news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

^Александр ДЕМИН: «В детском хоккее все гораздо интересней»

Читайте нас в

В информационном агентстве «Татар-информ» в преддверии Международного дня защиты детей стартовал пресс-марафон, в рамках которого журналисты могут пообщаться с талантливыми представителями подрастающего поколения нашей республики, в свои юные годы уже достигших выдающихся успехов в разных сферах жизни. 27 мая в рамках пресс-марафона прошла первая встреча, в которой участвовали игроки команды ДЮСШ «Ак Барс» 1993 г.р. под руководством тренера Александра Демина. В апреле этого года ребята стали победителями чемпионата мира среди клубных команд, который проходил в канадском Квебеке.

13 лет – и уже чемпионы мира. Самое первое, что приходит в голову, как вы до этого достигли?
А.Д. Мы очень хорошо себя зарекомендовали в Европе, уже два года выезжаем в Финляндию, Швецию, народ там очень хорошо разбирается в хоккее, и таким образом мы попали на чемпионат мира, который проводился в Квебеке (Канада). Это клубный чемпионат мира, это не сборные играют. В основном там до нас были москвичи, до нас, до провинции, не доходили приглашения. А те люди, которые нас увидели в Финляндии, в Швеции, те люди, сказали, что очень интересная команда и таким образом мы попали на этот турнир.

А там много участвует команд?
А.Д. Да, со всего мира. Знаете, там очень интересная такая градация по уровню мастерства: есть турниры категорий АА, ВВ, СС и так далее. Мексиканцы играют – в сомбреро ходят, Индонезия. А в высшей группе - команды стран, где степень развития хоккея очень высокая: Россия, Канада, Швеция, Финляндия. То есть мы играли в самой высшей категории.

Как вы набираете ребят, сами приходят или где-то ищете?
А.Д. По-всякому. Примерно в это же время 7 лет назад – в 1999 году - мы впервые встретились с этими мальчишками. Были там и еще другие ребята, но в спорте выживает сильнейший. Год прошел, те кто послабее, ушли, кто-то подтянулся. За эти 7 лет столько воды утекло, столько мы переработали. На первом собрании с родителями и мальчишками были поставлены очень высокие цели. Ребята занимаются только те, кто хочет стать хоккеистами. Ну, не все станут хоккеистами высокого уровня, но каждый на какую-то свою ступеньку хоккейного мастерства залезет. Мы участвовали во многих очень представительных турнирах. Когда провожали из большого спорта знаменитого хоккеиста Игоря Ларионова, нас тоже пригласили на турнир. Выступили неплохо - 4-е место среди самых сильнейших команд России. То есть мы живем полной хоккейной жизнью. Помимо того, что мы играем в хоккей, тренируемся, ездим в зарубежные страны, мы в этих странах очень много интересного видим. Представляете, 13-летние мальчишки были в Монреале и смотрели хоккейные матчи, где играл «Монреаль» с «Нэшвиллом», наши соотечественники: Ковалев, Марков. Вот у нас в Казани построили грандиозный ледовый дворец 10-тысячный, а там 20-тысячный – в два раза больше.

А теперь вопрос к ребятам - как вы сами пришли в эту команду? Родители вас за руку привели, вы сопротивлялись, а потом понравилось, или сами кричали: «Хочу в хоккей!», или было без разницы, чем заниматься? У каждого, видимо, своя история есть.
Аскар:
В хоккей я попал чисто случайно. Меня хотели прежде всего вылечить от астмы. Врачи прописали занятия спортом. Это очень хорошо влияло на легкие, и таким образом я вылечился. Потом я уже втянулся. Хотя тогда я не понимал еще всей значимости – меня привели, сказали «Играй». И я заиграл.

У нас традиционно, когда ребенок болеет, ему дают справку – освобождение от физкультуры, говорят, спорт – ни-ни. Хоккей действительно лечит от таких тяжелых болезней?
А.Д. Я тоже очень много таких историй слышал. Вспомните, хотя бы Ирину Роднину. Она тоже была болезненным ребенком, и ее начали водить на каток. Так что все бывает. Говорят же «Клин клином выбивают», может быть, это как раз тот случай.

Никита: У нас есть знакомые, у которых сын играет в команде 1992 года рождения. Однажды он пришел к нам в форме – весь такой красивый, и мне тоже очень захотелось пойти в хоккей.

А какие высокие цели? На кого равняешься?
Я защитник, поэтому равняюсь на Руслана Салея, Каспарайтиса.

Булат: Когда я был маленьким, с папой ходил на игры «Ак Барса», и тоже захотел играть в хоккей. Папа привел меня в школу, и теперь я играю и хочу и дальше играть в хоккей.

Значит, твой приход в хоккей – это заслуга папы, прежде всего?
Я сам упросил его.

Данил: У меня то же самое. Мне очень понравилась игра, и я попросил родителей привести меня в хоккейную школу.

А.Д. У Данила еще и старший брат занимался хоккеем в нашей школе.

Альберт: У меня тоже, как у Данила, старший брат занимался хоккеем, а я смотрел хоккей по телевизору, ходил на матчи, хотел добиться высоких результатов, пошел в школу.

А что означает буква «К» у тебя на майке?
Капитан команды.

Значит, самый главный. И как ты справляешься с этой командой?
Нормально…

В чем особенность капитана команды по отношению к другим игрокам?
Ну, во-первых, нужно настраивать команду на игру.

Безобразничает сильно команда?
Нет…

А.Д. Бывает, бывает иногда, но это все в рамках. Мальчишкам нужно обязательно и побаловаться, и поиграть. А капитан – это проводник моих идей, чтобы передавать те мысли, которые я не могу непосредственно до ребят довести. Так что он самый заводила и на поле, и в тех ситуациях, когда возникают различные нюансы. Это команда, это мальчишки, это каждый - личность. Бывают такие моменты – «я не хочу с ним играть, а я не хочу с ним». Это все очень серьезно, этот коллектив собирается по крупицам 7 лет. Поэтому Альберт у нас очень ответственный человек. Его выбрали ребята, он авторитет.

Значит, у вас демократия?
Да.

Олег: Меня привели в хоккей родители. Тогда я был еще маленьким, не понимал многого. Но мне понравилось.

А.Д. Я добавлю – Олег у нас еще и танцор, он ходил параллельно на брейк-данс, и теперь, когда мы выезжаем на сборы в лагеря, такие заворачивает выкрутасы – девчонки просто падают.

А времени хватает – школа, хоккей, брейк-данс?
Ну, брейк-данс я теперь бросил.

Кирилл: Мне предложили играть в хоккей родители. Я еще не понимал, что это за спорт, а когда подрос – понравилось. Сначала было тяжело, тем более у меня все время на глазу был «ячмень», но потом прошло.

А какая у тебя функция в команде?
Нападающий.

А.Д. Кстати, Кирилл чуть-чуть попозже остальных начала заниматься. Если в основной массе ребята занимаются 6-7 лет, то Кирилл – 5 лет. Так что именно в этом плане было тяжелей, потому что он влился в этот коллектив позже. Но догнал и сейчас среди лучших.

Саша: Меня в эту команду пригласили, а сам я из Соликамска. Меня тоже папа привел на хоккей посмотреть, мне понравилось, и друзья у меня все хоккеисты были.

А.Д. Саша – это особый разговор. Он у нас уже год живет. Сейчас пошла такая тенденция – по всей России – лучших собирать. Мы тоже проехали по всей России. В Ярославле, знаете, есть знаменитая школа. Там ребята собраны со всей России, Украины, Белоруссии. Я этого мальчика уже лет 5-6 знаю. Мы ездили в Магнитогорск, в Пермь на турниры, там его видели. И мальчишка с папой решили, что «Ак Барс» - это та команда, которая его выведет на какой-то высокий уровень. Мальчик год без родителей. Поначалу жил с еще одним мальчиком на квартире, было очень много сложностей. Сейчас живет в гостинице. Ну, сейчас, дай Бог, к августу запустят интернат на базе «Ак Барса». Там есть все условия. А так тяжеловато, без мамы, без папы, мальчик такой семейный, домашний. Но цель есть стать большим мастером.

А каково это без родителей? Сам себе готовишь?
Нет, в ресторане кушаю.

А что предпочитаешь?
Что дают, то и едим.

Стремитесь ли вы вырасти в мастеров, и все ли смогут вырасти до мастеров?
А.Д. Ну, такого не бывает. Каждый заберется на свою ступень. Моя задача – создать хороший коллектив, и в таком коллективе они каждый себя проявят. Не бывает все одинаковых 20 человек. У каждого свои интересы помимо хоккея. Свои взгляды на этот хоккей, вот когда мы будем командой единомышленников, те идеи, которые я им предлагаю, те идеи, которые у них складываются посредством тренировок, общения, позволят каждому забраться на свою ступень. А цели обязательно нужны, без цели невозможно чего-нибудь добиться. Каждый должен выбрать цель соответственно своему развитию и достичь ее.

А в каком возрасте наступает момент, когда человек должен выбрать, идет он в профессиональный спорт или живет какой-то другой жизнью?
А.Д. Уже 7 лет работаем, и на уровне 13-15 лет будет расслоение. Наступает такой момент и в связи с переходным возрастом. Помимо желания возникают такие моменты, которые могут отодвинуть хоккей на второй-третий план.

Вы много ездите и по миру, и по России. Как это отражается на учебе? Вы в каких школах учитесь?
Аскар: Большинство из нас учится в первой спортивной школе. Я учусь в 3-й, но у меня все равно свободный график посещения, и пропускаю очень много из-за тренировок, из-за разъездов. В школе, конечно, понимают, но все равно приходится работать и за пропущенные уроки, и домашние задания все делать.

Ваш директор вас наверное в рамочку поместил
А.Д. Вот Никита Одинцов – славная 122-я школа. Там у него уголок уже свой есть, с портретом. А вообще выходим из положения любыми путями. Булат, например, он хоть и в спортивной школе учится, нашей, хоккейной, но я знаю, с репетиторами занимается, если что-то не получается. Без образования все равно ничего не получится. Я вам скажу по первому выпуску – 1972 года рождения. Тот же Миша Сарматин, Вадик Алимов, который Токарев сейчас стал – они у меня все занимались – они поступили в университет на физфак. Если человек себе ставит целью помимо физического развития еще и умственное, образование получит.

А какие самые любимые предметы в школе, кроме физкультуры?
А.Д. Ее нет, кстати, физкультуры, в школе ни у кого. Мы обходимся хоккеем.

Аскар: Я больше люблю точные науки: алгебру, геометрию, физику.

Никита: Литературу очень люблю, английский.

А.Д. Кстати, главные наших переводчиков в зарубежных поездках – Никита и Аскар. Мальчики хотят там сувенирчики поменять, значки – они главные участники этих обменов. По-английски шпарят, как у себя дома.

Булат: Я очень люблю языки, английский, русский. Хорошо занимаюсь по-английскому, неплохо знаю язык и могу свободно общаться с другими игроками, жителями разных стран.

Данил: Я люблю литературу, географию, русский язык, историю

Альберт: История, татарский, география.

Олег: Математика, история, география, биология.

Кирилл: Мне русский нравится очень – родной язык, математика, татарский, география.

Саша: Мне математика, русский, биология, география, история.

А почему почти всем нравится география, это какой-то особенный предмет у вас в школе?
А.Д. Флажками отмечают на карте города, где побывали (смеется).

Аскар: Наверное, потому что изучаем другие страны, интересные места в мире.

А самое яркое впечатление от какого города или страны у вас осталось?
Аскар: Мне кажется, все скажут, что это Канада.

Потому что это хоккейная держава?
Аскар: Наверное, да.

В недалеком будущем вы все себя в хоккее видите?
Аскар: Мы все надеемся на лучшее, все хотим себя в хоккее видеть.

А в каком хоккее, отечественном или в НХЛ?
Аскар: Чтобы попасть за океан, надо сначала попасть в отечественный хоккей. Сразу попасть в НХЛ не получится.

Значит предел мечтаний пока все-таки там?
А.Д. Канада это все-таки хоккейная Мекка. Представляете, мы улетели на другой континент, летели 14 часов. И вот для меня самым главным впечатлением стал момент награждения, когда в честь этих мальчишек артисты вживую пели гимн России. Вчера было чествование «Ак Барса» - поистине грандиозное событие. И в честь нас там был такой же праздник – светомузыка, гимны, построения, национальные танцы. Это меня тронуло до глубины души, а представляете – мальчишка выиграл, и в честь него подняли флаг и вживую пели гимн. Если это западет в душу, то в совокупности с поставленной целью это должно привести к тому, к чему все стремятся.

Что нужно сделать не только спортивному сообществу, но татарстанскому обществу в целом, чтобы победа «Ак Барса» не была единственным случаем в 8 лет. Забрать этот кубок и держать?
А.Д. Вчера, кстати, Шаймиев сказал, что теперь только мы будем майки «Ак Барса» ЦСКА дарить. Сейчас в хоккейном хозяйстве в Татарстане очень большие подвижки. Прямо как на дрожжах хоккей растет. Посмотрите, сколько дворцов построили по всей республике. В Казани хоккей получил огромное развитие. Государство все-таки должно заниматься этим делом – не коммерческие структуры, а государство. Должна быть программа, система. Ведь есть очень хорошие наработки у нас в России – в советские времена был хоккей, который никого просто не чувствовал, даже канадцев. Надо объединить старые наработки и современные методики – наши и зарубежные. Тогда у нас будет настоящий хоккей. Хотя в спорте не бывает такого, что ты всегда первый. Сегодня повезло одному, а завтра другому. Мальчишки ведь тоже занимаются хоккеем и в Канаде, и в Москве, и в Тольятти. Но нельзя торопиться. Мне вот нужно этих мальчишек к 11-му классу сделать из мальчишек не только хоккеистов, но и людей. А не так, чтобы сегодня сразу завтра первое место, и послезавтра первое место – такого не бывает. Для себя у меня планка такая – в первом выпуске у меня было 4 чемпиона в составе «Ак Барса», вчера чествовали еще одного моего воспитанника Диму Обухова. Думаю, из этих мальчишек чемпионов сделаю, и можно на пенсию идти. А тут есть мальчишки, из которых получатся чемпионы России. Так что будем ждать.

А как вы проводите свободное время? Как расслабляетесь после большого напряжения, в том числе и умственного. Хоккей же – это математика на льду. Причем соображать надо очень быстро. Поэтому интересно, как вы расслабляетесь – вместе, порознь?
Аскар: Вместе мы отдыхаем на турнирах, на сборах. Для этого существует тихий час. Можно перед сном отдохнуть. В лагерях и на турнирах есть свободное время, когда можно просто полежать. А дома в Казани отдыхаем порознь – смотрим телевизор, читаем книги.

Ваши родители привели вас в хоккей, оказалось, что вы более, чем способны. В результате теперь они вас видят редко. Как они реагируют на ваши поездки?
Аскар: Ну конечно переживают, как бы чего не случилось – мы постоянно даем о себе знать. Когда возвращаемся, то радуются, а уж если с победой приедем, то радостно вдвойне.

В детском хоккее существуют травмы?
А.Д. Да, конечно, это спорт. Как и во взрослом хоккее существуют травмы.

А команды дерутся на льду?
А.Д. Да, случается. В нашем российском хоккее судейство оставляет желать лучшего, и поэтому очень часто бывает предвзятое отношение судей. Это вызывает определенное сопротивление со стороны ребят, эмоции выплескиваются. Подраться можно. Иногда бывают даже установки на игру. Например последний раз мы играли в Новочебоксарске на первенстве России, так там у соперников была установка запугать, побить наших ребят. А у нас была установка не отвечать, перетерпеть. Приехали все в синяках, побитые. Но зато победили, и мы сильнее, и лучше выполняем те требования тренера, которые пиводят к успеху. Все бывает – это спорт. И детский – такой же как взрослый.

То есть на льду отличия от взрослых нет?
А.Д. Нет. Это просто маленькая копия. Единственное, на мой взгляд отличие – все гораздо интереснее. Нет тех заученных схем, позволяются определенные вольности. Дети есть дети и импровизация присутствует. Если это приносит успех, то почему бы не дать детишкам такую возможность.

У нас довольно часто взрослый хоккей транслируется по телевидению, а детского мы почти не видим. Как с этим обстоят дела в той же Канаде?
А.Д. Там везде хоккей. На одном канале показывают НХЛ, а на других – другие лиги. Детские и взрослые.

Считаете у нас надо показывать детский хоккей?
А.Д. Обязательно. Особенно детский хоккей. Вы знаете как приятно было посмотреть, когда показывали «Золотую шайбу» из Москвы в течение всего дня. Приятно было увидеть Кубок Третьяка. Мы видели в той команде наших представителей 1994 года. Детский хоккей обязательно надо показывать – это очень интересно, гораздо интереснее, чем взрослый.

Учитывая, что 80 процентов посетителей нашего сайта находятся за пределами Республики Татарстан, наверное было бы интересно обратиться к ним по-английски так, чтобы они поняли, что вас им никогда не переиграть. Готовы сказать пару слов своим заграничным коллегам?

Аскар: По-английски или вы потом переведете?

Я не смогу перевести так, как вы.
Аскар: Well, I want to say to you, that your journey from little child to hockey star will not be easy. And I think, if you work hard, you become big real star – not overrated star. And you will play in NHL, or in other big league».

Никита: I want to say, that they can be better, and they will play with strong players and strong teams.

И пусть они на том конце океана вздрогнут, увидев наших ребят.

Спасибо вам что, вы пришли, побед вам и счастья нам наблюдать вас долгие годы.

Беседовал генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид ТОЛЧИНСКИЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100