news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Алексей КАЗАКОВ: «Наша главная задача - расширить кругозор знаний потребителей»

Алексей КАЗАКОВ: «Наша главная задача - расширить кругозор знаний потребителей»

24,15 Kb18 ноября в агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная Неделе качества, состоявшейся в Казани 14-17 ноября. Во встрече с журналистами приняли участие начальник Госалкогольинспекции РТ Алексей Казаков, заместитель начальника Госалкогольинспекции РТ по вопросам обеспечения защиты прав потребителей Фаннур Хамматов, председатель Комитета по защите прав потребителей Казани Рустем Арсланов и генеральный директор Центра потребительской информации Альфинур Латыпова. Беседу вел корреспондент агентства Анвар Мингазов.

Алексей Николаевич, как известно, Госалкогольинспекция РТ выступила одним из основных организаторов Недели качества в Казани. С чем это связано?
А.К.: На Госалкогольинспекцию РТ возложены функции по предупреждению нарушений на потребительском рынке. Новые обязанности у инспекции появились с административной реформой в РФ и закреплены Указом Президента Татарстана и Постановлением Кабинета Министров РТ №391 от 5 августа 2005 года. В рамках реализации новых функций в Госалкогольинспекции создан отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке. Во всех городах и районах Татарстана работают специалисты территориальных органов инспекции, которые готовы всегда компетентно ответить на вопросы граждан в области соблюдения прав потребителей. Всего в структуре инспекции 7 территориальных органов, в каждом из которых объединяется от 4 до 8 районов республики. В компетенции Госалкогольинспекции РТ - все вопросы по качеству товаров и услуг, а также работа с жалобами населения. В этой связи одним из важных для нас мероприятий стала Неделя качества.

Фаннур Гаптелбарович, как в целом прошла Неделя качества, и какие выводы вы сделали по ее итогам?
Ф.Х.: В Неделе качества приняло участие более 15000 человек. Акция была организована Госалкогольинспекцией РТ, Комитетом по защите прав потребителей Казани и Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ в рамках празднования Всемирного дня качества и проведения Европейской недели качества.

Акции в рамках Недели качества прошли в крупных торговых центрах, супермаркетах города Казани. В частности, в гипермаркетах «Бэхэтле», «Перекресток», в супермаркете «Гроссмарт» и в магазинах торговой сети «Пятерочка». Все желающие смогли получить бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей у представителей Госалкогольинспекции РТ, Комитета по защите прав потребителей Казани. Кроме того, для покупателей проводилась беспроигрышная лотерея на знание прав потребителей, развлекательные викторины и конкурсы.

1410 человек приняли участие в анкетировании, проведенном сотрудниками Госалкогольинспекции РТ. 44 процента опрошенных никогда не сталкивались, а 56 процентов, напротив, сталкивались с нарушениями прав потребителей. Около 40 процентов потребителей, чьи права были нарушены, отстаивали их через Комитет по защите прав потребителей, 50 процентов - решали возникшие проблемы самостоятельно, и лишь 9 процентам потребителей удалось отстоять свои права в судах.

Свыше 250 человек получили консультации у специалистов, которые помогали составлять типовые письменные претензии, давали советы, как действовать в определенной ситуации, как правильно выбрать необходимый товар. Со своей стороны покупатели задавали насущные вопросы и описывали конкретные проблемы. В частности, многие казанцы выразили недовольство качеством и неоправданно высокой стоимостью услуг ЖКХ в части капитального ремонта домов, уборки улиц и подъездов. Многие спрашивали, каким образом оформляется отказ от услуг лифта на третьем этаже, стоит ли создавать в доме товарищество собственников жилья, обязательно ли ставить в подъездах железные двери.

Много претензий было высказано по качеству обуви, мебели, сотовых телефонов, сложной бытовой техники. Жители Казани задавали вопросы, как оплачивать потребительский кредит, если куплен некачественный товар. Потребителями отмечено ухудшение качества колбасных изделий, пива и водки татарстанского производства, высказаны претензии к невысокому качеству химчистки, ремонту обуви, изготовлению мебели под заказ. В рамках Недели качества разъяснения получили продавцы, кассиры, консультанты крупных магазинов. Наибольшая активность граждан в рамках акции была отмечена в магазинах эконом-класса на окраинах Казани. В целом, граждане восприняли Неделю качества с большим энтузиазмом.

42,08 KbРустем Асхатович, как участвовал в Неделе качества Комитет по защите прав потребителей Казани?
Р.А.: Комитет по защите прав потребителей Казани в рамках Недели качества дал свыше 3000 консультаций на рынках города. В ходе акции Комитетом были организованы ежедневные дежурства на рынках Казани, около 300 человек обратились к специалистам с претензиями к качеству товаров. В результате возвращено товаров на сумму свыше 150 тыс. рублей. Жалобы покупателей на рынках остаются прежними – это качество товаров, обвес, обсчет. Кроме ежедневных дежурств Комитетом была открыта «горячая» телефонная линия, по которой консультации в области защиты прав потребителей получили 1500 человек.

Особый упор в рамках Недели качества Комитетом был сделан на просветительскую работу. Совместно с Центром потребительской информации в школах города было проведено 14 тематических классных часов для младших и старших классов. Среди школ Советского района Казани был проведен турнир КВН по качеству, в котором победила гимназия №8. В данный момент заканчивается конкурс домашних сочинений среди школьников на тему «Качество жизни это…».

Кроме просветительской работы Комитет по защите прав потребителей совместно с Нефтеинспекцией РТ осуществил проверку пяти казанских АЗС. На всех станциях выявлены нарушения в плане предоставления потребительской информации. В данный момент готовятся результаты отбора проб бензина на предмет качества и соответствия октановым числам. По результатам проведенной работы будет формироваться рейтинг столичных АЗС.

Также Комитет по защите прав потребителей опросил около 5000 человек по телефону в ходе акции на предмет качества обслуживания, широты ассортимента и удобства расположения столичных супермаркетов. По итогам опроса первая пятерка лидеров представлена супермаркетами «Бэхетле», «Перекресток», «Рамстор», «Эдельвейс» и «Гроссмарт».

Альфинур Исмагиловна, как известно, в Неделе качества был задействован и Центр потребительской информации. В чем заключалось ваше участие в проведенных акциях?
А.Л.: Главная задача Центра потребительской информации – содействие предпринимателям в предоставлении сведений о товарах, производимых в Татарстане, а также обеспечение сохранности прав потребителей на двуязычную информацию о товарах – то есть, перевод информации на татарский язык.

В рамках Недели качества мы совместно с Госалкогольинспекцией и Комитетом по защите прав потребителей Казани проводили собственное анкетирование покупателей. Нам необходимо было выяснить, насколько потребитель доверяет той информации, которая ему предоставляется, насколько она полезна ему, насколько он вообще владеет информацией и понимает ее. Мы также прошли по торговым залам всех супермаркетов, в которых проходили акции, и по итогам Недели качества пришли к следующим выводам.

Необходима совместная работа всех ответственных структур, чтобы обеспечить защиту прав потребителя на предприятиях торговли. Необходимо не только проведение контрольных мероприятий с вытекающими из них штрафными санкциями, но также и профилактические меры в супермаркетах, просвещение населения.

К сожалению, на сегодняшний день в предоставлении потребительской информации есть недочеты. К примеру, предприятие из Набережных Челнов на упаковках выпускаемых пельменей пишет: «генетически безопасные пельмени». Выходит, существуют генетически опасные пельмени? Кроме того, пельмени называются мясными, но по нормативным документам проходят как простые замороженные пельмени. Все это делается, чтобы привлечь внимание потребителей. Еще пример – Зеленодольский молочный комбинат выпускает диетический кисломолочный продукт с уникальными характеристиками. Но на упаковке не указано, как употреблять этот «уникальный оздоровительный» продукт. Выявлялись и другие факты, но не с целью контроля и надзора, а для формирования выводов рекомендаций предприятиям по итогам всех исследований. К слову, во всех крупных магазинах выпускается собственная продукция - салаты, выпечка, хлебобулочные изделия, и практически нигде на упаковках не указывается дата изготовления.

Впрочем, вряд ли целесообразно взваливать на предприятия торговли все эти проблемы. Необходимо обдумывание всех этапов движения потребительской информации. То ли запросить производителя, или вносить информацию на стадии формирования ценника в магазине. Эта работа у нас впереди.

Необходимо организовать системный контроль за информацией для потребителей со стороны всех участников потребительского рынка. Также важной представляется гармонизация нормативных требований в области информации для потребителей в соответствие с требованиями, действующими в развитых государствах мира и Евросоюза. Также мы считаем, что принятие соответствующих регламентов на маркировку товаров может стать точкой отчета принципиально нового для России и Татарстана подхода к защите прав потребителей на информацию.

Алексей Николаевич, можете ли вы прокомментировать, на каком этапе находится подготовка проекта Постановления Кабинета Министров РТ «О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РТ»?
А.К.: Пока толком с этим проектом мы ничего не решили. Разработанный вариант сегодня находится с коррективами на согласовании в министерствах и ведомствах. Вполне вероятно, что минимальные размеры уставного капитала и лицензионных сборов для малых предприятий, реализующих алкоголь в Татарстане, будут корректироваться в сторону уменьшения.

Изначально в проекте Постановления стоимость лицензии на 5 лет на торговлю алкоголем предполагалась в размере 100 тыс. рублей, минимальные размеры уставного капитала для малых предприятий в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске были определены в размере 500 тыс. рублей, для остальных городов и населенных пунктов РТ - на уровне 100 тыс. рублей. Алкогольная ассоциация РТ выступила с резкой критикой проекта, акцентируя претензии на том, что Постановление, как и Федеральный закон «О розничном обороте алкогольной продукции» создаются в пользу крупных игроков и полностью вытеснят с алкогольного рынка малый бизнес.

Нам понятно большинство из высказанных возмущений. Однако многие рамки, установленные Федеральным законом, сложно перепрыгнуть. В Татарстане сегодня реализацию алкоголя осуществляет 57 процентов частных. 47 процентов торговых точек у «чепэшников» сосредоточены на селе. По закону, им всем предстоит до 1 июля 2006 года пройти перерегистрацию в общества с ограниченной ответственностью. Мелкий бизнес на селе может просто не потянуть размеры уставного капитала и 100-тысячные лицензии, и обанкротиться. А это приведет к всплеску самогоноварения и засилью серых поставщиков. Хотя отчасти и мы за солидные размеры уставных капиталов и лицензионных сборов. Так или иначе, со следующего года, после отмены системы акцизных складов, это станет единственным инструментом контроля за алкогольным рынком, который у нас насчитывает сегодня 8860 торговых розничных точек.

На следующую неделю запланировано расширенное совещание представителей заинтересованных структур, в рамках которого будет выработано общее решение, какие нормы закладывать в проект Постановления «О мерах по осуществлению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РТ».

Какие мероприятия запланированы Госалкогольинспекцией РТ после Недели качества, как будет строиться работа по защите прав потребителей в связи с новыми функциями инспекции, и не приведет ли это к усилению гнета проверок в отношении малого и среднего бизнеса?
А.К.: Все карающие функции переведены на федеральные органы, в нашем случае – на Территориальное управление Роспотребнадзора по РТ. У республиканских структур карательных рычагов нет, они не могут ни протокол составить, ни оштрафовать. Мы делаем упор на главный лозунг Недели качества: потребитель - лучший контролер. Наша главная задача - расширить кругозор знаний потребителей. Ведь если покупатель будет знать, что брать, а что не брать, какой товар хорош, а какой нет, его никто не заставит покупать некачественную продукцию. А сегодня пока розница навязывает потребителю свое понимание качества. Если же покупатель будет знать свои права в рамках Закона о защите прав потребителей РФ - а этот закон целиком создан в пользу потребителей – сегодняшняя картина коренным образом изменится. 35,05 Kb

С другой стороны, нам не запрещено осуществлять проверки и профилактику нарушений. И мы их будем выявлять и принимать меры. Сегодня Госалкогольинспекция РТ заключила соглашение с Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ относительно совместных проверок. Все материалы будут оформляться через них, - и злостные нарушители законодательства будут привлекаться к ответственности со всей строгостью. Мы готовим аналогичное соглашение со Службой потребительского рынка МВД РТ. У нас сейчас в каждом районе свой специалист, мы собираем и обрабатываем все жалобы потребителей. Ведь есть такой момент, что иногда продавцу необходимо просто разъяснить, что ему будет по закону, если он не выполнит требования покупателя. Около 80 процентов предпринимателей, как правило, сразу все понимают, и возвращают деньги. Кроме того, в ведении Госалкогольинспекции РТ также проведение экспертиз. Например, по чьей вине холодильник вышел из строя, и с кого спрашивать за поломку. В наших планах проведение совместных проверок. Практически во всех территориальных органах Госалкогольинспекции РТ штаты укомплектованы, где-то мы набрали сотрудников управлений торговли, были некоторые сложности с кадрами в сельских районах, но и там мы эти проблемы решаем.

Неделя качества – первая акция, направленная на просвещение потребителей. И уже во время ее проведения многие граждане спрашивали: нельзя ли Неделю качества сделать Годом качества? То есть, людям понравилось. Мы от разовых акций будем двигаться к системе, и распространять такую практику на другие города республики, развиваться в самых разных направлениях.

Например, именно в рамках Недели качества мы поняли, какой беспредел творится сегодня на рынках. Оказывается, в организации работы рынков практически нет никаких законодательных основ. Просто какой-то предприниматель огораживает территорию забором, сдает ее в аренду другим предпринимателям, и занимается сбором денег. А вопросы санитарной, ветеринарной, пожарной безопасности хозяев многих рынков мало волнуют. Мы также планируем отдельно и тщательно заняться супермаркетами. Сегодня мы огласили вам белые списки. При организации Недели качества мы предлагали принять в ней участие всем крупным супермаркетам. Но согласились только четыре. А почему другие не захотели? Значит, скоро там будет другая Неделя качества, и сегодня мы эту мысль развиваем и она воплотится на практике.

Мы поняли одно - в этой сфере поле непаханое работы.

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2