news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Александр ТАРКАЕВ: «Государство должно создавать почву для свободной игры рыночных субъектов»

Александр ТАРКАЕВ: «Государство должно создавать почву для свободной игры рыночных субъектов»

24,22 Kb15 декабря в агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция на тему «Роль бизнеса в политической жизни общества». В ней приняли участие руководитель РО СПС в Татарстане, депутат Госсовета РТ Александр Таркаев и председатель Татарстанского отделения ОПОРы России, директор Центра микрофинансирования Павел Сигал. Беседу вел корреспондент агентства Анвар Мингазов.

Павел Абрамович, как на ваш взгляд изменилась роль бизнеса в политической жизни общества после выборов в органы местного самоуправления?
П.С.: Следует отметить, что бизнес в муниципальных выборах в Татарстане принимал участие достаточно активно, хотя результаты оказались далеко не самым радужными. Тем не менее, в полку предпринимателей в органах власти прибыло.

В связи с реформой местного самоуправления вырисовывается другая проблема. Финансовых ресурсов для многих муниципальных образований просто нет, или не хватает, и муниципалитеты идут по простому пути, пытаются поднять налоги и осуществить изъятие тех денежных средств, к которым они имеют доступ. Выходит парадокс. Муниципалитеты наиболее приближены к населению, а малый бизнес - это значительная часть населения. И во многих регионах республики сегодня ставки налога на вмененный доход, земельного налога резко стали возрастать. Все это может очень сильно ударить по малому бизнесу, и тут способ борьбы есть только один. Во-первых, малому бизнесу следует и дальше активно объединяться и оказывать давление на власть в хорошем смысле этого слова. А во-вторых, использовать тех достаточно многочисленных союзников, которые у предпринимателей возникают в муниципалитетах и в региональных парламентах. А вот государственные структуры по поддержке малого бизнеса, к примеру, Агентство по развитию предпринимательства и прочие структуры должны координировать эту работу. Другое дело, будет это или нет.

26,38 KbАлександр Никитич, как вы оцениваете перспективы формирования правой фракции в сегодняшнем Госсовете?
А.Т.: В Госсовете Татарстана назрела потребность формирования конструктивной оппозиции. Есть ощущение, что Госсовет сильно потерял то влияние, которое он имел примерно два созыва назад. Многие депутаты, исходя из своих интересов, и того, что работают в парламенте на общественных началах, по причине сильной занятности часто стремятся упростить процедуры и срезать углы. К примеру, последнее обсуждение бюджета республики показало, что никакого обсуждения, в общем-то, и не было. Но депутаты не имеют права штамповать не глядя, ведь они дали обещания своим избирателям и могли бы посвятить бюджету хотя бы два дня. В сегодняшнем парламенте конструктивная оппозиция сможет помочь повысить качество управленческих решений. Сегодня исполнительная власть в республике в высшей степени дееспособна, однако ощущается острый дефицит стратегического планирования. К примеру, это вопросы территориального размещения производительных сил, стратегия развития производства, использования трудовых ресурсов. Все это вопросы Госсовета, которыми парламент должен заниматься.

Сегодня в Госсовете есть депутаты, которые готовы поддержать идею формирования конструктивной оппозиции. Конечно, часть из них связана фракционной дисциплиной и не покинет «Единую Россию», но есть и независимые депутаты. Мною уже проведены переговоры с несколькими достаточно крупными промышленниками. И в целом уже сейчас вырисовывается такая право-промышленная фракция, основой которой станет лоббирование интересов высокотехнологичного промышленного развития республики.

Известно ли, сколько человек уже готовы войти в новую фракцию?
А.Т.: О персоналиях, которые в нее войдут, говорить еще рано. По закону фракция должна состоять как минимум из 7 депутатов.

Какие еще проблемы вы увидели, придя в парламент республики?
А.Т.: Один из вопросов, который я уже попытался поставить в Госсовете, - это повышение качества подготовки к расходованию средств. Деньги периодически появляются. Но в чем была и есть проблема с дополнительными доходами бюджета. Понятно, что их следует направить в первую очередь на инвестиции, но мы как всегда это рассматриваем в аварийном режиме, у нас нет списка объектов, у нас нет бизнес-планов под эти объекты, нам нечего обсуждать и мы вынуждены просто сказать: «Ну, хорошо, эти 5 миллиардов мы положим на внепрограммные инвестиции. Мы еще об этом не подумали, подумаем потом». Поэтому все как обычно получается второпях, получается дороже и менее качественно. Ни о каком-либо глубоком планировании речи нет.

Бюджет у нас сегодня также страдает одним недостатком. Мы рисуем программу стратегического развития, и определяем 12 стратегических направлений. Но ведь так не бывает. У республики серьезный потенциал, но Татарстан относительно небольшой регион с относительно небольшой экономикой. Поэтому у него не может быть 12 стратегических направлений, может быть два стратегических направления. Нефтехимия и еще одно другое.

Как известно, вы одним из первых предложили создать в Татарстане технопарки. Сегодня они появились, и о них много говорят, насколько предложенная вами модель технопарка отличается от нынешней?
А.Т.: Стоит отметить, что я ничего не изобрел, а просто увидел, как это делается. На самом деле существуют два совершенно разных вида технопарков, и когда мы говорили о том, что сегодня является вотчиной всяких магазинов на месте бывшего завода ЭВМ в Казани, то на примере этого комплекса речь шла о технопарке тайваньского образца. Это хостинг для сборочных производств, которого у нас не сложилось. Почему? Тому много причин. Одна из них - у нас сегодня очень немного неаффилированных бизнесов. Это хорошо, что государство играет серьезную роль в развитии экономики, но оно должно оставлять место и создавать почву для свободной игры рыночных субъектов.

Мы попытались создать научный парк. «Идея» формировалась, как научный парк, как организация, которая должна была оценивать и раскручивать инновационные проекты. Здесь результат вышел двойственный. Система создана, и она, в общем-то, функционирует. Но мне кажется, что инновационный технопарк начинается со спроса. Обеспечьте конкурентную среду, когда у предприятия не остается никакого шанса вырваться вперед, кроме как профинансировать какое-то маленькое исследование. Пусть технологическое, вообще любое, тогда будет спрос на инновационный продукт. А если главное - это прислониться к бюджету, с кем-то договориться, при чем здесь инновации?29,86 Kb

Павел Абрамович, сегодня из уст руководителей разного уровня раздаются заявления, что следует убрать с улиц киоски, что следует оптимизировать рынок частных перевозок. Как вы считаете, куда следует развиваться мелкому бизнесу, коль его вытесняют из освоенных ниш, вроде торговли?
П.С.: Нужно понимать, что одна из основ становления мелкого бизнеса - не столько потребность, сколько безработица. Огромные массы людей, работавших на предприятиях и учреждениях, оказались на улице. Известны статистические данные, что среди мелких предпринимателей более 70 процентов женщин, и более 50 процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Это случай уникальный, и ни в одной стране такого близко нет. Конечно, львиная доля мелкого бизнеса - это торговля и мелкие услуги, и сейчас в России малый бизнес играет больше не производственную, сколько социальную роль. Это 5 миллионов человек с членами семей, которые слезли с шеи государства и кормят себя, но относительно немногие из них способны куда-то дальше двигаться. Во всем мире это называется самозанятостью, и эти программы обширно поддерживаются.

По поводу того, куда развиваться - магистральный путь, если мы хотим остаться хотя бы среднеразвитым государством, я не говорю высокотехнологичным, - для этого нужно чтобы еще оставшаяся научная и производственная база развивалась и более эффективно использовалась.

К сожалению, производственного бизнеса в малом предпринимательстве сегодня не боле 2-3 процентов, его практически нет, а во всем мире он составляет 30—60 процентов. Ведь большинство мелких изделий для крупных корпораций делают мелкие фирмы.

Малый бизнес как самозанятая сфера деятельности в виде торговли и услуг останется, и его всегда надо поддерживать. Совершенно недопустимы эти попытки по насильственной ликвидации рынков, по насильственной ликвидации других объектов, или как пытаются сократить количество мелких перевозчиков, которые занимаются оказанием услуг в сфере транспорта. Магистральный путь – это смычка малого бизнеса с крупным.

26,37 KbА.Т.: Думаю, что торговли станет меньше, ее нельзя ликвидировать, но ее точно станет меньше. Мелких предпринимателей сгоняют с торговли и с частного извоза, в общем-то, из-за интересов аффилированных компаний. Ликвидируем рынок, и на его месте строится магазин, принадлежащей фирме, аффилированной с властью. Убирают «Газели» - на дорогах будут работать перевозчики, аффилированные с кем-то, кто смог купить большие автобусы. Торговли станет меньше, станет больше услуг, потому что они менее капиталоемкие, с услугами легче стартовать, и требуется больше интеллекта, изворотливости. Будущее малого бизнеса за услугами и производством для крупных компаний.

В этой связи чрезвычайно важно восстановить промышленный статус республики. Должен появиться спрос на конструкторские услуги, на услуги научно-технических расчетов, на испытательные услуги. Ни один автомобилестроитель не держит весь спектр испытательных центров. Есть компании в Австралии, которые для всех крупных производителей осуществляют расчеты камер сгорания, у них есть несколько профессоров, и слаженный коллектив, который специализируется на этом. Мы должны постараться свои ключевые компетенции развить и использовать.

Павел Абрамович, одно из ваших предприятий осуществляет экспорт продукции за рубеж. Как вы оцениваете перспективы экспорто-ориентированных предприятий республики?
П.С.: Пессимистично. При нынешних экономических условиях развивать экспорт невозможно. Китай, Сингапур, Индия, - там льготы по организации производства для экспорта уникальны, там чуть ли не доплачивают за такое дело. Мне просто повезло, а в основном наш малый и средний бизнес на экспорт практически не работает. Без государственной поддержки никакой бизнес, кроме крупного в редких исключениях, не может работать на внешних рынках.

Александр Никитич, как вы оцениваете перспективы реформирования СПС и правого движения?
А.Т.: Сегодня есть необходимый набор стандартов правой идеологии, которые востребованы обществом и которые находят широкую поддержку у определенных слоев населения. Мы, в общем, не считаем, что надо что-то реформировать в республике, так как мы этот цикл реформирования уже прошли. Лично мне импонирует новое руководство СПС, которое интересы партии поставило выше личных амбиций. С этим новым руководством нам по дороге. Возможно, в целом партия будет реформироваться, просто не надо из этого делать трагедию. Я уверен, что «Единая Россия» будет реформироваться, там уже сегодня много течений и направлений. Проблема в другом. Сегодня в российской политике крайне не хватает общепризнанных моральных авторитетов. Что такое моральный авторитет? Это человек, который, потеряв должность, не меняет своих воззрений. Человек, который носит свои ценности в себе, носит свое величие в себе, способный не только сказать, что нужно жить не по лжи, но и сказать - «я так прожил».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100