news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Александр ФЕДОРОВ: «Местные советы должны стать более самостоятельными»

16 мая в студии агентства "Татар-информ" состоялась видеоконференция, посвященная вопросам реформы местного самоуправления. Свой взгляд на проблемы и пути их решения в этой новой для постсоветской России области высказал председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета РТ Александр Федоров. С гостем студии беседовал журналист Тимур Шайдуллин.

Александр Степанович, в ряде федеральных СМИ появились материалы, свидетельствующие о том, что реформа идет несколько не так, как хотелось бы. В нашей республике, наоборот, наметились положительные сдвиги. Насколько же они ощутимы для рядового татарстанца?
А.Ф.: В новейшей истории России это уже четвертый закон, затрагивающий деятельность МСУ. Законы принимались еще в 1990,1993,1995 годах, однако они были нежизнеспособны. Это и потому, что произошел распад Советского Союза, и потому, что государственные органы власти не доверяли народовластию. Хотелось бы, конечно, верить в то, что закон, принятый в 2003 году об общих принципах организации местного самоуправления (МСУ) в России, не повторит судьбу предыдущих. Он более современный, в нем изучен богатейший опыт работы МСУ в развитых странах, где оно действует уже сотни лет. По сути, федеральный закон №131 вобрал в себя все лучшее, наработанное мировым опытом. Раньше в законах о МСУ не было четкого разграничения полномочий местных органов власти муниципальных образований, понятия территориальной целостности МСУ, зависимости муниципальных образований друг от друга. 131-й закон четко определяет статус муниципального образования (МО), отношения муниципальных образований, предусматривает, что МО образуются на основе поселений, муниципальных районов и городских округов, которые в себя вбирают полномочия и городских поселений, и районов города. Наш татарстанский закон об МСУ, в свою очередь, четко определяет все параметры существования МО. Всего же Госсоветом РТ принято более 100 законов, которые обеспечивают, расширяют, объясняют оба этих закона. Всего же в республике образовано 916 сельских поселений, 38 городских поселений, 43 муниципальных района и 2 городских округа. То есть, республика на МСУ четко поделена, то есть каждый клочок земли, каждый объект имеет своего хозяина на уровне муниципальных образований. В вопросах полномочий МСУ расписано, какие вопросы, на каком уровне решаются. Но в связи с тем, что часть государственных полномочий необходимо исполнять на местах, которые отсутствуют в вопросах местного значения, в Татарстане было принято 16 законов, где эти полномочия передаются на уровень МСУ. Вот если рассматривать вопросы местного значения сельских поселений, то можно видеть, что они решаются за счет доходов местных бюджетов, если есть налоговая база, а что касается передачи государственных полномочий, то они передаются вместе с финансовыми мандатами.

Многие эксперты говорят о том, что пока ход реформы идет в рамках переходного периода, который продлен до 2012 года. Что предстоит республике сделать за этот срок, на ваш взгляд, в том числе и с точки зрения законодательного процесса?
А.Ф.: Когда принимался закон, предполагалось, что он вступит в силу 1 января 2006года, а переходный период продолжится до 1 января 2009. Однако, во многих регионах России по ряду причин не определены границы даже между субъектами федерации. Это срывало нормы действия закона, поэтому российские парламентарии продлили срок вступления закона в силу до 1 января 2009 года, а, соответственно, переходный период до 2012 года. Но в нашей республике все требования 131-го федерального закона выполняются уже с 1 января нынешнего года. И у нас есть еще два года для того, чтобы более четко описать все границы МО в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного кодексов. А вопросов, к сожалению, при описании границ возникнет немало. Дело в том, что раньше их просто не было, поскольку были границы только населенных пунктов. Земли колхозов, совхозов, фермерских хозяйств не входили в состав МСУ, хотя все площади, независимо от формы собственности, закреплены за МО. Поэтому было так, что земли одного района находятся на территории другого, даже в республике часть земель расположены в соседних субъектах федерации, и наоборот. Решение этих вопросов будет немного осложнено тем, что передача земель и определение границ сопряжены с волеизъявлением населения, проживающего на данных территориях. Естественно, необходимо будет проводить референдумы.

Вы сказали, что Госсовет РТ принял более 100 законов, регламентирующих деятельность МСУ в республике. Не могли бы вы рассказать о наиболее значимых из них?
А.Ф.: Для того, чтобы МСУ работало, необходим целый набор законодательных актов на всех уровнях власти. Только федеральный центр внес в 131-ый закон уже 28 поправок, да и Госсовет РТ постоянно улучшает республиканский закон. Для того, чтобы муниципальная власть нормально работала, нужно чтобы вся структура власти законодательно была расписана. Необходимы правовые акты, регламентирующие деятельность муниципальных служащих, выборных депутатских и должностных лиц. Если в России закон о муниципальной службе был принят только в марте, то у нас он действует уже давно. Все права и обязанности муниципальных служащих в республике четко определены. Пока, к сожалению, нет у нас в республике закона о муниципальных выборных должностях, статусе муниципальных депутатов. Это в связи с тем, что по федеральному закону № 131 все республиканские законы в этой части должны соответствовать федеральным законам, а их пока просто нет. И на уровне субъекта федерации поэтому мы не можем принять даже законодательный акт. Впрочем, на следующем заседании нашего парламента мы будем рассматривать в первом чтении поправки к закону о муниципальной службе, где вероятно, примем отдельную статью о муниципальных должностях. С тем, чтобы работающие там люди имели закон, на который они могли бы опираться и по которому должны работать. Вместе с тем, считаю, что все законы, которые необходимы для полноценной деятельности МСУ и на федеральном, и республиканском уровне приняты. Но чтобы они работали, требуется финансовое подкрепление. Для этого необходимо на уровне федерации пересмотреть налоговую базу, внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы хотя бы большинство МО было самодостаточно. О 100 процентах здесь речь вряд ли идет, поскольку даже в развитых странах Запада этот показатель колеблется в пределах 40-50 процентов. На данный момент в республике из 999 МО самодостаточны 32, и то нельзя сказать, что они самодостаточны настолько, чтобы исполнять все полномочия, прописанные в 131-м или нашем республиканском законах. Наш комитет планирует проведение 31 мая выездного заседания в Лаишевском районе, где речь пойдет об обеспечении решения вопросов местного значения на уровне сельских поселения и муниципального района. Мы рассмотрим именно финансовую сторону, потому что при посещении районов республики, встреч с избирателями, местным депутатским корпусом выяснилось, что средствами подкреплено не все.

Например, прописано обеспечение пожарной безопасности. Но даже история показывает, что пожарная техника, имущество пожарных дружин никогда не принадлежали местным поселениям. Как правило, они относились к тем или иным предприятиям. На селе же предприятиям всех форм собственности сейчас невыгодно содержать дополнительные организации, те же пожарные отряды. Поэтому вся нагрузка ложится на уровень МСУ, а средств на это у них просто нет. Пожарный надзор приезжает на объекты, выписывает предписания, штрафуют руководителей МО или сельских предприятий, а у них нет денег на то, чтобы выполнить все предъявляемые им требования. И когда главы районов говорят, что приобрели технику для тушения пожаров, чтобы хоть как-то обеспечить безопасность, оказывается что это нецелевое использование средств. Вот мы и хотим посмотреть - все ли из тех более чем 30 полномочий, переданных на уровень МСУ, обеспечены финансовыми мандатами. Если чего-то не хватает, надо подумать, как решить этот вопрос, вплоть до отказа от таких полномочий.

Равиля из Высокогорского района интересует такой вопрос: «Сейчас много говорят об укреплении налоговой базы. Не коснется ли это предпринимателей, и могут ли МСУ ввести дополнительные налоги?».
А.Ф.: Муниципальные образования могут вводить дополнительные налоги в качестве самообложения. Но как гласит закон, «для решения каких-либо конкретных задач», то есть не для наполнения бюджета, а, например, построить мост, водопровод, купить ту же пожарную технику. Но ведь налоговая база четко выстроена Налоговым кодексом, где прописано, что имеют право делать МСУ, а что нет. Но вводить дополнительное бремя для налогоплательщика – противозаконно. Такими мерами можно просто задушить производителя. Я считаю, просто большая часть налогов, которые собираются на местах, должна там и оставаться. Сейчас в Госдуме РФ рассматривается вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс, чтобы обеспечить самодостаточность муниципальных образований (МО).

А как, на ваш взгляд, можно повысить самодостаточность МО, хотя бы в республике, и хотя бы на 10-15 процентов?
А.Ф.: В первую очередь надо исполнять тот закон, который сейчас действует. Надо и на местах постараться сделать так, чтобы все налоги, которые там должны собираться, собирались. Это налог на землю, имущество, недвижимость, НДФЛ. Сейчас после введения в Налоговый кодекс получилось, что план по налогам с земельных участков срывается. Налог можно брать лишь с того участка, который зарегистрирован. К сожалению, большинство участков государственную регистрацию не прошли. Поэтому МО не имеют права облагать их налогом, а это - основной налог поселений. Так что органы МСУ должны сделать все, чтобы обеспечить регистрацию земельных участков, недвижимости. Иногда ведь люди месяцами ходят в регистрационные органы, и хотя МСУ сами заинтересованы в отсутствии очередей, никаких мер не принимается. Приведу один пример. В большинстве МО отсутствуют парикмахерские, ателье. Но ведь люди где-то стригутся, ремонтируют обувь, но те, кто оказывает эти услуги, как предприниматели не зарегистрированы, поэтому и налогов не платят. И это касается не только услуг, но и производства товаров. Я не хочу сказать, что они уклоняются от уплаты, просто власти на местах должны более четко контролировать этот процесс, помочь этим предпринимателям зарегистрироваться.

Получается, что недоработок хватает. И все-таки, откуда должна идти инициатива? Либо федеральный центр или республика должны законодательно облегчить жизнь МСУ, или сами местные власти должны более активно работать? Многие вопросы ведь из Казани или Москвы не решить, я говорю о проблемах местного значения.
А.Ф.: Абсолютно с вами согласен. Я сторонник того, чтобы местное самоуправление стало именно местным самоуправлением. Люди должны жить не по подсказке сверху, а чтобы инициатива исходила от них самих. Почему, к сожалению, 999 МО, имеющих законодательную инициативу в республике, практически не пользуются этим правом. Все ждут решения республиканской власти, хотя предложения должны идти с «низов». Хотелось бы, что местные советы, главы поселений стали более самостоятельными, независимыми, инициаторами новых законов. Тех, которые позволят МСУ развиваться эффективно.

Сейчас в республике проходят Дни «Единой России». Наверно, и там бывает немало дельных предложений?
А.Ф.: К сожалению, там часто речь идет не о развитии законодательной базы, а о местных вопросах, таких как строительство бани, прачечной. Хотя это уровень местной сельской власти.

Последний вопрос. Каким вы видите идеальное местное самоуправление?
А.Ф.: Самодостаточным, во главе которого стоит всенародно избранный на прямых выборах глава. Где работает грамотнейший представительный орган, где собраны специалисты высочайшего класса, способные думать о будущем и работать на перспективу.

Материал подготовил Тимур ШАЙДУЛЛИН
Фото Аяза ХАСАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400