news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Алексей ТИХОМИРОВ: «Есть перспектива возродить золотые времена оперы»

Алексей ТИХОМИРОВ: «Есть перспектива возродить золотые времена оперы»

5 января в Государственном большом концертном зале им. С. Сайдашева состоялась премьера «Рождественской оратории» 26,82 KbИоганна-Себастьяна Баха в исполнении симфонического оркестра и хора Казанской консерватории. Концерт завершил Международные дни музыки, приуроченные к 320-летию Баха, проходившие в Казани с 10 ноября. На следующий день после премьеры молодой певец Алексей Тихомиров, исполнивший сольные басовые партии «Рождественской оратории», принял участие в пресс-конференции в агентстве «Татар-информ».

Алексей Тихомиров - выпускник Казанской консерватории по специальности «Хоровое дирижирование». Сейчас Алексей – солист Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве, а также - столичного театра «Геликон-опера». Кроме того, в 2006 году молодой бас заканчивает Казанскую консерваторию и в качестве вокалиста.

Алексей, расскажите, пожалуйста, о работе над «Рождественской ораторией»?
Произведение исполнили студенческий хор и оркестр консерватории. Солировали тенор из Германии, а также артистки театра оперы и балета им. М. Джалиля Лилия Губайдуллина и Ирина Горбунова. Дирижировал блистательный Лео Кремер. Он показал истинно немецкую школу исполнения произведений Баха. Работать с Лео Кремером, как со специалистом, который не понаслышке знает нюансы немецкого языка, особенности немецкой музыки, для меня было очень интересно.

Я впервые пел эту ораторию, и для меня как для певца она стала большим открытием. Оратория – жанр, который в отличие от оперного пения требует другого звука, другой подачи, техника исполнения совершенно иная. Разница колоссальная, и эта «перестройка», я считаю, стала для меня чрезвычайно полезен.

Кому принадлежит идея исполнения «Рождественской оратории» и станут ли nfrbt концерты рождественской традицией в Казани, как, например, в Европе?
Идея этого проекта принадлежит ректору Казанской консерватории Рубину Абдуллину. Сейчас трудно сказать, будет ли произведение исполняться в Казани каждое Рождество, но я уверен, что творческий союз нашей консерватории с Лео Кремером будет с каждым годом развиваться и крепнуть.

Как вы, человек, близко знакомый с творческим коллективом консерватории, оцениваете художественный уровень выступления?
Действительно, я очень хорошо знаю хор консерватории, ведь сам являюсь выпускником отделения хорового дирижирования. Я прекрасно знаю художественного руководителя хора Владислава Георгиевича Лукьянова.

По моему мнению, хор пел прекрасно и показал образец идеальной студенческой дисциплины: во время выступления работает каждый, каждый выкладывается. Проделана колоссальная работа по подготовке этого выступления, учтены все штрихи, нюансы музыки.

Студенческий симфонический оркестр также оказался на высоте. Им пришлось нелегко, так как до этого они готовили спектакль «Дитя и волшебство» Равеля. Сложнейшее произведение - «Рождественскую ораторию» - им пришлось выучить в кратчайшие сроки.

Хотелось бы отметить, что наша консерватория показывает себя на должной высоте, преподаватели работают со студентами очень продуктивно. Об этом свидетельствует тот факт, что выпускники Казанской консерватории работают как в казанском, так и во многих столичных театрах.

В Центре оперного пения Галины Вишневской, солистом которого вы являетесь, процесс обучения проходит параллельно со сценической деятельностью. Как вы оцениваете такую форму обучения?

На западе подобная форма обучения очень распространена. Солистам, уже имеющим опыт выступления на оперной сцене, очень полезны стажировки, организуемые такими центрами.

Центр оперного пения Галины Вишневской – это колоссальная возможность для молодых российских певцов утвердиться в профессии и попробовать себя на главных ролях. Студенту или молодому выпускнику не сразу дадут главные партии в оперном театре, это очень длительный процесс. А Галина Вишневская дает молодым вокалистам шанс проявить себя на сцене сразу в главных партиях, ведь Центр оперного пения ведет театральную деятельность – мы даем в неделю по два спектакля.

На мастер-классы Галина Вишневская приглашает педагогов, представляющих разные музыкальные школы и направления, из Италии, США и других стран. Для постановки спектаклей приглашаются интересные дирижеры и режиссеры. Мы изучаем иностранные языки – французский, итальянский. Кроме занятий вокалом идет работа над актерским мастерством, хореографией.

Коллектив центра много гастролирует. Мы выступали во многих странах Европы и в России. Особо запомнился концерт 8 мая в Берлине, посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Мы исполнили песни фронтовых бригад. В годы войны Дмитрий Шостакович сделал переложение симфонических произведений для скрипки и виолончели, чтобы их можно было исполнять в «полевых условиях». Мы спели те же песни под тот же аккомпанемент.

29,23 KbРасскажите, какая она в жизни – звезда мирового масштаба, великая певица Галина Вишневская?
Это замечательный человек. Живая легенда. Галина Вишневская – это синтез человека старой закалки, которая совсем еще девочкой прошла Ленинградскую блокаду, и блистательной актрисы, величины мирового уровня. Она не заявляет о себе как звезда и не требует, чтобы перед ней распахивали двери, но когда она входит, это чувствуешь уже спиной.

В учебном процессе Галина Павловна требовательная, строгая. Иногда в требовании максимально выразить то, что хотел композитор, она бывает педантична. Помимо педагога по специальности, а мой педагог - Анна Белоусова, уроки вокального мастерства у каждого из солистов Центра оперного пения Галина Павловна ведет сама. Я счастлив, что попал в руки этих педагогов, они их тех, на которых смотришь и хочется работать. Их окружает аура, побуждающая к творчеству.

Кроме того, Галина Павловна - неутомимый человек. Она присутствует на каждой репетиции, каждом прогоне и каждому из солистов высказывает замечания, пожелания. Колоссальная работоспособность присуща и ее супругу Мстиславу Ростроповичу, у которого каждый час расписан. Мы очень счастливы, что такие величины оперного искусства для нас досягаемы, что мы можем перенять их опыт. Галина Вишневская и сама говорит солистам центра, что стремится передать, «вернуть» молодым певцам то богатство, которое она сама «впитала», работая в Большом театре с такими мэтрами, как Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.

Какие у вас творческие планы на 2006 год?
Я участвую в ряде спектаклей в Центре оперного пения Галины Вишневской - это «Руслан и Людмила» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди, «Фауст» Шарля Гуно, комический спектакль «Вампука» Владимира Эренберга. Сейчас готовится «Иоланта» Чайковского, премьера спектакля состоится в марте. Я буду исполнять партию короля Рене.

14 февраля в музее Федора Шаляпина в Москве я буду участвовать в концерте, посвященном дню рождения великого певца.

Также предстоит большая гастрольная деятельность с Центром оперного пения: запланированы концерты в городах ЮАР, Ницце, Баден-Бадене, Амстердаме, Владивостоке, Астрахани.

Намерены ли вы порадовать своими выступлениями и казанскую публику?
В начале мая студенты выпускного курса Казанской консерватории представят спектакль «Фауст». В нем я исполню партию Мефистофеля.

Вы также являетесь солистом театра «Геликон-опера», какие проекты вы осуществите с этим театром? 28,12 Kb
В этом году театр будет очень активно гастролировать по всему миру. Это связано с тем, что здание «Геликон-опера» закроется на реконструкцию: будет обновлена и оборудована по последнему слову техники сцена, увеличен зрительный зал. К сожалению, в связи с выпускными экзаменами в Казанской консерватории и деятельностью в центре оперного пения, я принять участие в гастролях не смогу.

Расскажите, как вы изучаете партию, работаете над ролью?
Последняя моя работа – партия Мефистофеля в «Фаусте» в Центре оперного пения. Это очень многогранная роль, и работа над ней была очень интересна. С Галиной Вишневской мы обсуждали, каким должен быть наш Мефистофель. По поводу этого героя существует стереотип: все привыкли к образу со страшными глазами, бородой, рогами. Галина Павловна натолкнула меня на осмысление Мефистофеля как персонажа, который живет среди нас, которого мы видим каждый день, но не замечаем его, потому что он такой же, как все люди, внешне похож на нас. Для спектакля мы сделали грим, лишенный дьявольских черт, но костюм Мефистофеля мы оставили традиционным. В спектакле я появляюсь перед Фаустом в шляпе с пером. В момент, когда Фауст превращается из старика в молодого юношу, я срываю шляпу и становлюсь таким же молодым, как он. Этим заканчивается пролог.

Безусловно, готовя роль, нужно читать много литературы, смотреть очерки мэтров, когда-либо исполнявших эту роль. Необходимо сравнивать разные исполнения, почерпывать что-то полезное для себя, но не копировать. Стараясь приблизится к идеалу, легко переступить грань и начать копировать. Это сразу заметно публике и вызывает ее недоумение. Вначале лучше выучить материал по-своему, а затем посмотреть, как это делают другие.

А какие голоса для вас являются эталоном, соблазнительны для копирования?
Для меня очень ценно творческое наследие корифеев Большого театра. Я поклонник Ивана Петрова (Краузе). Для меня его мягкость, благородство, мудрость в звуке - это идеал басового звучания. Иван Петров проработал в Большом театре 27 лет. Разные бывают солисты. Кто-то приобретает в мире оперного искусства образ скандального человека, кто-то - отстраненного, созерцательного. А бывают люди с большой душой. Иван Краузе - из таких. Вспоминая его, все улыбаются, любое высказывание о нем на протяжении всей его жизни – всегда положительное. Он является не только мастером оперного пения, но и мастером человеческой души.

Не возникает ли у вас впечатления, что оперное и балетное искусство стало элитарным, от него отлучены массы?
В этом вопросе я не могу с вами согласиться. Мне кажется, сейчас наоборот настал момент, когда слушатель требует не просто развлекательного исполнения, шоу. Появилась потребность в духовном, эстетическом удовольствии. Это очень отрадно. В Москве зрительные залы на спектаклях полностью забиты. В театр ходят не только пожилые поклонники оперы, но молодежь. Мы восстанавливаем культурные ценности, и есть перспектива возродить золотые времена оперы.

Беседовала Диляра РАХИМОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100