news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Алексей КОЗЛОВ: «Меня до сих пор считают предателем традиционного американского джаза»

В агентстве «Татар-информ» состоялась on-line-конференция с участником I международного литературно-музыкального фестиваля «Аксенов-фест», известным джазменом Алексеем Козловым. Он родился в Москве, окончил Московский архитектурный институт. Начиная с 1957 Козлов руководил собственными джазовыми комбо, принимал активное участие в создании джаз-клубов в Москве. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. В 1973 году А. Козлов создал ансамбль «Арсенал», заложивший основы отечественного джаз-рока. С 1986 года Алексей Козлов ведет журналистско-публицистическую деятельность по пропаганде джаза и рок-музыки в СССР. В 1999 году он создал новый состав группы «Арсенал». Личность Алексея Козлова, как типичного представителя культурного андеграунда сталинско-брежневских времен, представлена в ряде отечественных и зарубежных изданий, в том числе в романе писателя Василия Аксенова «Ожог». Беседу вела Ляйсан Абдуллина.

Известно, что у вас с Казанью давние, дружественные отношения. На ваш взгляд, изменился ли город за последнее время?
А.К.: Город очень изменился. Я давно не был в Казани, хотя в советские времена я бывал здесь каждый год. Помню, что в 70-е годы я приезжал в столицу Татарстана на джазовый фестиваль. Казань, еще с советских времен, считается джазовым городом, ведь не зря здесь обосновался в свое время оркестр Олега Лундстрема. Здесь очень хорошие джазовые традиции. Позднее, в 1973 году, я познакомился в Москве с дочерью татарского классика Абдурахмана Абсалямова. Их семья, которая здесь живет, мои самые близкие люди, и Казань, можно сказать, мой родной город. Так что я рад, что нашелся повод сюда приехать.

Как вы отнеслись к идее проведения в Казани фестиваля «Аксенов-фест»?
А.К.: Очень хорошо, мы с Василием Аксеновым давние друзья. Как только он сказал, что будет в Казани такое мероприятие, то я без вопросов согласился. Во время фестиваля я буду аккомпанировать Василию Аксенову, когда он будет читать свои стихи. Главное - отдать дань уважения нашему замечательному писателю.

Благодаря вам в советском джазе появилось такое направление как джаз-рок. На кого ориентировались вы, когда начинали дело своей жизни?
А.К.: Моя джазовая жизнь началась с традиционного американского джаза. В 1971 году у меня украли саксофон, и я некоторое время не мог достать этот инструмент. Я оказался в бездействии и тут я открыл для себя рок-музыку. Я стал ходить по всяким подпольным квартирам, стал слушать эту музыку и открыл для себя джаз-рок. Я решил, что все, что именно это выход из положения. Играть американский джаз бесполезно, ведь лучше уже не сыграть. А в стиле джаз-рок можно все сделать по-своему, там можно сплавлять все виды музыки. Это меня натолкнуло на мысль создать первый в стране джаз-рок ансамбль, причем это было в те времена, когда многое было под запретом. Не успев начать выступать, мы тут же попали под наблюдение КГБ, так как с одной стороны мы играем джаз-рок, кроме того, мы были еще и хиппи. Нас начали вызывать на допросы, шантажировать. Мы четыре года сидели в подполье, пока нам не разрешили работать в Калининградской области. Вот это направление джаз-рок, оно пошло с нашего ансамбля «Арсенал».

Вы не боялись таким образом потерять часть аудитории, которые являлись поклонниками традиционного джаза?
А.К.: Я об этом не думал, хотя точно знал, что от меня отвернутся все мои старые поклонники, так оно и произошло. Меня до сих пор некоторые считают предателем традиционного американского джаза. Но, меня это не остановило, так как я понял, что иначе я уже не смогу.

Джаз – олицетворение внутренней свободы. Возможно, в свое время для вас это был некий протест против советского строя. С чем вам сегодня приходиться бороться?
А.К.: По сути, я никогда не боролся. Свобода внутренняя – это ощущение, что ты не можешь иначе. Не потому что я назло хочу что-то сделать, а просто иначе я не могу. Даже зная, что мне это ничего хорошего не даст, а так оно и было всегда, это все равно не останавливало. Я джазменом родился и это я почувствовал, когда был еще пионером. Все пели пионерские песни, а я не мог петь, как все в этой толпе, и придумал выход: попросился играть на барабане. Мне тогда было 10 лет. Это свойственно джазовому человеку – индивидуализм, неспособность и нежелание приспосабливаться. Поэтому меня не приняли в комсомол, я был один на весь класс такой, а это грозило тем, что после окончания школы меня не примут ни в один институт, а я тогда хотел в архитектурный вуз. У меня было безнадежное положение. И тут мне повезло – умирает Сталин. Его не стало 5 марта, а в июне я должен был закончить школу. Мой отец дал мне мудрый совет. Дело в том, что когда не стало Ленина, то всех приняли в ряды большевиков – в ленинский набор, и тут был тоже сталинский набор в комсомол. Я подал заявку в этот сталинский набор, помню, как меня принимали в маленькой пионерской комнате в школе, как комсомольские руководители с кривой усмешкой меня поздравляли. В школу я ходил, будучи стилягой, не переодевался в школьную форму, приходил на уроки в узких брюках, длинном пиджаке, с волосами «под тарзана». Все были в шоке от меня тогда. Да, это бы мой протест, но он был только на почве любви к джазу. У меня была коллекция джазовых пластинок, а мне везде говорили - в школе, дома, в газетах писали, что джаз - это вражеское искусство, уродливая музыка. А я обожал джаз, никто мне не мог доказать, что эта прекрасная музыка может быть плохой. Я просто понял, что взрослые все вруны, поэтому замкнулся и стал настоящим диссидентом.

Расскажите о вашей гастрольной деятельности, где вы еще планируете выступить?
А.К.: Гастрольная деятельность, конечно, может быть, даже к счастью для меня свернулась. Раньше я большую часть жизни проводил в самолетах, поездах, гостиницах. Сейчас я более свободен. Создал свой персональный сайт, где есть все про группу «Арсенал», а также есть райдеры и мы этим пользуемся. Мы ездим на гастроли, но не часто, когда приглашают. Когда выполняются наши финансовые условия, то мы с удовольствием едем. В основном мы бываем в крупных российских городах. Часто мы ездим на Украину, так как в советские времена мы проводили там по полгода, там очень квалифицированный, понимающий слушатель. Сейчас группа «Арсенал» почти не выезжает за рубеж, нам невыгодно туда ездить, так как там мы не так популярны, как в России.

Вы самостоятельно создали два своих сайта. Ведь это кропотливый труд, требующий определенных знаний. Как вам это удалось сделать?
А.К.: Я один из первых пользователей компьютера в Советском Союзе и музыкальных программ. Приобрел самый примитивный компьютер и начал на нем работать, сочинять музыку. Как только появился интернет, тогда можно было туда попасть только через телефон, то сейчас я без него, как без рук. На одном из сайтов представлена целая музыкальная лаборатория, куда я напихал кучу книг, а второй сайт посвящен группе «Арсенал», где можно послушать наши композиции и даже посмотреть видео.

Материал подготовила Люция Камалова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400