news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Альберт ВАЛЕЕВ: «Лучше пить бутилированную воду»

Традиционная on-line конференция в студии агентства «Татар-информ» была посвящена проблемам качества питьевой воды. На вопросы отвечал специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по РТ Альберт Валеев. Вел беседу журналист Олег Павлов.

Качество питьевой воды в республике значительно ниже среднероссийских показателей. Такую оценку специалисты дали в декабре прошлого года на заседании «круглого стола» в Академии наук Татарстана. Насколько вы согласны с мнением коллег?
А.В.:
Среднереспубликанский показатель качества питьевой воды в Татарстане на 5 процентов выше, чем в среднем по России, и на 1 процент выше, чем в среднем по ПФО. В России процент неудовлетворительных проб воды по химическим показателям в 2006 году составлял 17,2 процента, у нас – 12,6. По микробиологическим показателям качество татарстанской воды также лучше на 6 процентов.

Уже второй раз принята целевая программа «Питьевая вода Республики Татарстан», первая была принята в 1999 году. Выполнение ее составило 30-40 процентов, что для тех лет, учитывая сложности финансирования, неплохой показатель. Разведываются запасы подземных вод, в частности, они были найдены для водоснабжения Альметьевска, Заинска. Еще в рамках первой целевой программы были решены проблемы водоснабжения Агрыза, которое было переведено с речного водозабора на артезианскую воду, водоснабжения Уруссу, где население ранее пользовалось привозной водой. В Бугульме в 2006 году был построен артезианский водозабор, и город тоже отказался от речной воды. Мы отдаем предпочтение подземным водам, а не поверхностным, потому что антропогенная нагрузка на поверхностные водоемы все больше и больше увеличивается. Вспомните аварию в Уфе с попаданием фенола в Каму. Он до нас не дошел. Но в тот год наши очистные сооружения не были готовы к тому, чтобы выдержать такую атаку.

В Ютазинском и Бавлинском районах 6 населенных пунктов пользовались привозной водой, поскольку в 50-70 годы вопросам экологии нефтяники много внимания не уделяли. Произошло засолонение подземных вод. Для поддержания пластного давления закачивается в нефтяной пласт соленая вода, чтобы вытеснить нефть и поднять ее на поверхность. В итоге были выведены из строя хорошие подземные источники в нефтедобывающих районах. Сейчас серьезно относятся к вопросам экологии, и эти проблемы были решены.

А какое в Казани качество питьевой воды?
А.В.:
В большинстве районов Казани используется волжская вода. Зона санитарной охраны волжского водозабора – второй пояс - рассчитывается исходя из скорости движения воды в реке и простирается до Звенигово в Марий Эл и до Козловки в Чувашии. На этом протяжении у нас 38 выпусков сточных вод – очищенных, неочищенных и условно чистых. Обеспечить 100-процентную гарантию качества воды нельзя. Любая техногенная ситуация – и мы можем пострадать. Степень очистки водопроводной воды на сегодняшний день не соответствует современным требованиям. Должны быть передовые, универсальные, эффективные и современные методы очистки, такие как озонирование и углевание. Озон - это прекрасный окислитель, он борется не только с микробами и вирусами, но может убрать и нефтепродукты, и синтетически активные вещества, и соли тяжелых металлов. Но это очень энергоемкое, очень дорогое удовольствие.

Есть ли прогресс в развитии систем очистки?
А.В.:
Небольшой. На волжском водозаборе лет 5-6 назад была введена в действие первая очередь 5-го пускового комплекса. Но ни озонирования, ни углевания – современных средств очистки воды - на волжском водозаборе так и не применяется до сих пор. Сейчас в Нижнекамске идет строительство очистных сооружений, где будут учтены современные универсальные методы водоподготовки: первичное и вторичное озонирование, хлорирование и углевание. Это будет единственная уникальная станция в республике. В этом году ее должны сдать в эксплуатацию.

Что такое качественная вода, как определить ее качество?
А.В.:
Обычный человек может определить качество воды по показателям вкуса, цвета, прозрачности – это называется органолептические показатели. Есть еще санитарно-химические показатели, они определяются в лаборатории. Всего СанПин нормирует порядка 87 обязательных показателей качества воды, которую мы пьем.

В летнюю жару очень хорошо расходится в продаже бутилированная вода. За ее качеством вы следите?
А.В.:
На минеральную воду все заключения дает Москва, мы же занимаемся только бутилированной питьевой водой. Каждая партия воды поступает к нам на лабораторный контроль, на краткий химический анализ, на органолептические показатели и на полный анализ. Лучше пить бутилированную питьевую воду. Ее очищают, обеззараживают ультрафиолетом и озоном, умягчают, если нужно, добавляют полезные микроэлементы. Весь мир ее пьет с 60-70 годов. Мы только начинаем, но темп роста потребления большой – у нас в республике около 40 цехов по производству бутилированной питьевой и минеральной воды.

Можно ли рассчитывать на то, что когда-то у нас водопроводная вода станет качественной?
А.В.:
С 1984 года проводились изыскания подземных вод для Казани. Столбищенский участок уже разведан, там нашли большие запасы воды - больше 200 кубометров в сутки, это почти половина волжского водозабора. Но до сих пор нет даже проекта развития артезианского водоснабжения города. С другой стороны, для качественной подготовки водопроводной воды необходимы очень дорогие станции. Между тем, суточное потребление воды по расчетам составляет 320 литров на человека, из которых в качестве питьевой воды употребляется около 3 литров. Безусловно, водопроводная вода должна отвечать всем требованиям и быть гарантированного качества. Но пока лучше пить все-таки бутилированную питьевую воду.

С жалобами на качество питьевой воды казанцы могут обращаться в Управление Роспотребнадзора по РТ по телефону: 238-53-13.

Материал подготовила Елена ЧЕМБАЕВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400