: Там, где появляются воскресные школы, всегда есть личность. Можно также привести в качестве примера Приволжский район Казани – здесь очень хорошо поставлена работа по изучению чувашского языка, в чем заслуга сотрудницы Центра детского творчества Елены Токшиковой, которая сумела увлечь людей.
Как обычно отмечают в школах этот праздник родной речи?
Т.Ф.: Международный день родного языка – это только старт. Этот праздник продлится до 26 апреля. В школах республики пройдут конкурсы чтецов, сочинений. Интересные мероприятия пройдут в Набережных Челнах, в частности, лингвистическая научно-практическая конференция для учащихся общеобразовательных школ. Известная бугульминская физико-математическая школа № 2 планирует тоже провести конференцию на тему «Языки народов Татарстана – национальное достояние государства». В Казани намерены провести конкурс сочинений среди победителей олимпиады по русскому языку, посвященный Мусе Джалилю и Габдулле Тукаю, научно-практическую конференцию для учителей русского языка и др. Завершая цикл мероприятий, посвященных Дню родного языка, с 17 по 22 апреля в Казани должен пройти заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Думаю, когда в Казань со всей России съедутся лучшие из лучших, значительное количество мероприятий будут уделено именно родному языку.
Сохранение языка – это дело государства или самого этноса?
А.Ю.: Сохранение языка - это дело государства совместно с самим народом. Без помощи государства немыслимо сохранить и развивать язык.
Материал подготовил Руслан Мухамедшин.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»