Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Александр ЛОЗОВОЙ: «Основная функция aнтимонопольной службый - создание конкурентной среды во всех сферах товарного рынка»
Александр ЛОЗОВОЙ: «Основная функция aнтимонопольной службый - создание конкурентной среды во всех сферах товарного рынка»
«Вся беда и сложность работы антимонопольных органов заключается в том, что у нас в стране приватизация опередила демонополизацию»
Антимонопольное ведомство за 15 лет своего существования претерпело немало изменений. Менялась ли в это время и антимонопольная политика государства?
А.Л.: Когда Россия пошла в «светлое капиталистическое завтра», западные инвесторы с готовностью начали вкладывать средства в нашу страну, но скоро поняли, что легче наполнить пустыню Сахару водой, чем Россию деньгами. Поэтому Международный валютный фонд выдвинул России 10 условий, одним из которых было создание антимонопольного органа. И он был создан в 1990 году - Государственный комитет по антимонопольной политике.
Первые пять лет работы антимонопольного ведомства можно смело отбросить, поскольку оно существовало только номинально. Вся беда и сложность работы антимонопольных органов в первые годы их существования заключалась в том, что у нас в стране приватизация опередила демонополизацию. К сожалению, были потеряны годы, в течение которых произошли крупные изменения в экономике страны. В 1995 году был принят первый закон «О конкуренции», и только тогда антимонопольные органы реально заработали. Было бы правильнее, входя в рыночную экономику, сначала демонополизировать отрасли. Но пока антимонопольные органы были еще на стадии становления, монопольные структуры были приватизированы, и сразу в силу вошли понятия «собственность», «защита собственности». Когда поняли, к чему может привести приватизация естественных монополий, делать шаг назад посчитали политически не верным.
Как происходит демонополизация естественных монополий?
А.Л.: Естественные монополии возникают тогда, когда экономически нецелесообразно или невозможно создавать другие структуры на одном рынке. К примеру, зачем иметь две параллельные дороги до Москвы? В структуре естественной монополии, скажем, в энергетике, существует несколько предприятий – производящее электроэнергию, генерирующее, передающее ее, а также различные вспомогательные производства и структуры. Сейчас внутри монополии между ее предприятиями начинают выстраиваться рыночные отношения, то есть речь идет о демонополизации внутри монополии.
В результате демонополизации естественной монополии остается только основное производство, что приводит к снижению себестоимости услуги или товара. Например, когда Анатолий Чубайс говорит о возможности снижения тарифов на электроэнергию, он как раз имеет в виду освобождение производства от непроизводительных расходов.
Антимонопольные органы у нас до сих «беззубые»?
А.Л.:С течением времени статус антимонопольных органов все-таки поднимался, появлялись законы – «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», хотя последний закон можно назвать декоративным.
Антимонопольным органам было делегировано утверждение тарифов субъектов естественных монополий. Но Чубайс оказался сильнее всех, и долгое время энергетика, будучи естественной монополией, вопреки закону не подпадала под действия антимонопольных органов. Эта отрасль тарифы регулировала самостоятельно – внутренней межведомственной комиссией. И только два года назад энергетика вошла в правовое поле антимонопольной политики.
В 1998 году Госкомитет по антимонопольной политике был реорганизован в Министерство антимонопольной политики и поддержки предпринимательства. Эта структура, выполняя 34 функции, оказалась сильно перегруженной. В последние годы изменилось многое, в том числе изменения претерпел Административный кодекс - ужесточились санкции, увеличился размер штрафов.
В 2004 году Министерство антимонопольной политики было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС РФ). Реорганизация уже произошла, но еще долго думали, куда «пристроить» эту службу, под какую «вертикаль» индикативного управления? Статус антимонопольных органов во всех странах разный. В большинстве случаев они находятся под непосредственным подчинением президента страны, например, как в Казахстане. В ряде государств они находятся в подчинении у законодательных или исполнительных органов власти. Я считаю, что идеальный вариант подчинения антимонопольного органа – это подчинение непосредственно президенту страны, потому что одной из функций антимонопольного органа является контроль нормативных актов, издаваемых правительством.
А кому сегодня подчиняется Антимонопольная служба России?
А.Л.: Сначала планировалось антимонопольное ведомство ввести в состав Министерства экономики и внешних связей – Германа Грефа. После обращения Михаила Фрадкова к Президенту Владимиру Путину ФАС РФ подчинили непосредственно Председателю Правительства России. Это хороший шаг, который «сыграл» на позитив.
В прошлом году, во время последней реорганизации, из антимонопольной службы «увели» ряд несвойственных ей функций – такие, как защита прав потребителей, биржа и биржевая торговля, поддержка предпринимательства.
«Основная функция Антимонопольной службы осталась прежней - создание конкурентной среды во всех сферах товарного рынка»
Какие функции остались у Федеральной антимонопольной службы после реорганизации?
А.Л.: Основная функция Антимонопольной службы осталась прежней - создание конкурентной среды во всех сферах товарного рынка, то есть создание равных условий выхода на рынок для любого хозяйствующего субъекта.
При этом сохранились четыре направления деятельности:
- контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках,
- контроль и надзор в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг,
- контроль и надзор в сфере деятельности субъектов естественных монополий,
- контроль в сфере рекламы.
Таким образом, антимонопольный орган приобрел некую стройность. Можно сказать, что с этого периода началась новая эпоха в деятельности антимонопольных служб.
В начале июня этого года законопроект «О защите конкуренции» прошел 1-е чтение в Госдуме. Проект федерального закона «О защите конкуренции» будет рассмотрен Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении в июле 2005 г. Такое решение приняла 01.06.05 на своем заседании нижняя палата парламента. Что в нем нового?
А.Л.: Сейчас действуют два закона – «О конкуренции на товарных рынках» и «О конкуренции на рынке финансовых услуг». Новый законопроект фактически объединяет эти два закона, ликвидируя существующие некоторые их разночтения.
Также вводится большой блок «Государственная поддержка», определяющий «правила игры» при оказании господдержки предприятий. Согласно новому законопроекту, Кабинет Министров при оказании государственной поддержки какого-либо предприятия должен будет согласовать свое решение с антимонопольным органом, чтобы конкуренты не оказались в неравных условиях.
Условия конкурентной среды могут быть нарушены и при госзаказах, когда предпочтение отдается одному из предприятий без проведения конкурса. А его условия должны согласовываться с антимонопольными органами.
В новом законопроекте все подобные моменты учтены и расписаны.
Какие санкции применяются к нарушителям антимонопольного законодательства?
А.Л.: Антимонопольный орган – один из немногих, который может наложить штраф за не предоставление информации, за предоставление недостоверной информации – до 100 тысяч рублей. А вообще наши штрафные санкции могут быть до 500 тысяч рублей.
Но я считаю, никакие штрафы не изменят положения, потому что прибыли явно превышают любые штрафы. Законодатели должны решать проблему в принципе. Сейчас в Госдуме РФ рассматривается возможность применения размера штрафных санкций до 6 процентов годового оборота.
«Включение предприятия в Реестр монополистов не ограничивает свободу его экономической деятельности»
В чем заключается контроль деятельности естественных монополий?
А.Л.: В первую очередь, это тарифное регулирование – изменения тарифов на услуги естественных монополий согласовываются с антимонопольными органами, которые, в свою очередь, анализируют оправданность этих изменений.
Много разбирательств у нас было с операторами проводной связи, с Министерством связи РТ, которые вводили тарифы без согласования с территориальным антимонопольным органом.
На рынке существуют не только естественные монополии, но и просто монополии. В Татарстане ведется их учет?
А.Л.: В соответствии с законом «О конкуренции и ограничению монополистической деятельности на товарных рынках» на Антимонопольную службу возложена обязанность формирования и ведения Реестра монополий и доминирующих на товарном рынке предприятий - имеющих долю более 35 процентов. Причем, предприятие может считаться доминирующим даже по отдельным видам своей продукции.
В настоящее время в республиканском Реестре числится 121 хозяйствующий субъект, причем 10 из них доминируют не только на татарстанском, но и на российском рынке, например, «Оргсинтез», «КАМАЗ».
Где можно узнать содержание Реестра?
А.Л.: Мы ежегодно публикуем данные Реестра в информационно-правовой системе «Гарант» и на сайте ФАС РФ (www.fas.gov.ru).
Что влечет за собой включение в Реестр? Эти предприятия попадают под «неусыпное око» Антимонопольной службы?
А.Л.: Решение о включении предприятия в Реестр не является основанием для ограничения свободы его экономической деятельности, в том числе в вопросах ценообразования. Антимонопольный орган осуществляет контроль соблюдения антимонопольного законодательства при приобретении акций в уставном капитале коммерческих структур или иных прав.
В остальном - нормы и требования действующего антимонопольного законодательства едины для всех хозяйствующих субъектов, независимо от того, включены они в Реестр или нет.
Наверно, данные Реестра меняются – какие-то предприятия становятся монополистами, какие-то перестают ими быть. В каких случаях предприятие может быть выведено из него?
А.Л.: Основанием для исключения предприятия из Реестра является устойчивое снижение его доли на рынке соответствующего товара ниже 35 процентов. В этом случае хозяйствующий субъект направляет в территориальное Управление ФАС заявление с предоставлением доказательств снижения его доли.
Из Реестра исключаются также ликвидированные предприятия и предприятия, утратившие права юридического лица.
«Мы не можем взять на себя ответственность диктовать, как надо делать. Мы можем только указать на то, что делается не по закону»
Как строится работа Управления ФАС РФ в Татарстане?
А.Л.: Создание, реорганизация, ликвидация хозяйствующих субъектов происходит либо с уведомлением антимонопольного органа, либо с его предварительного согласия. Приобретение свыше 20-ти процентов акций предприятия, получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество, также согласовывается с антимонопольным органом.
Приведу пример. «Татнефть» в сложное для себя время «отпустила на вольные хлеба» все непрофильные предприятия – гаражи, строительные подразделения, механизированные отряды и т.п. Этот шаг был экономически оправдан, он позволил сохранить основное предприятие. Но реорганизацию они провели без согласования с антимонопольным органом, и мы «наказали» их за это штрафом в 150 миллионов рублей.
Мы проводим мониторинг рынка, используя статистические данные. На все изменения в структуре предприятий мы смотрим через призму их влияния на рынок – приведут ли эти изменения к созданию доминирующего положения того или иного товара на рынке.
К примеру, в свое время анализ рынка и статистических данных показал, что фабрика «Аромат», числящаяся в Реестре как монополист по одному виду продукции, на самом деле в целом занимала на рынке всего 3 процента. Поэтому было принято решение вывести фабрику из Реестра.
Другой случай. Несколько лет назад «Главтатстрой» был мощной строительной фирмой и доминировал на рынке строительных услуг. Но с приходом на рынок других коммерческих компаний, доля «Главтатстроя» стала ниже 35 процентов. Руководство предприятия подало заявление на вывод из Реестра, при этом специально занизив объемы работ в конце года. Мы не выводили «Главтатстрой» из Реестра еще два года, потому что при благоприятных условиях ему ничего не стоило «выбить» всех предпринимателей с рынка строительных услуг. Для поддержки предпринимателей и нужен был контроль деятельности монополиста.
Как антимонопольный орган может выявить монополиста, если многие фирмы регистрируют на дальних родственников или на подставные лица?
А.Л.: По закону, если есть аффилированные лица или группа лиц, то этот факт должен быть отражен в документах. Если такой факт сокрыт, то это предмет разбирательства прокуратуры. К сожалению, доказать многие факты очень сложно. Поэтому мы сейчас и объединяем свои усилия с МВД. Свои методы работы совершенствуют обе стороны…
Нарушать условия конкуренции могут и государственные учреждения, отдавая при госзакупках предпочтение определенным фирмам по своему усмотрению.
А.Л.: Государственные учреждения должны делать закупки через конкурс, но нередко нарушают это требование. Например, в 2003 году Министерство здравоохранения РТ только 8 процентов оборудования для больниц закупило через конкурс! Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ проводило конкурс при закупке около 20 процентов товаров. После принятых мер, в том числе и со стороны антимонопольного органа, процент закупок через конкурсы возрос до 60-ти процентов.
При проведении закупок через конкурс антимонопольный орган должен проверить законность его проведения. Если же конкурс не проводится, то это предмет для вмешательства прокуратуры или суда, в т.ч. по инициативе антимонопольного органа.
Может ли Антимонопольная служба противостоять противозаконным нормам и действиям со стороны властей? Например, для реализации Программы ликвидации ветхого жилья в республике был введен специальный налог.
А.Л.: Факт принуждения был, но не было обращений по этому поводу, поэтому мы не предпринимали никаких шагов. Противозаконные действия тоже имели место, но, с другой стороны, эта программа впоследствии получила одобрение Президента России, и многие регионы взяли программу на вооружение. То есть, по прошествии времени стало понятно, что социальный эффект от Программы ликвидации ветхого жилья превысил негативные последствия незаконного взымания налога.
Актуален еще один вопрос - как поддержать местного товаропроизводителя, не нарушая условий конкуренции? До сих пор этот вопрос без ответа. Мы уже сегодня задумываемся о том, какие «законы» начнут принимать органы местного самоуправления с 1 января 2006 года! Естественно, они будут защищать интересы местного товаропроизводителя…
И вместе с тем, имея юридическое и экономическое образование, я сам понимаю, что нельзя экономику «душить» законами, нельзя подходить формально, без учета экономической составляющей.
Александр Павлович, Вы 10 лет возглавляете антимонопольный орган в Татарстане.
Вам часто приходилось «закрывать глаза» на какие-либо решения и действия государственных органов?
А.Л.: Дело в том, что мы не можем взять на себя ответственность диктовать, как надо делать. Мы можем только указать, что делается не по закону. В случае сомнения в законности принятых решений мы просим дать свое заключение Министерство экономики РТ и другие профильные ведомства, обращаемся за советом и в ФАС РФ, и в другие регионы.
Кабинет Министров РТ обязан присылать на согласование в Антимонопольную службу проекты решений и постановлений?
А.Л.: Да, это необходимо. Можно сказать, сегодня ситуация исправляется в лучшую сторону. Дело в том, что чиновники не всегда понимают, какие документы надо присылать на согласование в антимонопольный орган. Весь поток документации, который они направляют в Министерство юстиции, нам не нужен. И было бы логично получать соответствующие нашей компетенции документы из Минюста, но этот вопрос пока не решен.
Согласно законодательству, вновь зарегистрированные хозяйствующие субъекты должны уведомлять антимонопольный орган о начале своей деятельности, но в силу своей правовой безграмотности они «забывают» это делать. Мы просили включить Антимонопольную службу в перечень органов, обязательных для уведомления. К сожалению, и эта просьба пока осталась практически без ответа.
Я считаю, Министерство юстиции РТ должно своим постановлением отрегулировать механизм прохождения согласования документов, принимая во внимание и антимонопольное законодательство.
Законодательный орган власти тоже обязан согласовывать с Антимонопольной службой законопроекты?
А.Л.: Если Госсовет примет закон, противоречащий антимонопольному законодательству, мы вправе через суд оспорить его. Раньше не было и этого.
Сколько стоят услуги ФАС?
А.Л.: За рассмотрение ходатайств о разрешении сделок по приобретению акций (долей) и основных производственных средств установлена госпошлина в размере 10 тысяч рублей. Кстати, полгода назад было 15 тысяч рублей. Эти средства идут в федеральный бюджет, только штрафы за нарушение закона «О рекламе» распределяются в следующей пропорции – 60 процентов идет в местный бюджет, 40 – в федеральный.
«Сговор между предприятиями противозаконен, но доказать факт сговора практически невозможно, ведь документально его не оформляют…»
Когда на рынке действует небольшое количество предприятий, наверно, они могут договориться и одновременно поднять цены. Вроде и монополии нет, но условия свои потребителю диктуют. Как в этом случае действует ФАС?
А.Л.: Сейчас мы говорим о так называемом сговоре. Его наличие доказать сложно, тем более, у Антимонопольной службы нет возможностей для подобной оперативной работы – нет ни средств, ни кадров, ни методики выявления. Но мы подготовили совместный с МВД РТ приказ, направленный на оперативное выявление и доказательство фактов сговора между производителями товаров и услуг.
Мы можем подозревать сговор, когда все производители, например, автомобильного топлива одновременно поднимают на него цены, как это происходило уже не раз. Не может быть такой ситуации на товарном рынке, когда у всех производителей возможности вдруг оказываются одинаковыми, потому что кто-то из них продолжает производить топливо из старых запасов нефти, купленной еще по более низкой цене.
Законодательно сговор между предприятиями запрещен, но доказать факт сговора практически невозможно, ведь, как правило, документально его не оформляют. Однако судебные инстанции приходят к выводу, что и косвенные улики (доказательства) могут служить основаниями для признания факта нарушения закона при сговоре между предприятиями.
Антимонопольные органы даже и не берутся доказать наличие сговора?
А.Л.: Наличие сговора попробовал доказать антимонопольный орган в Санкт-Петербурге, но суд не принял его доводы. Судебная тяжба тянулась с 1999 по 2004 год, дошли до Европейского суда. А когда Европейский суд все-таки признал наличие факта нарушения закона, сумма возмещенного ущерба потребителю оказалось мизерной – все «съела» инфляция…
На днях в Казани поднялись тарифы на проезд в общественном транспорте. В данном случае может быть сговор?
А.Л.: Дело в том, что Казань приняла решение о повышении тарифов для муниципального транспорта, и на это она имеет полное право, являясь собственником этого транспорта. Но повышение тарифов автоматически перешло и на частный общественный транспорт. Это не сговор, а просто повышение цен на муниципальном транспорте явилось поводом для повышения тарифа и за проезд в частном транспорте.
В свое время в Набережных Челнах была создана диспетчерская служба на транспорте. Мы сначала возбудили дело против действий городских властей, посчитав это навязыванием. Но когда мы вникли в суть вопроса, то увидели, что администрация города приняла нормативный акт об объединении частных перевозчиков единой диспетчерской службой на добровольной основе. Мы заменили формулировку «навязывание» на «добровольно-принудительную», ведь понятно, что не пожелавших объединиться начнут чаще проверять.
Диктуют свои, зачастую незаконные, условия и естественные монополисты. Например, взять «Водоканал», который предъявлял застройщику плату за технические условия подключения к водопроводу выше сметной стоимости всего дома! Начало и причину подобного нарушения закона надо искать на этапе согласования проекта, ведь зачастую получается так, что только во время реализации проекта появляются новые «вводные», например, оказывается, что у «Водоканала» не хватает мощностей в этом микрорайоне, и, если хочешь получить воду, надо оплатить строительство водопровода.
К сожалению, предприниматели зачастую не обращаются за помощью в антимонопольные органы, боясь произвола местных властей и естественных монополистов. А чаще - просто надеются на авось.
Все признают, что завышены расценки на оказание строительных услуг. К Вам обращались за разъяснениями и помощью по этому поводу?
А.Л.: Мало того, Ассоциация строителей республики еще хочет повысить тарифы на строительные услуги в связи с подорожанием цемента. Я считаю, они лукавят, так как по оценкам экспертов затраты на цемент составляют лишь 3-7 процентов себестоимости строительства, в связи с чем рост цен на цемент не может оказать существенного влияния на увеличение себестоимости и цены одного квадратного метра жилья. ФАС РФ держит на контроле вопрос последствий удорожания цемента. Думаю, мы не допустим необоснованного повышения тарифов на строительные услуги и удорожания жилья.
Что касается расценок на строительные услуги вообще, то, действительно, они завышены, но антимонопольный орган не может повлиять на эту ситуацию, так как на рынке строительных услуг нет монополиста. Здесь спрос определяет расценки.
В ЖКХ услуги предоставляют монополисты – электроэнергия, газ, тепло и т.п. Даже все жилищные услуги, в принципе, предоставляются монополистами. Их действия контролируются Антимонопольной службой?
А.Л.: В основном, в ЖКХ действуют естественные монополии, тарифная политика которых контролируется антимонопольными органами. Что касается жилищных услуг, то были жалобы от предпринимателей на завышенные тарифы на вывоз и утилизацию бытовых отходов. Мы разобрались в этой ситуации и выяснили, что завышения тарифов для предприятий нет, но есть пониженный тариф для муниципальной службы «Спецавтобаза». Казань имеет право на такую экономию своих средств.
«Необходимо более четко определить критерии законного и противозаконного рекламирования»
К вопросу о недобросовестной конкуренции - разъясните, что не поделили татарстанская «Нэфис Косметикс» и «Калина» из Екатеринбурга?
А.Л.: Есть фирмы, которые не хотят тратить время и средства на «раскрутку» брэнда своего продукта, а придумывают название, созвучное с известным на рынке товаром. Так и поступила «Нэфис Косметикс», начав выпускать товар «Миленькая фея», по названию и стилю оформления сильно похожий на товар «Маленькая фея» производства фирмы «Калина».
Мы разбирались в этой ситуации. Было выдано предписание ОАО «Нэфис Косметикс». В свою очередь фирма «Калина» выпустила стиральный порошок «Тримакс», который по стилю оформления упаковки и по названию похож на аналогичный товар «Нэфиса» - «Бимакс».
Мы пока приостановили свои решения, так как судебное разбирательство еще продолжается.
А другие примеры недобросовестной конкуренции есть?
А.Л.: Фабрика «Аромат», например, выпустила туалетную воду «DIAMANT», выдав ее за французскую. Но на это «добро» не дала таможня. Этот товар был изготовлен по заказу иностранных фирм для продажи в оффшорной зоне.
На сколько добросовестно выполняется закон «О рекламе» местными предпринимателями?
А.Л.: Как показывают исследования, активно реклама действует 3 месяца: первый месяц ее трансляции дает 80 процентов эффекта, второй месяц – 15 процентов, все остальное добирает за третий месяц. Зная это, недобросовестные производители запускают рекламу, не соответствующую закону, и пока мы ее обнаружим, выдадим предписание, которое, в свою очередь, может быть оспорено в судебном порядке, она сыграет свою роль.
Грубым нарушением рекламного законодательства считается эксплуатация образа детей в рекламировании товаров и услуг не детского использования. Часто этим грешат страховые компании. Например, страховая компания «Чулпан» в Альметьевске даже специально открыли страхование для детей, чтобы оправдать использование их образа в рекламе своих услуг, ОАО «Нэфис Косметикс» - стиральный порошок «Bimax» family.
Много споров было по поводу «бегущей строки» по телевидению – принимать ее за рекламу или нет. Вопрос решился?
А.Л.: После всех обсуждений пришли к компромиссу – считать рекламой только информацию рекламного характера. Но ведь это половинчатое решение проблемы! Население было против не рекламы в виде «бегущей строки», а против самой «бегущей строки»!
Региональное Управление антимонопольной службы предъявляло претензии «Татспиртпрому» по поводу нарушения ими закона «О рекламе». Чем закончилась тяжба?
А.Л.: Дело дошло до рассмотрения в надзорной инстанции в Высшем арбитражном суде Российской Федерации. Надзор признал правоту и законность выданного предписания Татарстанского УФАС России ОАО «Татспиртпрому». А суть наших претензий заключается в том, что они брэнд водки «Ваш выбор» пытались выдать за брэнд производителя и, соответственно, проводили рекламную компанию с нарушением закона «О рекламе».
Многие фирмы используют брэнд водки в рекламе воды и прочих товаров, тем самым косвенно рекламируя и водку.
А.Л.: Мы считаем это нарушением закона, но доказать этот факт очень сложно. Сегодня по всей Российской Федерации около 20-ти подобных дел рассматривается в судах. Причем, половина дел рассматривается в пользу антимонопольных органов, половина – в пользу производителя. Например, по делу «Флагмана» решение принято в пользу антимонопольной службы, а дело против «Немирофф» антимонопольный орган пока проигрывает.
Все это происходит потому, что сегодня нет четкости в законодательстве. Ведь можно же определить критерии законного и противозаконного рекламирования! Но
доказать, что реклама «неэтична», вообще нельзя! За консультацией по вопросу этичности-неэтичности мы обращаемся в КГУ, на что предприниматель нам приносит заключение еще более уважаемого эксперта из Москвы! И в суде сталкиваются два суждения об этичности той или иной рекламы…
А реклама «досуга» Вам подвластна?
А.Л.: Мы пошли другим путем – объявили распространителями этой рекламы операторов связи, обнаружив у них специальное техническое оборудование для обеспечения связью диспетчеров «досуга». Одно из предписаний, выданных оператору связи (Татинком) дошло до разбирательства в суде. Суд признал законность нашего предписания. Конфликт других операторов разрешили в досудебном порядке.
Надеемся, что хоть перед 1000-летием Казани перестанут портить заборы.
«В России монополии оказалась приватизированными, а монополисты «проникли» в Госдуму…поэтому антимонопольные процессы у нас до сих пор тормозятся»
В мире существует несколько моделей антимонопольной политики государства. К какой из них тяготеет Россия?
А.Л.: Можно выделить три модели антимонопольного регулирования – американскую, европейскую и японскую.
Американская модель не приемлет существования монополии вообще, то есть если вы решили создать хозяйствующий субъект, то должны создать сразу два - для обеспечения условий конкуренции между ними. Все помнят историю Билла Гейтса, который и «попал» на том, что конкурирующая с ним фирма стала терять свои позиции на рынке. Билл Гейтс, чтобы не остаться монополистом, вложил в развитие своего конкурента 300 миллионов долларов, купив у него не голосующие акции. И все равно, он был признан монополистом и подвергся штрафу еще в 300 миллионов долларов. Вот это американский тип антимонопольной политики.
Американскую модель нельзя назвать бесспорной. Значит, на рынок нельзя выйти с ноу-хау?
А.Л.: Вот как раз японская модель антимонопольного регулирования и учитывает фактор новизны, чтобы прогресс не останавливался. Если вы имеете изобретение, правительственная комиссия решает, сколько лет дать вам на монопольное существование на рынке – 5 или 25 лет. А после 25 лет вы должны свои секреты «рассекретить» и создать конкурентную среду.
Третий тип антимонопольной политики – европейский, основывающийся на немецком понимании этого вопроса. Здесь процветает жесткий государственный контроль деятельности монополий. Монополия может быть создана, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его деятельности превышает негативные последствия его монопольного положения, в частности, в социальной сфере.
Россия пошла по европейскому пути?
А.Л.: Есть элементы европейской модели, но в целом Россия, как всегда, пошла своим путем. У нас монополии оказалась приватизированными, а монополисты «проникли» в Госдуму.
Конечно, монополисты сразу почувствовали преимущества монопольного существования на рынке. Им антимонопольное регулирование ни к чему, поэтому антимонопольные процессы у нас до сих пор тормозятся.
Внимание! Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по РТ через месяц надо будет искать по новому адресу – ул. Вишневского, 26.
25 января на сайте информационного агентства «Татар-информ» стартовал новый проект под названием «Открытый Татарстан». Не только подписчики, но и все посетители сайта www.tatar-inform. ru могут стать участниками интернет-конференции. Еженедельно «Татар-информ» организует встречи с первыми лицами республики, авторитетными руководителями республиканского и муниципального уровня, представителями бизнес-элиты и знаменитыми людьми. Площадка «Открытого Татарстана» - это самые «горячие» темы и обсуждение актуальных новостей.
Руководитель проекта - известный казанский журналист Татьяна ЗАВАЛИШИНА.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»