news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Алексей КАЗАКОВ: «Сегодня невозможно регулировать алкогольный рынок только на федеральном уровне!»

Алексей КАЗАКОВ, начальником Госалкогольинспекции РТ: «Сегодня невозможно регулировать алкогольный рынок только на федеральном уровне!»

22,64 Kb«С 1 января 2006 года на алкогольном рынке страны произойдут серьезные изменения»

Алексей Николаевич, за это лето для Госалкогольинспекции РТ многое изменилось – и функции новые появились, и федеральное «алкогольное» законодательство поменялось в корне. В связи с этим изменилось ли название вашего ведомства?
А.К.: Краткое название осталось прежним – Госалкогольинспекция РТ, а полное название теперь будет другим – Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей. Указ Президента Татарстана и новое Положение о Госалкогольинспекции РТ подписаны в конце июля этого года.

Что изменится с вводом в действие нового законодательства о госрегулировании оборота и производства алкоголя?
А.К.: С 1 января 2006 года произойдут серьезные изменения в регулировании алкогольного рынка.

Во-первых, отменяется система акцизных складов, через которые сейчас производители и оптовые поставщики пропускают всю свою алкогольную продукцию. В связи с этим отменяется региональная специальная марка, которая наклеивалась на акцизных складах.

Во-вторых, вводится дополнительное ограничение по размеру оплаченного уставного фонда. Для организаций, осуществляющих производство и оптовый оборот этилового спирта, а также алкогольной продукции крепостью более 15 процентов он должен быть не менее 10 миллионов рублей. Для предприятий, производящих водку, уставный фонд должен быть не менее 50 миллионов рублей.

В-третьих, меняется размер лицензионных сборов. Если сегодня производители спирта и алкогольной продукции оплачивают ежегодно по 50 тысяч рублей, то по новому закону вводится единовременный лицензионный сбор - 3 миллиона рублей. Для производителей вина, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, а также для оптовиков лицензионный сбор составит 250 тысяч рублей. При этом лицензия выдается не более чем на 5 лет. Но если сегодня предприятие берет лицензию на каждое свое структурное подразделение, то по новому закону ему достаточно одной лицензии на все. При этом адреса подразделений должны быть указаны в лицензии.

В-четвертых, отменяется ежегодная плата за обследование предприятия на соответствие лицензионным требованиям. Сегодня она составляет 5 тысяч рублей.

В-пятых, отменяются квоты на спирт, ограничений в его использовании не будет, но сохраняется система уведомления, то есть производитель обязан сообщить в соответствующий федеральный орган, какой объем спирта запущен в производство. Это уведомление будет являться документом, подтверждающим легальность перемещения спирта по территории России.

В-шестых, отменяется регистрация вновь выпускаемой продукции. Сегодня же все новые алкогольные изделия регистрируются и заносятся в специальный реестр Министерства сельского хозяйства РФ.

В-седьмых, вводится обязательная предварительная оплата поставленной алкогольной продукции, то есть и оптовый, и розничный продавец будут обязаны сразу оплатить всю партию алкоголя, взятую на реализацию.

С 1 июля 2006 года отменяется институт аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания. Отменится и лицензирование экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но вводится лицензирование оптовых поставок спиртосодержащей непищевой продукции.

Каким образом будет осуществляться государственный контроль производства и оборота алкоголя?
А.К.: Для сохранения системы государственного контроля законом предусмотрено введение с 1 июля 2006 года единой государственной автоматизированной информационной системы - для контроля объемов производства и оптового оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Каждая выпускаемая бутылка алкоголя будет учтена, для чего вводится единая федеральная марка со штрих-кодом. Для осуществления такого контроля необходимо оборудование, программное обеспечение, нужно напечатать новую акцизную марку, на все это нужны средства. Но пока нет даже положения об автоматизированной системе контроля. С 1 января 2006 года закон начинает действовать, а уже с 1 июля 2006 года будет запрещена реализация алкогольной продукции, не зарегистрированной в указанной системе. Механизм реализации закона – вопрос пока открытый.

Какое время отводится на реализацию алкоголя, произведенного до принятия закона?
А.К.: Продукция, выпущенная или отгруженная до 1 января 2006 года, будет находиться в режиме акцизного склада до завершения её реализации, то есть на нее в полном объеме будет распространяться нынешний закон.

«Потребитель получит расширение ассортимента алкогольной продукции и…увеличение25,85 Kb вероятности отравиться спиртным»

Акцизные склады создали совсем недавно – года два назад. Кому они помешали? Кому выгодна их ликвидация?
А.К.: Их ликвидация выгодна производителям – сокращается время прохождения продукции до розничных предприятий, расширяется сфера ее распространения. Сегодня, чтобы поставить алкогольную продукцию в какой-либо регион, надо на его территории пройти дополнительную проверку на качество и легальность продукции. По новому закону все это отменяется – получив лицензию, производитель сможет поставлять свою продукцию в любой регион без препятствий.

А что при этом получает потребитель?
А.К.: Потребитель получит расширение ассортимента. Но, с другой стороны, качество алкогольной продукции станет неизвестным. Сегодня каждая партия ввозимого в Татарстан алкоголя проверяется нами на качество. По новому закону за качество целиком и полностью будет отвечать производитель. Но ведь производитель и сегодня отвечает за качество своей продукции! Тем не менее, при проверке оказывается, что огромное количество легальной продукции является некачественной. К примеру, за 2004 год нами выявлено более 100 тысяч декалитров некачественного алкоголя - это колонна «КАМАЗов» из 280 автомобилей! С нового года регионального контроля не будет, и вся некачественная продукция окажется в желудке потребителя.

Закон направлен на то, чтобы вытеснить с рынка мелких производителей алкоголя. Качество продукции от этого повысится?
А.К.: И маленький завод, оснащенный технологическим оборудованием, вполне может обеспечить выпуск качественной продукции. Дело не в масштабе предприятия, а в том, что сегодня в России мощности заводов, производящих алкоголь, в разы больше, чем потребности в этой продукции. Отсюда – борьба за рынок сбыта. Закон направлен против небольших региональных предприятий, это закон «на выживание». Освободившееся место на рынке займут крупные российские производители.

Какие шансы выжить у предприятий республики, производящих алкогольную продукцию?
А.К.: Для большинства производителей алкоголя бремя нового закон будет ощутимым. Кто-то будет вынужден свернуть производство. А для «Татспиртпрома» складывается выгодная ситуация, так как сегодня это крупное предприятие. Все его спиртовые и ликероводочные заводы не имеют статуса юридического лица, а являются филиалами. Поэтому все требования нового закона к размеру уставного капитала и лицензионного сбора для него не составляют проблему. Проблема у «Татспиртпрома» в другом – в конкуренции с ввозимой алкогольной продукцией. Придется поработать над качеством продукции и раскруткой своих брэндов.

Наличие региональной марки использовалось для сдерживания притока «чужого» алкоголя?
А.К.: В последние годы у нас не существует ограничений на ввоз алкоголя. Просто происходит приспособление оптовиков к потребностям рынка. Сегодня увеличился спрос на винодельческую продукцию, которую они в основном ввозят, а «Татспиртпром» выпускает ее очень мало. Года 3-4 назад ввозимая алкогольная продукция занимала у нас 8-11 процентов рынка, а сегодня - 35.

«Победить «теневой» оборот алкоголя можно только одним путем - введением единого акциза на весь спирт»

30,6 KbДекларируется, что новый закон призван спасти бюджет, поборов «теневой» оборот алкоголя, 50 процентов которого составляют неучтенные партии алкогольной продукции вполне легальных предприятий. Так ли это?
А.К.: Новый закон делает ставку на введение единой автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции. Но это касается только того продукта, который производитель зарегистрирует. А что не зарегистрирует, то опять уйдет в «теневой» оборот. Из центра все проконтролировать не получится, а регионам подконтрольна только розница. Если у регионов - у розничных продавцов и контролирующих органов - не будет доступа к общероссийской информационной базе данных, то нелегальный оборот никто не отследит. Новым законом не установлен порядок введения в общероссийскую автоматизированную систему учета информации о розничном обороте, что не дает возможности сопоставлять сведений об обороте алкогольной продукции в оптовом звене и в розничной торговле. Это разрывает цепочку контроля и не обеспечивает полноту учета алкогольной продукции.

Сокращение числа мелких предприятий позволит уменьшить «теневой» оборот алкоголя?
А.К.: Но укрупнение предприятий не означает, что на них ликвидируется «теневой» оборот алкоголя. Тот, кто производил «левый» продукт, так и будет его производить. Причем, в конкуренции между производителями такие предприятия будут иметь преимущества: раз они уходят от налогов, то их продукция будет дешевле.

А вообще можно ликвидировать нелегальный оборот алкоголя?
А.К.: Победить «теневой» оборот алкоголя можно только одним путем - введением единого акциза на весь спирт. Сегодня спирт для производства медицинских изделий, парфюмерно-косметической, бытовой спиртосодержащей продукции акцизом не облагается. Это и является «лазейкой» для нелегального производства и оборота алкоголя. Но против введения акцизных сборов на весь спирт выступают парфюмеры, производители бытовой химии, мотивируя это тем, что может «взлететь» стоимость их товаров, и тогда они не выдержат конкуренции с аналогичными импортными изделиями. Новый закон сократил список безакцизных производств, но «лазейка» все равно осталась – спирт медицинского и парфюмерно-косметического назначения.

«Функции контроля производства и оборота алкоголя регионам оставлены, только выполнить их теперь будет сложно»

Регионы лишены права контроля ввозимой алкогольной продукции. А кто будет выявлять нелегальную - не зарегистрированную - продукцию?
А.К.: Государственный контроль производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за регионами остается, но усложняется механизм осуществления этих функций. В нашей республике система контроля разработана и действует. Но с отменой акцизных складов встает вопрос – как контролировать ввозимую продукцию? Над решением этой проблемы мы сейчас думаем. Если сегодня не предпринять меры, обеспечивающие контроль ввозимой продукции, то может вернуться ситуация 1995-1996 годов, когда в розницу попадал алкоголь очень сомнительного качества.

Но прежнего тотального контроля ввозимого алкоголя уже не будет?
А.К.: По новому закону тотальной проверке ввозимый алкоголь уже не подлежит. Для проверки нужен повод, который вообще-то найти не сложно. Но ведь внесли изменения и в ряд других законов – по защите прав предпринимателей, например. Согласно этим изменениям контролирующие органы не имеют права подвергать проверке частных предпринимателей чаще одного раза в 2 года, в том числе и по лицензируемым видам деятельности.

Зато регионам отдан контроль всей розничной реализации алкоголя.
А.К.: Здесь регионы могут устанавливать свои правила. Субъектам федерации разрешено вводить декларирование розничной продажи. Кстати, в Татарстане декларирование ведется уже 10 лет.

Какие нововведения закона коснутся розничной реализации алкоголя?
А.К.: Для розницы тоже вводится требование уставного капитала, размер которого устанавливают регионы, но в пределах 1 миллиона рублей. Это требование не распространяется на предприятия общественного питания.

С 1 июля 2006 года лишаются права заниматься розничной продажей алкогольной продукции индивидуальные предприниматели. Сегодня у нас порядка 47 процентов рынка розничной торговли алкоголя занимают магазины индивидуальных предпринимателей. Завтра это соотношение должно измениться. Но все они имеют право, время и возможность зарегистрировать ООО, то есть юридическое лицо. Конечно, для этого надо изыскать капитал. Они могут пойти и по пути объединения – взять лицензию на одно предприятие, а остальные точки продажи будут в качестве его филиалов. Закон это допускает.

Розницу коснется и запрет на реализацию без 100-процентной предоплаты. Если сегодня у оптовика партию алкоголя можно взять без предварительной оплаты, а расплатиться после ее реализации, то новый закон запрещает это.

Вводится требование о наличии не контрольно-кассовых аппаратов, а контрольно-кассовой техники, имеющей фискальную память.

Внесены дополнения в перечень объектов, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Из этого перечня исключены культовые здания. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции крепостью свыше 15 процентов распространяется только на определенную категорию объектов, которые являются местом массового скопления людей и источником повышенной опасности, в том числе вокзалы, аэропорты и т.п. Запрет распространяется и на прилегающие к таким объектам территории.

«Цену на алкоголь будет диктовать потребительский спрос и… акцизные ставки»

Изменения законодательства повлекут за собой изменение цен на алкогольную продукцию?
А.К.: В новом законе исключили пункт «Установление минимальных цен». До этого Правительство РФ имело право устанавливать минимальные отпускные, оптовые и розничные цены, ниже которых производители и оптовики не могли опускаться. Минимальный размер определялся себестоимостью продукта плюс налоги. А сегодня на цены алкогольной продукции нет никаких ограничений. Правда, в новом законе за Правительством остается право регулирования цен, хотя не прописан механизм его реализации. Цены будет регулировать потребительский спрос, розничная торговля. Даже на один и тот же вид продукции одного производителя в разных местах ее реализации цена может значительно отличаться.

В то же время, с 1 января 2006 года увеличатся акцизные ставки на алкогольную продукцию: на спирт – на 10 процентов, на алкогольную продукцию – в среднем на 9 процентов. На сухие вина и шампанское акцизные ставки не изменятся, а вот на крепленые вина ставки повысятся на 18 процентов. Значит, и цены вырастут

настолько же.

«А в спиртосодержащие товары «двойного назначения» будут вводить добавки, вызывающие тошноту…»

Защитит ли закон от товаров «двойного назначения»?
А.К.: Не на все 100 процентов, но какой-то барьер поставлен будет. С 1 января 2006 года станет экономически невыгодно производить спиртосодержащую продукцию «двойного назначения», так как она будет облагаться акцизом в размере, соответствующем размеру акциза на водку. Однако лекарственные средства по-прежнему акцизом облагаться не будут.

Во-вторых, введены новые денатурирующие добавки – керосин или бензин, битрекс, который вызывает рвоту, и кротоновый альдегид, имеющий резкий запах. Диэтилфталат из этого списка исключен. Кроме того, на лицевой стороне этикеток спиртосодержащей непищевой продукции должна содержаться информация о недопустимости использования ее в пищевых целях. При этом вместо слов «этиловый спирт» должно использоваться слово « денатурат». Эта информация должна занимать не менее 10 процентов площади этикетки, за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции.

В-третьих, оптовики спиртосодержащей продукции должны будут иметь лицензию и отчитываться о своей деятельности перед единой информационной системой учета.

«80 процентов акцизных сборов скоро будут уходить в федеральный бюджет»23 Kb

Закон вводит перераспределение акцизных сборов. Сколько будет перечисляться в федеральный центр, сколько оставаться в регионах?
А.К.: Акцизные сборы с производства спирта 50 на 50 – так было, так и останется. От производства алкогольной продукции сейчас 20 процентов остается в том регионе, на территории которого располагается это производство, а 80 процентов – в регионе реализации продукции. По новому закону 20 процентов акциза будет идти в региональный бюджет, а 80 процентов – в федеральный. Эти 80 процентов затем будут делить между регионами пропорционально тому уровню сбора акциза, который был в 2004 году. Доля нашей республики – 5,14 процента. Таким образом, в 2006 году нашей республике будет причитаться 5,14 процента всех акцизных сборов, поступивших в федеральный бюджет за 2004 год.

Так будет всегда или только в некий переходный период к новому закону?
А.К.: Что будет потом – решат депутаты. Если сохранится эта система распределения, то регионы в 2006 году получат свою долю в соответствии со сборами 2005 года и так далее. Но надо принимать во внимание тот факт, что в 2004 и 2005 годах регионы были заинтересованы в сборе акциза, а с 2006 года – нет. Сколько всего будет собрано по стране, будет зависеть от работы всех и каждого региона.

Сможет ли закон снизить уровень коррупции?
А.К.: В законе еще много «белых пятен», и говорить об его эффективности пока трудно.

Многие федеральные законы последнего времени оказываются не совсем продуманными. Как вы считаете, новые «алкогольные» законы долго продержатся без изменения?
А.К.: Конечно, этот закон не совершенен. Его принятие откладывали четыре года – рассматривали, вносили поправки, а приняли все равно впопыхах. Думаю, закон продержится максимум два года, а потом надо будет вносить серьезные коррективы. Сегодня невозможно регулировать алкогольный рынок только на федеральном уровне!

«Никто не запрещал регионам заниматься защитой потребительских прав своих граждан»

У Госалкогольинспекции Татарстана появилась новая функция - защита прав потребителей. Каков механизм реализации этой функции? Как вы будете делить полномочия с Роспотребнадзором РФ по РТ, в функции которого и входит защита прав потребителей?
А.К.: Действительно, защита прав потребителей теперь является прерогативой федерального центра, но никто не запрещал регионам заниматься защитой потребительских прав своих граждан через соответствующие программы, принимаемые на уровне руководителей регионов.

Госалкогольинспекции РТ вменяется в обязанность реализация мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений. При выявлении недостатков мы имеем право представить материалы в соответствующие контролирующие или правоохранительные органы. Мы будем заниматься претензиями потребителей, информировать их через СМИ.

С Роспотребнадзором мы обговорили механизм взаимодействия: совместно организуем общий пункт приема жалоб потребителей, совместно проводим по ним проверки, а меры административного воздействия к недобросовестным поставщикам товаров и услуг будет применять Роспотребнадзор, который по закону имеет на это право.

24,59 KbРеспубликанская структура Госалкогольинспекции будет задействована для защиты прав потребителей?
А.К.: У нас семь территориальных органов – в Казани, в Зеленодольске, в Арске, в Нижнекамске, в Набережных Челнах, в Альметьевске и в Чистополе. Все они будут задействованы и в сфере защиты прав потребителей.

Ваш штат изменяется?
А.К.: Штат увеличился на 100 человек из числа сотрудников районных отделов Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. В каждом районе республики теперь будет специалист по защите прав потребителей, имеющий необходимое оборудование – телефон «горячей» линии, компьютер с подключением к серверу Госалкогольинспекции РТ. В наших территориальных органах будут созданы специальные отделы по защите прав потребителей. Все данные о производителях товаров и услуг, продавцах будет аккумулироваться, на основании чего можно будет проводить анализ качества товаров и услуг. Информация о них будет доводиться до потребителей, для чего скоро будет создан специальный сайт. Там будут размещены правовая база, консультации, ответы на вопросы. Сегодня любой район, практически любая школа республики имеют доступ в Интернет, поэтому мы будем активно использовать это средство массовой информации.


25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.


Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.

 

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2