news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ: «Больше всего сейчас стране нужны грамотные инженеры»

 При КНИТУ имени А.Н.Туполева открывается Инженерный лицей-интернат, куда будут принимать детей, начиная с 7 класса. Для будущих инженеров создадут все условия для обучения. Учебное заведение будет иметь тесные связи с ведущими заводами Татарстана. 

В ходе организованной ИА «Татар-информ» на вопросы ведущего и журналистов ответили ректор Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева Альберт Гильмутдинов, первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов и директор Инженерного лицея-интерната Рамис Зарипов. 

 

Альберт Харисович, вы, руководитель вуза, готовящего основной ударный потенциал по инженерно-техническим профессиям, как относитесь к проведению в Казани в 2019 году чемпионата по рабочим профессиям Worldskills? 

А. Г.:
 Без преувеличения, это выдающееся достижение не только для Казани и Татарстана, но и для России. К решению этой задачи подключался лично Президент РТ Владимир Путин. Это важнейший проект федерального уровня. Поэтому здорово, что в 2019 году чемпионат рабочих профессий пройдет в Казани. Надо признать, у нас много хороших школ и университетов, но в последние полтора года инженерные профессии стали самым узким звеном в системе образования. Чемпионат должен радикально изменить ситуацию в лучшую сторону, что в конечном итоге отразится на экономике страны. 

 

Каково ваше отношение к чемпионату, Тимерхан Булатович? 

Т. А.: 
Идея провести чемпионат была сформулирована в 2012 году. Чемпионат воспринимался как некое профориентационное мероприятие. На имя Владимира Владимировича Путина было направлено соответствующее письмо Президента Татарстана. Мы готовили по этому поводу заявку. Приятно сознавать, что мы победили. Я считаю, что это будет важным событием: чемпионат будет касаться всех учебно-профессиональных учреждений Татарстана. За это время необходимо создать команду, основательно подготовиться. 

К нам приедут большие школьные и семейные делегации со всего мира. Они смотрят на эти профессии и увлеченно познают азы этих видов деятельности. Чемпионат будет иметь важное значение и для выпускников школ. 

Альберт Харисович, снова обращаюсь к вам. Введите нас в курс темы, связанной с подготовкой инженерных профессий. Как ваш вуз в этом отношении идет по новому для Татарстана, да и, наверное, для страны пути? 

А. Г.: 
Поводом для сегодняшней встречи стало открытие в Казани инженерного лицея. В этом году он станет действовать просто учебное заведение. Со следующего года он станет школой полного дня, то есть лицеем-интернатом. 

Я сейчас отвлекусь. Перед сегодняшней встречей меня спросили, как мы заинтересовываем молодых людей, чтобы они выбрали для себя именно инженерные профессии. В вузе пройдет череда событий, которая должна заинтересовать тех, кто выбирает для себя профессию инженера. 

4 сентября на базе вуза состоится уникальный эксперимент, связанный с атмосферным давлением, которого мы практически не ощущаем. Суть его такова. Берутся две полусферы, из которых выкачивается воздух, и они плотно примыкают друг к другу. Сначала дети пытаются оторвать друг от друга эти две полусферы. Затем к этому привлекаются две пары лошадей, но полушария по-прежнему остаются намертво прижатыми друг к другу. Затем за дело берутся шесть пар лошадей. Однако и им не удается разомкнуть полусферы. В конечном итоге с помощью винтика воздух выпускается из полушарий, и они рассоединяются сами собой. 

В свое время этот эксперимент разработал и реализовал немецкий ученый из Магдебурга (Отто фон Герике – прим.Т-И). В начале сентября коллеги из Германии на грузовиках и фурах привезут все необходимое оборудование для проведения эксперимента в Казани. 16 лошадей мы арендуем на Казанском ипподроме – Минсельхозпрод РТ, думаю, нас поддержит. Эксперимент пройдет в виде костюмированного шоу. Такие необычные мероприятия увлекают детей и приближают их к инженерной профессии. 

Предложил открыть в Казани лицей-интернат в своем послании Госсовету РТ Рустам Минниханов. Он дал поручение, что в 2015 году необходимо приступить к созданию лицея. Лидер Татарстана поддержал наше начинание. Была выделена приличная сумма средств на создание производственной базы учебного учреждения. 

Проект реализуется на базе общеобразовательной школы №46 Ново-Савиновского района Казани. Она реконструируется, чтобы функционировать как лицей. Без преувеличения, мы создаем школу будущего, которая станет специализироваться на подготовке элиты будущей инженерии. Больше всего сейчас нужны грамотные инженеры. 

Тимерхан Булатович, что вы можете сказать о казанском нововведении. 

Т. А.: 
Обучение в лицее будет направлено на инженерные специальности. Этот проект заработает в сфере профориентационного дополнительного образования. Выпускники лицея смогут беспрепятственно поступить в КНИТУ-КАИ. 

В ближайшее время еще одна подобная школа откроется в «Иннополисе», где также ведется набор учащихся и педагогов. Продолжается процесс подготовки преподавателей. 

 

Вопрос Рамису Рафаэлевичу. Какой вы видите систему обучение в лицее? 

Р. З.: 
Мы позиционируем себя как школу. Академические знания будут применяться в проектной деятельности и производстве. Грубо говоря – все, что дети будут проходить теоретически, они будут отрабатывать во время производственной практики. Планируется тесное сотрудничество с промышленными предприятиями. 

1 октября мы переедем в новое здание, которое будет оснащено по последнему слову техники. «Фишкой» лицея станет 4-й этаж здания, где разместят современные заводские станки. Лицеисты смогут разрабатывать проекты, а затем внедрять их в производственный процесс. 

Еще одной «фишкой» станет то, что дети будут учиться не только собирать детали по схемам, но и создавать их собственными руками. Не брать готовую шестеренку за основу, а самому рассчитать ее параметры и отлить из металла. 

А. Г.: Я хотел бы добавить к сказанному несколько моментов. В стенах лицея дети станут постигать основы математики, физики, информатики. Важное место займет спортивная, физическая и языковая подготовка. Много внимания будет уделяться художественному воспитанию. Мы должны сформировать сильную личность, которая сможет решать любые технические задачи. Как нам кажется, это будут будущие лидеры. 

 

С какого класса будут принимать в этот лицей? 

А. Г.: 
В лицей смогут поступать дети, начиная с 7 класса. Здесь они будут заканчивать 8, 9, 10 и 11 классы. В этом году школа станет развиваться в два этапа. Учебный год, хотя предстоит еще решить ряд организационных вопросов, мы начнем 1 сентября. Под лицей отводится здание №8 вуза. В этом году мы набираем один 7 класс, два 8-х, два 9-х и один 10. 

В 2016-м планируется построить здание общежития, которое через переход соединится с основным корпусом. Дополнительный корпус планируется возвести для спортивного блока. Там же расположатся актовый зал, большая столовая, выход к которым будет осуществляться также через переход. На следующий год станем полноценным инженерным лицеем-интернатом. Тогда в школе целого дня смогут обучаться 200 детей на полном содержании нашей республики. Будем стараться приглашать и детей из сельских районов – у нас много одаренных талантливых детей. 

Как осуществляется зачисление детей в лицей? 

А. Г.: 
Прием школьников будет проводиться на конкурсной основе. Отбор пройдет в несколько этапов. Если в текущем году претендент не смог пройти отбор, то он сможет попробовать свои силы через некоторое время. 

У детей, которых возьмут на учебу в лицей уже в этом году, есть ли реальные шансы принять участие в чемпионате рабочих профессий в 2019 году? 

Р. З.: 
Их участие вполне возможно, правда, необходимо попасть в сборную команду. 

Какие специальности сегодня оказались наиболее востребованы в вашем вузе в ходе вступительных экзаменов? 

А. Г.:
 Все наши смелые ожидания оправдались. Средний балл в этом году составил под 69. В вуз пришла самая сильная когорта выпускников наших школ. Повышенным спросом пользовались такие специальности, как машиностроение, лазерная технология, техническая физика, информационная безопасность, инженерное программирование. Оказались востребованными специальности, связанные с радио- и наноэлектроникой. Лидеров среди поступивших нет. Есть позитивная динамика и ровный по знаниям контингент молодых людей. Заметен явный интерес к инженерным специальностям, причем самых одаренных абитуриентов. Радует и то, что перекос в пользу ряда специальностей, который наблюдался в течение ряда лет, нормализовался.  

autoscroll_news_right_240_400_1
autoscroll_news_right_240_400_2